12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасина Наталья Александровна253
Россия, Тульская обл., Тула
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Эффективность родительского собрания – ключ к взаимопониманию

Основной формой сотрудничества школы и классного руководителя с родителями является классное родительское собрание. За учебный год, в среднем, классный руководитель проводит четыре собрания. На собрании классный руководитель совместно с родителями ставит цели и задачи учебно-воспитательного процесса на предстоящий учебный год, планируют и обсуждают построение воспитательного процесса, подводят итоги работы за год.

Многие думают, что проведение родительского собрания легкий процесс, не требующий много времени. Но на самом деле, на организацию и подготовку собрания уходит времени иногда больше, чем на уроки или внеклассные мероприятия. Ведь на собрании встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе - учителя и родители. Встречаются, чтобы обсудить основные проблемы самой главной стороны - детей. Это обстоятельство накладывает большую ответственность на классного руководителя во время подготовки, проведения и подведения итогов родительского собрания. Только правильная организация со стороны классного руководителя может повлиять на эффективность родительского собрания.

Для начала каждый классный руководитель должен четко понимать, что подразумевается под эффективностью родительского собрания.

Главным показателем в эффективности родительского собрания является активное участие родителей, их активное обсуждение поставленных учителем вопросов, ответы на вопросы, советы и рекомендации. От эффективности родительского собрания зависит взаимопонимание между родителями и учителем, родителями и детьми, детьми и учителем.

На собрании классный руководитель старается рассказать родителям о многом. Он поднимает на обсуждение, как можно больше вопросов, на его взгляд важных. Но не всегда и не все, что иногда мы говорим или хотим сказать на собраниях интересно и необходимо для всех родителей. Родители, приходя на собрание, хотят услышать информацию про своего ребенка, а не про чужих. Но это недопустимо. Нельзя ругать, нельзя переходить на личности, нельзя говорить при всех об отдельном ребенке! Ничего нельзя!

Так как же эффективно провести родительское собрание? Как заинтересовать родителей в посещении собраний? Как донести нужную информацию и при этом вызвать интерес, дав не только ту информацию, ради которой они пришли, но и ту, которую вы хотите до них донести?

На мой взгляд, чтобы родительское собрание было эффективным, необходимо придерживаться всех этапов его организации и соблюдения нескольких правил.


Этап 1. Организация родительского собрания


Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Так как наша аудитория это родители учащихся, то в повестке дня должны быть темы, актуальные для родителей. Совершенно ясно, что родителей в первую очередь интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка. Поэтому одним из вопросов, затрагиваемых на собрании должны быть «Итоги триместра» или «Итоги промежуточной аттестации». Формулировка вопроса зависит от того, в какое время проводится собрание: перед окончание триместра или после него.

Человек лучше воспринимает визуальную информацию, поэтому целесообразно подготовить сводные листы успеваемости по каждому ребенку отдельно и выделить (маркером, например) те оценки, которые вызывают у вас беспокойство. Да и родителям поможет быстрее разобраться и понять, на что стоит обратить внимание в первую очередь. Это трудоемкий процесс, но он себя оправдывает, так как дает целостную картину развития ученика в учебном процессе.

Не лишним будет и беседа классного руководителя с учителями-предметниками перед собранием. Целью этой беседы является персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроке. Она необходима для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе. Данная информация будет интересна родителям больше, нежели простые замечания и умозаключения только классного руководителя.

Как показывает практика, явка родителей на собрание является гораздо более важной частью работы при организации родительского собрания. Очень важно создать атмосферу ожидания собрания родителями. Для этого необходимо «правильно» и заблаговременно пригласить родителей.

В наш мир компьютерных технологий и социальных сетей это сделать просто. У каждого класса есть группа или сайт, где освещается актуальная информация, как для детей, так и для родителей. Так вот, хотя бы за неделю до предстоящего события, необходимо разместить объявление о собрании, в котором должна быть освещена повестка дня, а также дата и время проведения. Вот здесь надо помнить, что многие родители работают. Значит, день и время должны быть продуманы тщательно. Проводить родительское собрание целесообразно в будний день в 18.00-19.00, так как в это время многие уже заканчивают работать. Никогда не проводите собрание в выходной! Это личное время каждого, также как и у вас. Не проводите собрание чаще, чем 1 раз в три месяца. Это может просто вызвать ряд негативных эмоций со стороны родителей.

И еще один совет. Психологи говорят, что самое приятное для человека это его имя. Поэтому я не только размещаю объявление на странице класса, но и индивидуально каждому родителю отправляю сообщение о дате и времени проведения через мессенджеры, обращаясь к каждому по имени и отчеству. Не забывайте также, что у детей есть не только мамы, но и папы!


Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания.


Этот этап является предметом вашего творчества. Ведь только вы знаете родителей своего класса и должны чутко улавливать их настроение и потребности.

Сценарий собрания должен быть четко продуман. Он должен включать себя все вопросы, прописанные в повестке дня собрания. Что интересует каждого родителя? Конечно же, это успеваемость и поведение его ребенка. Поэтому включение в собрание анализа учебной деятельности и поведения на уроках обязательно. Но никогда не начинайте с негатива собрание!

Запомните! Какие бы неприятные темы вы ни планировали затронуть на собрании, начинайте всегда с позитивного. Это может быть краткий рассказ об экскурсии, об успехах класса среди параллели, моменты дружбы и взаимопомощи, фотоотчет прошедших мероприятий. Все это покажет родителям жизнь класса изнутри. Позитивные слова поднимут настроение родителям и улучшат принятие последующих, пусть и менее приятных, новостей.

Далее можно рассказать родителям итоги бесед с учителями-предметниками. Поделиться своими наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях, после уроков. Родители должны понимать, что функция школы заключается не только в организации учебного процесса, но и то, что работа школы направлена еще и на социализацию. Школа дает опыт взаимодействия с другими людьми. Не забывайте, быть предельно деликатными и выдержанными. Избегайте негативных оценок в адрес конкретного ученика или родителя. Давайте родителям общую информацию. Нередко родители больше осведомлены о жизни детей в стенах школы и сами сделают соответственный вывод из вашей информации.

Переходя к анализу учебной деятельности детей необходимо ознакомить родителей с общими результатами учебных достижений класса. Можно провести сравнительную характеристику с результатами за прошлый учебный период. Раздайте родителям сводные листы успеваемости. Поясните родителям, на что им необходимо обратить внимание. С самого начала предупредите, что ответы на частные вопросы они могут получить только в личной беседе с вами.

Одной из важнейших задач классного руководителя является повышение уровня психолого-педагогической и информационно-коммуникационной культуры родителей. Поэтому в повестку дня необходимо включать темы из области психологии и педагогики. Они могут быть любой направленности, но самое главное, чтобы это помогало родителям лучше понять проблемы и интересы своего ребенка. Например, я на первом собрании в учебном году всегда рассказываю родителям о возрастных особенностях школьников. Ведь не у всех есть время читать книги. А возраст и изменения, происходящие в организме ребенка, сильно влияют на его поведение и успеваемость. Эти беседы помогают мне донести до родителей: что «плохой ученик» не означает «плохой человек». А в этом и заключается основная задача классного руководителя при работе с родителями: помочь им понять своего ребенка, пойти на контакт с учителями и прийти со всеми к взаимопониманию.

Поэтому ваша задача состоит в том, чтобы каждый родитель ушел с собрания с ощущением своей значимости и твердой уверенностью в том, что может помочь своему ребенку.

Активно вовлекайте родителей в обсуждение всех вопросов, предлагайте им отвечать с места, высказывать свое мнение. Залог успешного собрания - это умело построенный диалог обеих сторон, учитывающий интересы и тех, и других. Главное, не допускайте любой критики в адрес других участников собрания. В самом начале собрания предупредите родителей, что родительское собрание – это мероприятие, направленное на взаимопомощь и взаимопонимание между всеми участниками как учебной, так и воспитательной деятельности. Здесь недопустимы оскорбления или скандалы. Но этот процесс должен быть четко организован вами и всегда быть под контролем, иначе будет хаос.

Переходя к организационным вопросам, помните: не тратьте на это много времени! Не затягивайте собрание! Ознакомьте родителей с перечнем предстоящих мероприятий и попросите посильную помощь с их стороны. Моя практика показывает, что родители сами откликнутся и пойдут на диалог с вами, так как они больше всех заинтересованы в воспитании и учебе своих детях.

В любой ситуации будьте спокойны, рассудительны и неторопливы. Родители в любом случае дадут свой ответ на любую проблему и пойдут вам навстречу. А при вашем умелом принятии ситуации обязательно оценят педагогический профессионализм и человечность.


Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания.

В конце собрания попросите кого-нибудь из родительского комитета подвести итоги родительского собрания. Старайтесь как можно чаще выводить родителей на активное участие в разговоре на протяжении всего собрания. После выступления одного родителя, не забудь спросить у других, не хочет ли кто-нибудь дополнить предыдущее высказывание. Людям нравится, когда интересуются их мнением!

Но, как бы, не были важны мнения и нужды родителей, помните, именно вы, руководите этим мероприятием и именно от вас зависит эффективность родительского собрания. Поэтому решающим должно быть ваше слово!

И, наконец, дома, в спокойной обстановке проанализируйте весь ход проведенного родительского собрания. Отметьте для себя, кого вы смогли заинтересовать, кто активно участвовал в обсуждениях. Вспомните лица родителей, их эмоции. Если все было замечательно, то вы молодец и справились с поставленными целями: родительское собрание было нужным, полезным и главное эффективным.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.