Статья «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в условиях современного образования»

1
0
Материал опубликован 8 May 2021

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в условиях современного образования.

 

Т.Н. Гусева, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19», округа Муром Владимирской области.

 

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования универсальных учебных действий, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности обучающихся. Представленная статья раскрывает возможности использования цифровой лаборатории «Наураша» для процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Данная лаборатория предназначена для изучения науки при проведении исследовательских занятий. Проекты и исследования, реализующиеся с использованием «Наураши» способствуют развитию познавательной и продуктивной деятельности, а также расширяют кругозор и осуществляют формирование целостной картины мира. Лаборатория позволяет сделать процесс исследования захватывающим и интересным. Главный герой, мальчик Наураша – маленький исследователь, ровесник игроков, увлечённый желанием познавать мир. Вместе с Наурашей дети попадают в удивительный мир «Наурандия», где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования множества природных явлений, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами. Работа в цифровой лаборатории обеспечивает формирование познавательных УУД и условия для продуктивного развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Это необходимо для всестороннего развития современного школьника, который должен научиться самостоятельно решать многие задачи и проблемы и приобрести предметные и общие умения.

Тема опыта очень важна, так как познавательная деятельность учащихся является востребованной в организации современного образовательного процесса. Познавательная деятельность способствует развитию личности и возбуждению интереса к изучаемому материалу.

В рамках внеурочной деятельности на занятиях «Первые шаги в науку» цифровая электронная лаборатория «Наураша в стране Наурандии» используется 1 час в неделю. Цифровая лаборатория обеспечивает одновременную работу с аудиальным, визуальным и кинестетическим каналами восприятия младших школьников. Данная цифровая лаборатория состоит из 8 образовательно – игровых модулей, каждый из которых посвящён отдельной теме:

Температура

Свет

Электричество

Кислотность

Магнитное поле

Пульс

Сила

Звук

Занятия с младшими школьниками организуются в мини – лабораториях «Наураши», которые помогают в решении задач:

формирование целостной картины мира и расширение кругозора;

развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;

формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;

освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. На основе каждой из восьми мини- лабораторий проводится работа в парах или группах учащихся. В составе комплектов по каждой теме используется:

датчик в виде божьей коровки, измеряющий соответствующую теме физическую величину;

набор вспомогательных предметов для измерений;

сопутствующая компьютерная программа;

брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек всех сцен.

Отдельное внимание стоит уделить компьютерной программе. В игре имеется 8 разных сцен, каждая из которых предназначена для определенного модуля лаборатории. Во всех сценах детей сопровождал помощник (главный герой) – мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь. Наураша проводит с детьми ряд научных опытов, делится знаниями по заданной теме, знакомит с приборами для измерений и объектами – индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений. В зависимости от темы и целей занятия устанавливался желаемый порядок проведения игры, выбирались разные типы занятий, давалось необходимое количество повторений. В группах учащихся определяли ученых-испытателей, которые проводят измерения с помощью датчика, и ученых-наблюдатетелей, которые отслеживают изменения на экране и фиксируют в блокнотах или на доске. На занятиях применялись методы: проблемный вопрос, задание, проблемная ситуация, эвристическая беседа. Такой подход ставил ребенка в позицию исследователя, ученого, первооткрывателя. Был эффективен и такой наглядно-практический метод обучения, как моделирование, который помог детям установить причинно-следственные связи явлений, увидеть логику построения, закономерности, проявляющиеся в окружающем мире.

Работа учащихся, организованная с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», позволяет младшим школьникам учиться взаимодействовать друг с другом, слушать чужое мнение и отстаивать своё, узнавать новое, проявлять инициативу, творчество, а также самостоятельно принимать решение. Что является главным условием для формирования познавательных УУД.

Модули цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» могут быть использованы в любой программе внеурочной деятельности, где есть научно-познавательное направление, в программах, где предусмотрена проектная деятельность учащихся, где создаются творческие научно – исследовательские лаборатории. Работая в таких лабораториях, делая проекты и представляя их сверстникам, младшие школьники получают разносторонний опыт, который будет полезен им в средней и старшей школе.

Помня о задаче преемственности всех ступеней образования, авторы и создатели детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» хотят приоткрыть дверь младшим школьникам в мир физики, химии, биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметных областей в средней и старшей школе с большим интересом и желанием. Это одна из главных целей проекта.

Используемые источники информации.

1. Зеленеева Е.А., Хлучина Н.В. Использование игровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» с целью развития познавательной среды дошкольника // Совушка. 2020. N1 (19).

2. Стандарт начального общего образования второго поколения [Электронный ресурс]//Федеральный Государственный образовательной стандарт / Институт стратегических исследований в образовании РАО. — Электронные данные — М.: Просвещение, 2010. — Режим доступа: http//standart.edu.ru, свободный.

3. Шутяева Е., «Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе. / Е. Шутяева – М., 2014. – 72с.

4. https://pedsovet.su/load/116-1-0-51977

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации