Методические указания «Формирование универсальных учебных действий»

0
0
Материал опубликован 28 February 2018

Формирование универсальных учебных действий.

В условиях новых требований с учетом введения ФГОС ООО новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует от человека способности решать постоянно возникающие новые, нестандартные задачи. Современному человеку нужно быть готовым к тому, что ему придется в жизни неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии, поэтому такие качества, как профессиональная мобильность и способность к непрерывному образованию приобретают особую значимость. Выдвигаются также повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Важным условием формирования таких качеств личности в современной школе является продуктивное образование, предполагающее перенос акцента с обучающей деятельности учителя на самостоятельную продуктивную учебную и внеурочную деятельность ученика, переход от школы как средства передачи знаний к школе самоопределения и саморазвития ученика. Именно в рамках продуктивного образования возможно формирование у школьников высокого уровня универсальных учебных действий, обеспечивающих способности к самообразованию на протяжении всей жизни, к освоению новых технологий и пониманию возможностей их использования, к разрешению проблем и принятию самостоятельных решений, к адаптации в социальной и профессиональной сфере, к работе в команде.

В Федеральном государственном образовательном стандарте существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования, - гражданская позиция, уровень их социализации, система ценностных отношений и ориентировок. Важнейшая задача современной сис­темы образования — формирование совокупности «универсальных учеб­ных действий» (УУД), обеспечива­ющих не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дис­циплин, но и компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенст­вованию путём сознательного и ак­тивного присвоения нового социаль­ного опыта.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие УУД (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

Задача начальной школы «учить ученика учиться», задача основной школы — «учить ученика учиться в общении», «инициировать учебное сотрудничество».

В условиях внедрения ФГОС учитель не только передает объективные знания учащимся, но и способствует развитию их инициативы и самостоятельности, организует деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог реализовать свои способности и интересы, то есть фактически создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности.

Одним из действенных способов повышения эффективности учебной деятельности в основной школе является приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности. Используя различные формы данного вида деятельности на учебных занятиях и во внеурочной деятельности, педагог имеет возможность работать над формированием всех видов универсальных учебных действий обучающихся. Организация проектно-исследовательской деятельности- приоритетное направление работы школы в развитии УУД.

Формирование УУД на основе использования проектной и исследовательской деятельности

Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности

Формируемые виды УУД

(по приоритету)

Итоговые результаты участия в проектной и исследовательской деятельности

Коллективная работа

Индивидуальная работа

-Анализ актуальности проводимого исследования (проекта) .

- Целеполагание.

- Формулировка задачи.

- Выбор средств и методов.

- Планирование работы, определение сроков и последовательности действий.

-Проведение проектных и исследовательских работ.

-Оформление результатов.

-Представление результатов

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Интеллектуальное и личностное развитие школьников.

Рост их компетентности в выбранной теме.

Формирование умения сотрудничать в группе.

Формирование умения работать самостоятель-но.

Уяснение учащимися сущности исследова-тельской и проектной деятельности.

При формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.

ИКТ должны широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.Таким образом, информационно- коммуникационные технологии являются инструментарием универсальных учебных действий.

Технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

В основе формирования и развития УУД лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

Развитие УУД в начальной и основной школе целесообразно в рамках использования таких возможностей современной информационной образовательной среды как:

• средств обучения, повышающих эффективность и качество подготовки школьников, организующих оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ;

• инструментов познания, отвечающих за формирование навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;

• средств телекоммуникации, формирующих умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

• средств развития личности, обеспечивающих формирование навыков культуры общения;

• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Решение задачи развития универсальных учебных действий происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективных курсов).

Формирование УУД с учетом форм организации проектно-исследовательской деятельности

Формы организации проектно - исследовательской деятельности

Формируемые УУД (в приоритете)

На урочных занятиях:

Урок – исследование

Урок – лаборатория

Урок – творческий отчет

Урок – рассказ об ученых

Урок – защита исследовательских проектов

Урок открытых мыслей

Учебный эксперимент

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД

Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

На внеурочных занятиях:

Исследовательская практика

Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)

Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

Обеспечение внедрения системно – деятельностного подхода в образовательный процесс возможно с использованием различных современных педагогических технологий. Среди большого разнообразия приоритетными в использовании являются такие технологии, которые позволят организовать активную познавательную деятельность ученика (как индивидуальную, так и в форме разнотипового сотрудничества):

технология развития критического мышления через чтение и письмо;

технология проектной деятельности учащихся;

метод исследования;

ИКТ – технологии;

проблемное обучение;

технология дискуссий;

коллективный способ обучения;

кейс-технология.

Использование инновационных педагогических технологий

Педагогические технологии

Приоритетные виды формируемых УУД

Учебные предметы(предметные области) по приоритетному использованию педагогических технологий

Технология проектного обучения

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Технология

Иностранный (английский) язык

Естественно-научные предметы

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Технология проблемного изложения учебного материала

Познавательные УУД.

Математика и информатика

Естественно-научные предметы

Филология

ОБЖ

Технология исследовательской деятельности

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Естественно-научные предметы

Филология

Математика и информатика

Коммуникативно-диалоговые технологии

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Филология

Искусство

Математика

Естественно-научные предметы

Технология развития критического мышления

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Естественно-научные предметы

Филология

Математика и информатика

Технология модульного обучения

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Химия

Общественно-научные предметы

Кейс – технология

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Общественно-научные предметы

Технология учебной игры

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Физическая культура

Основными принципами учебно-воспитательной деятельности должны стать научность,доступность,прочность,наглядность,связь теории и практики,сознательность и активность,ориентированность на результат,сотрудничество,системность,преемственность.

Формирование и дальнейшее развитие различных видов универсальных учебных действий происходит не в рамках отдельных учебных предметов. Соблюдение определенной системы условий, а также организация различных видов деятельности обучающихся по решению одних и тех же типов задач позволит работать над формированием всех видов УУД каждому учителю-предметнику.

Основные пути, методы и технологии формирования УУД обучающегося

УУД

Методы и технологии формирования данного УУД

Регулятивные

Психологические тренинги.

Деловые игры.

Технология дистанционного обучения.

Технология продуктивного обучения.

Кейс-технология.

Технология проблемного обучения.

Проектные технологии.

Технология мастер-класса.

Технология коллективного творческого дела.

Технология портфолио.

Технология обогащающего обучения

Познавательные

Технология сотрудничества.

Выполнение письменных работ (доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе).

Деловые игры.

Технологии работы в группе.

Инновационные лаборатории.

Участие в конкурсах, олимпиадах и НПК.

Технология критического мышления.

Разработка инновационных проектов.

Мастер-класс.

Технология проблемного обучения.

Технология развивающего обучения

Коммуникативные

Психологические игры.

Решение коммуникативных речевых задач.

Работа в парах.

Дискуссии.

Навыковые тренинги.

Проблемное обучение.

Лекции с обратной связью.

Техника активного слушания.

Техника перефразирования.

Семинары.

Проектно-групповая деятельность

Личностные

Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова.

Психологические тренинги.

Деловые игры.

Технология дистанционного обучения.

Кейс-технология.

Технология ТРИЗ.

Технология проблемного обучения.

Проектные технологии.

Технология самообразования.

Технология коллективного творческого дела.

Технология портфолио

Формы учебной деятельности как условие формирования универсальных учебных действий

Учебное сотрудничество

Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Творческая, проектная,

учебно – исследовательская деятельность

Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметныхкоммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и

рефлексивная деятельность

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.

Центральной функцией самооценки является регуляторная функция.

Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка.

На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

*постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности(оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

*предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

*предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;

*организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

*формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

*формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и

самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

*организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Трудовая деятельность

Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности,развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Спортивная деятельность

Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.

Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.

Урок:

- проблемная ситуация;

- диалог;

- взаимообучения;

- свободный урок;

- урок разновозрастного сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности

Занятие в малой академии

Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам

Индивидуальное занятие

Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов

Внеучебные формы

Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.

Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

УУД формируется через уроки, внеурочную деятельность, тренинги, консультации, дебаты, нетрадиционные формы уроков,олимпиады, конкурсы, выставки, фестивали, кружки, элективные курсы, групповые занятия, семинарские занятия, научные общества, ученические отряды, проекты, исследования, экскурсии.

На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия, что позволяет организовать процесс обучения на данной ступени в соответствии с основной задачей основной школы «учить ученика учиться в общении». Использование различных типов сотрудничества с учетом возрастных особенностей учащихся позволит организовать работу по решению данной задачи.

Использование различных типов сотрудничества для формирования УУД

Форма сотрудничества

Основные составляющие сотрудничества

Формируемый вид УУД

Учебное сотрудничество

Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы. Обмен способами действия. Взаимопонимание. Общение.

Планирование общих способов работы. Рефлексия.

Коммуникативные УУД

Совместная деятельность

Совместная постановка целей работы.

Совместное определение способов выполнения работы.

Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы.

Понимание и учет позиции других участников выполнения работы.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Разновозрастное сотрудничество

Работа с позиции учителя по отношению к другому.

Опробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов учебных действий.

КоммуникативныеУУД

Проектная деятельность (как форма сотрудничества)

Распределение обязанностей.

Оценка ответа товарища.

Следование правилам работы в группе.

Переход с позиции обучаемого на обучающего себя.

Выработка индивидуальных стилей сотрудничества

КоммуникативныеУУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Дискуссия

Формирование собственной точки зрения.

Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода.

Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи.

Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Учебное доказатель-ство (как особый способ организации усвоения знаний)

Выдвижение тезиса (утверждения).

Предоставление аргументов.

Вывод умозаключений (рассуждений, в ходе которых рождается новое суждение).

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Рефлексия

Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными.

Анализ наличия способов и средств выполнения задачи.

Оценка своей готовности к решению проблемы.

Самостоятельный поиск недостающей информации.

Самостоятельное изобретение недостающего способа действия.

Все виды УУД

Универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся. Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов учебной деятельности обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Педагогические приёмы для формирования УУД

Универсальные учебные действия

Педагогические приёмы

Результаты развития УУД

Личностные

 

 

Задание массивом.
Дай себе помочь.

Выход за пределы.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Театрализация.
 Идеальное задание

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.
Самоопределение, смыслообразование

 

Регулятивные

 

 

 

"Лист защиты".

Обсуждаем домашнее задание.

Резюме.

Вход в урок.

Идеальный опрос.

Райтинг.

Вопрос к тексту.

Отсроченная реакция.
Лови ошибку

Повторяем с контролем.

Знакомьте с критериями.

Организация работы в группах.

Вход в урок.

Показательный ответ.

Светофор

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.
Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

Свои примеры.

Удивляй.

Фантастическая добавка. Пересечение тем.
 Дай себе помочь

Повторяем с контролем.

"Да" и "Нет" говорите.

Опрос "по цепочке".
 Опрос-итог.
Тренировочная контрольная работа.
Блиц- контрольная

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.
Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные

Взаимоопрос.

Организация работы в группах.
"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Описание педагогических приёмов Задание массивом

1.Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
Пример.
К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкого разговорника. Количество не ограничивалось: десять слов — отлично, от пяти до десяти — хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили к столу по желанию.

2.Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Лови ошибку!

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

2.Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

Светофор

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА:при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал.

Зеленый сигнал — «Знаю!»

Выход за пределы:

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов.

Идеальное задание:Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся

Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему.

«Лист защиты» Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.

Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю

Вход в урокучитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок.

Идеальныйопрос:ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. 

Вопрос к тексту:при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке;
—вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

Организация работы в группах,причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

«Да» и «Нет».Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

Советуйтесь:учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Мордашки: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).

Знакомьте с критериями: учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

Райтинг(от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд

Используемые в школе технологии деятельностного типа предусматривают работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.Весьма эффективным является не только сотрудничество в классе, т. е. среди сверстников, но и разновозрастное сотрудничество. Оно способствует развитию умения понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию другого человека. Немалую роль в развитии коммуникативной деятельности учащихся играет и характер сотрудничества с учителем.Достижение исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий, в которые входят следующие:

создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование мыслительного процесса);

рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения;

обеспечение эмоционального благополучия детей;

удовлетворение познавательной потребности;

удовлетворение потребности в межличностном общении;

развитие способности к самоуправлению своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции;

дифференциация и индивидуализация содержания обучения;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации