Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС

0
0
Материал опубликован 6 September 2022

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС


В качестве приоритетной цели современного школьного образования выступает не передача определенных знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие способности у учащегося учиться самостоятельно, то есть ставить учебные цели, определять пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться.

В качестве основных психологических условий и механизмов процесса усвоения знаний, а также формирования картины мира общая структура учебной деятельности рассматриваются в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и других авторов. Развитием представлений об учебной деятельности явилась концепция универсальных учебных действий, разработанная под руководством А.Г. Асмолова [2].

Под универсальными учебными действиями в данной концепции понимаются обобщенные действия, которые способствуют формированию у учащихся широкой ориентации в разных предметных областях познания и мотивации учения. Согласно концепции универсальных учебных действий, учащийся сам должен выступать в роли «архитектора» и «строителя» образовательного процесса. Достижение этой цели возможно при формировании системы универсальных учебных действий, основу которой составляют: регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В личностные универсальные учебные действия, являющиеся отдельным видом, входят жизненное, личностное и профессиональное самоопределение; основу регулятивных учебных действий составляют действия, которые обеспечивают организацию учебной деятельности: действия планирования, формирование целеполагания, составление плана и последовательности действий, прогнозирования, контроля, коррекции и оценки. К познавательным относятся знаково-символические, логические действия и действия постановки и решения проблем. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.

Одним из средств, способствующих формированию универсальных учебных действий, выступают игровые технологии. Основу понимания сущностных характеристик игровых технологий составляет представление о самой игре. Игра является многогранным явлением и неоднократно рассматривалось в педагогике как одно из важнейших средств обучения и воспитания.

Под игрой, С.А. Аксючиц, Т.Н. Серегина понимают такой вид деятельности в определенных условиях, который направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [1].

Игра выполняет широкий спектр функций, в числе которых обучающая - (овладение способами действия), развивающая (развитие общих и специальных способностей), мотивационная (формирование учебных мотивов), воспитательная (формирование нравственных и эстетических норм поведения), коммуникативная (освоение способов взаимодействия), развлекательная (пробуждение интереса к деятельности), саморегуляции (сохранение внутренней стабильности), диагностическая, игротерапевтическая, коррекционная и функция социализации.

Современная система образования ориентирована на формирование универсальных учебных действий, и игровые технологии являются одним из средств решения данной задачи. Игровая деятельность используется в нескольких аспектах: в качестве самостоятельных технологий для освоения предметного содержания, в качестве элемента более широкой технологии, в качестве учебного занятия или его элемента, в качестве внеклассного или внешкольного мероприятия. Игра от педагогической игры отличается рядом признаков. В педагогической игре имеется четко поставленная цель, направленная на получение результата.

В рамках урока процесс реализации игровых технологий осуществляется следующим образом:

Учителем ставится цель перед учащимися в виде игровой задачи.

Учебная деятельность осуществляется по договорным правилам.

Учебный материал является средством создания игры.

Присутствует связь игрового результата с выполнением учебного задания.

Вводится элемент соревновательности, за счет которого учебные задачи переводятся в разряд игровых.

Место и роль игровой технологии в образовательном процессе обусловлены пониманием функций игры и ее классификации. Выделяют разные типы игр. Г.К. Селевко классифицирует игры по областям деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социально-психологические), по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические), в зависимости от игровой методики различаются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации [3].

Выделяются также и игры по предметной области: математические, биологические, музыкальные, трудовые, физкультурные, спортивные и так далее. По игровой среде различают игры без предметов и с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения. Использование данных видов игр является частью игровой технологии, так как она представляет собой совокупность разных видов игр, используемых в соответствии с поставленной задачей в рамках урочной или внеурочной деятельности.

Формированию универсальных учебных действий младших школьников на основе игровых технологии способствуют следующие составляющие: личностные универсальные учебные действия при использовании игровой технологии формируются на основе приемов, способствующих осознанию себя, цели своей деятельности, достигнутого результата. Одним из эффективных приемов развития личностных универсальных учебных действий с помощью игровых технологий является рефлексия в игре.

Познавательные универсальные учебные действия развиваются на основе использования игр, содержание которых связано с предметными областями, стимулирует познавательную и мыслительную активность младших школьников. В процессе использования игровых технологий, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий результатом является приобретение новых знаний, разрешение противоречий, связанных с незнанием, овладение способами познавательной деятельности. Например: Игра «Пропавшие часы». В ней дается задание: напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

В любом виде игр развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует наличие правил в игре, игровой задачи, которые подчиняют действия участников определенному алгоритму и формируют необходимые умения и навыки регуляции собственных действий и эмоций.

Например: Игра «Говори!» Взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми: «Какие времена года вы знаете?»… «Говори!» «Какой сегодня день недели?»… «Говори!»

Коммуникативные универсальные учебные действия развиваются при использовании игровых технологий на основе организации взаимодействия участников друг с другом, которое осуществляется в любом виде игр. При этом есть игры, которые в большей степени ориентированы на коммуникацию, в них участникам необходимо решать совместную задачу, договариваться, обсуждать, достигать общего результата.

Например: Игра с карандашами. Выполняется по кругу или в парах. Каждый игрок держит в правой руке карандаш. На 3 счета все игроки одновременно передают свои карандаши, поочередно, из правой руки в левую, и наоборот, на счет 4 – разводят руки в стороны и обмениваются карандашами с соседями. Упражнение повторяется до тех пор, пока карандаши по кругу не возвращаются к своим хозяевам. Есть виды игр, в которых участники меньше коммуницируют, но вместе с тем они также получают опыт установления положительных взаимоотношений со сверстниками.

Исходя из представленных примеров можно увидеть, что формирования универсальных учебных действий посредством игровых технологий в начальном образовании, прежде всего, связано с постановкой учителем соответствующих задач, которые находят отображение в игровых задачах, целенаправленным подбором игровых технологий в соответствии с поставленными задачами, а также определяется конкретными приемами руководства игровой деятельностью детей, которые обеспечивают достижение поставленных задач.

Литература

Аксючиц С.А., Серегина Т.Н. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий учащихся. Материалы Шестых Международных научных чтений «Калуга на литературной карте России». Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2018. − С.162-169.

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011.− 159 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. − 256 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации