Статья «Формирование правильного чтения у учащихся младших классов»
Формирование правильного чтения у учащихся младших классов
Annotation. The article deals with the formation of correct reading skills in elementary school students. The content of the goals and types of training is explained.
Keywords: Reading, fast, conscious, expressive, fluent, narration, understanding, analysis, text, language, language acquisition.
Аннотация. В статье речь идет о формировании навыков правильного чтения у учащихся начальных классов. Объясняется содержание целей и видов обучения.
Ключевые слова: Чтение, быстрое, осознанное, выразительное, беглое, повествование, понимание, анализ, текст, язык, овладение языком.
Воспитание ребенка, формирование и развитие его мировоззрения и навыков чтения, развитие речи учащихся вырабатываются как отдельные критерии в международных стандартах. Видно, что развитие навыков чтения в начальных классах является важным фактором. На начальных занятиях по чтению темпом роста речи учащихся является хорошо структурированный пересказ. Школьный опыт включает полное, сокращенное, выборочное и творческое пересказывание. Для младших школьников пересказ текста полностью или близко к тексту дается относительно легко, а другие виды сравнительно сложнее. Вопрос учителя о содержании прочитанного в пересказе рассказа должен быть направлен на размышление о деталях рассказа, о причине и следствии связи между определенными событиями. Персонажи и их поведение играют ключевую роль в развитии сюжета произведения.
Анализ справочной литературы. Учащиеся могут лучше понять содержание произведения, анализируя персонажей, их поведение и особенности. При чтении и анализе того или иного произведения искусства преподаватели и учащиеся иногда могут столкнуться с различными различиями.
Вопрос учителя должен быть направлен на рассказ о том, чем занимались герои произведения, где и при каких обстоятельствах происходили их действия, на связное описание событий и выяснение их взаимоотношений. В начальных классах задача обучения правильному, быстрому, осознанному и выразительному чтению осуществляется наряду с формированием у учащихся навыков анализа текста. Взаимосвязь развития навыков чтения и работы над текстом определяет подход к анализу текста.
Методология исследования. Методика обучения родному языку, основанная на систематическом изучении языка, заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно и творчески мыслить, увеличивать словарный запас, уметь слушать и понимать речь других, четко и лаконично излагать свои мысли, выделять слова. и использовать их правильное применение, формирование навыков устной и письменной речи, достижение гармонии формы и содержания в выражении мысли, правильная организация отношений ученик-ученик-учитель, повышение эффективности обучения теоретически и практически обосновать что это важный фактор.
Анализ и результаты. Методика родного языка направлена на внедрение полученных знаний в педагогическую практику, формирование и развитие навыков использования передовых технологий. Система «ученик-учитель» является ведущим фактором обновления содержания образования. Будущему учителю родного языка необходимо досконально изучить методологическую науку, ознакомиться с требованиями ДТС по нормам коммуникативной грамотности. Кроме того, студент должен знать различные способы увеличения и обогащения словарного запаса, иметь устойчивую компетентность в укреплении, развитии и совершенствовании приобретенных речевых навыков и умений. Выделяют четыре типа целей обучения: - практическая цель: развивать умения и навыки самостоятельного и свободного использования языковых возможностей; - воспитательная цель: развитие логического и образного мышления, формирование коммуникативной грамотности; - воспитательная цель: обеспечение духовного, мировоззренческого и эстетического воспитания; - развивающая цель: психическое развитие личности учащегося. Чтение играет важную роль в жизни человека. Через чтение человек приобретает знания о бытии и обществе; человек, который не умеет читать, ничем не отличается от слепого. В начальных классах занятия по чтению проводятся по всем предметным классам. Но способ научить чтению заключается в разработке методологии чтения. Достижения в области общего развития методики чтения, психологии, специальной методики учащейся молодежи формируются на основе достижений по всем предметам.
Например, раньше чтению обучали путем механического запоминания, а теперь чтение осуществляется путем описательного чтения. В методе запоминания не уделяется внимания комментированию слов в тексте, объяснению содержания, пересказу прочитанного и вообще осознанному чтению. Больше внимания уделяется правильному произношению, чтению с декламацией, выразительному чтению. Поэтому сейчас чтение в школах ведется по методу объяснительного чтения. На уроках чтения учащиеся узнают о природе, обществе, живущих в нем людях, жизни людей, их прошлом, настоящем образе жизни, известных людях, природе родного края: погоде, богатстве, животном мире и т. д. В процессе приобретения знаний, возникает положительное отношение к ним. Передавая знания, воспитывается личность учащегося. В. А. Сухомлинский говорит об этом: «Дети должны постепенно усваивать свою ответственность за материальные и духовные блага, создаваемые старшими поколениями, познающими мир и самих себя. Нужно дать ребенку право видеть хорошее и плохое. Добро рождает в нем радость, удовольствие, волнение, стремление следовать духовной красоте, а зло пробуждает гнев, нетерпимость, наполняет духовной силой, призывая к борьбе за правду и справедливость. На уроках чтения в классе решаются следующие задачи: - Совершенствовать навыки чтения. У учащихся хорошие и правильные читательские качества: формирование навыков правильного, быстрого, осознанного, выразительного чтения; - прививать детям любовь к книгам, учить их пользоваться книгами, получать от них необходимые знания, то есть воспитывать вдумчивых, вдумчивых читателей, умеющих работать с книгами; - расширение знаний учащихся о мире и бытии, формирование элементов научного мировоззрения; - воспитание студентов в духе нравственности, эстетики и трудолюбия; - развивать речь и мышление учащихся; - Формирование элементов литературного воображения.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности и, как отмечает Е. Н. Соловова, «наиболее распространенный способ общения» [1]. Согласно результатам исследования, чтение является одним из самых мощных факторов, влияющих на познание и обучение. Обучение чтению на английском языке в начальной школе представляет собой трудную задачу, так как процесс овладения чтением дается с трудом младшим школьникам даже на родном языке. В настоящее время вопрос разработки методики обучения чтению на иностранном языке в начальной школе разработан не полностью, в связи с чем обучение чтению является одной из актуальных проблем теории и практики обучения иностранным языкам. Чтение как учебный процесс развивает познавательные и речевые способности, готовность к общению на английском языке и формирует мотивацию к дальнейшему обучению. Ученые-психологи Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б., Выготский Л. С. отмечают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для обучения, так как в этом возрасте происходит усиление познавательных мотивов учения, смена ведущего вида деятельности с игрового на учебный, у школьников положительное отношение к обучению [2].
Желательно обучать чтению на английском языке в устной форме. Это способствует фонетически правильному произношению прочитанного во внутренней речи. Для формирования навыков чтения у младших школьников можно сочетать разные методы, приемы и разные формы организации работы, можно включать отдельные развивающие элементы, активизирующие процесс обучения. Технические умения, обеспечивающие перцептивно-смысловую сторону чтения, проявляются в знании звукобуквенных соответствий и умении их декодировать и являются основой смысловой обработки воспринимаемой информации. Если учащийся не может быстро и точно определить букву; определив тип слога, в который он входит, необходимо читать его в сочетании со следующими; правильно воспроизвести его звучание, а затем соотнести прочитанное слово с имеющимся в его памяти его орфоэпическим аналогом, т. е. расшифровать написанное слово [3, c. 27].
Чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от их положения в словах, особенно затруднено на начальном этапе изучения английского языка. Слова, которые не читаются по правилам, приходится запоминать наизусть. Процесс выбора, предполагающий запоминание нужного правила и буквосочетания, требует определенного времени, что замедляет темп чтения и не позволяет школьникам быстро и точно установить звукобуквенное соответствие. Существует два основных метода обучения чтению: фонологический метод и метод целых слов. Фонетический подход основан на алфавитном принципе. Он основан на обучении произношению букв и звуков (фонетика), а когда школьники накапливают достаточные знания, то переходит к слогам, а затем и к целым словам. Метод обучения чтению слов целиком предлагает Глен Доман, который рекомендует учить распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составные части. В этом методе не учат ни названиям букв, ни звукам. Школьникам показывают слово и произносят его.
После выучивания 50-100 слов школьникам дается текст, в котором эти слова часто встречаются. Формирование навыка чтения на иностранном языке на начальном этапе обучения состоит из следующих этапов: 1) чтение отдельных слов; 2) чтение синтагм; 3) чтение абзацев; 4) чтение текстов. При обучении чтению исследователи рекомендуют как можно быстрее переходить к этапу целостного восприятия блоков слов, так как дословное чтение серьезно затрудняет понимание содержания текста на иностранном языке. Чтение с использованием синтагм не только помогает понять содержание текста, но и повышает выразительность чтения и увеличивает операционное поле чтения. Обучение чтению должно основываться на изучении двух вариантов буквенного кода — письменного и печатного. Обучение чтению проводится только после того, как школьники освоят письменный вариант буквенного кода. Таким образом, работа над техникой чтения начинается после предварительного ознакомления с языковым материалом в устной форме и усвоения письменного варианта буквенного кода и букв печатного кода. Чтение по синтаксису ускоряет и улучшает восприятие и понимание содержания текста. Важно помнить, что для детей младшего школьного возраста подача материала должна быть интересной, разнообразной, яркой. Тексты на иностранном языке должны быть подобраны таким образом, чтобы они способствовали развитию познавательного интереса, кругозора школьников и поддерживали этот интерес и мотивацию к изучению иностранного языка все годы обучения в школе.
Цель этого исследования состояла в том, чтобы определить элементы, присутствующие в эффективном обучении грамоте, то есть те элементы, которые способствуют чтению, говорению, аудированию, мышлению, письму и метакогнитивным навыкам. Выявление этих стратегий может помочь учителям чтения в разработке и реализации эффективного обучения. Были также изучены убеждения учителей и личные качества, а также используемые материалы и климат в классе. Специалисты по чтению и администраторы найдут результаты полезными для развития деятельности по профессиональному росту учителей чтения.
Для этого исследования была выбрана частная церковная школа Dodd Elementary (псевдоним), где я служил директором школы последние четыре года. Школа, в которой обучается 292 ученика, имеет репутацию выдающейся программы чтения и удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся. Построенный на рубеже веков, объект, в котором размещается программа от дошкольного до 8-го класса, когда-то был частью частного колледжа, который использовался для размещения летчиков-истребителей во время Второй мировой войны. Физически прикрепленная к спонсирующей церкви, школа расположена в историческом районе крупного города с населением более 200 000 человек. В школе есть здание начальной и средней школы с компьютерным классом в каждом, полноразмерный спортзал и три детские площадки. Школьная библиотека, расположенная в здании начальной школы, насчитывает более 8000 книг и полностью автоматизирована. Каждый класс имеет дополнительную классную библиотеку и использует программу ускоренного чтения (Renaissance Learning, 2004). В каждом классе не менее трех компьютеров. Недавно в школе был реализован технологический проект, в рамках которого во всех комнатах были подключены внутренние и интернет-соединения, а для учащихся были созданы собственная телевизионная и радиостанция. Школа может использовать церковные помещения для еженедельной часовни и специальных программ - Зал общения с полноразмерной сценой, часовню и святилище. Эта аккредитованная государством школа, основанная как церковное служение, впервые открылась более тридцати лет назад. Школа обещает обеспечить академическое превосходство в христианской среде. Есть много историй успеха, рассказанных выпускниками и довольными родителями. Стандартизированные результаты тестов являются предметом гордости для школы, но, возможно, самая большая претензия школы на славу — это заботливая среда и сплоченность всех присутствующих. Родители, ученики и учителя относятся к школьной семье. Новички часто говорят, что почувствовали теплоту школы при первом посещении и знали, что это школа для них.
Учителя в школе получают родительскую поддержку во всех начинаниях. Большинство сотрудников имеют ученые степени (более 60%) и опыт работы более 15 лет. Один учитель работает в школе с момента ее основания. Бывшие ученики всех возрастов возвращаются к нему, когда возвращаются в город.
Студенты должны пройти вступительные испытания, чтобы быть принятыми в школу. Школьная политика гласит, что школа ориентирована на учащихся среднего и выше среднего уровня. Однако часто учащегося с баллами по чтению ниже среднего принимают из-за высоких показателей способностей и убежденности в том, что этот учащийся не получил надлежащего обучения. Многие учащиеся со средними способностями и трудностями в чтении посещают эту школу для специального мультисенсорного обучения, которое можно получить заочно. В настоящее время сорок один учащийся имеет индивидуальные планы проживания в рамках программы 504 из-за неспособности к обучению. Родители подписывают годовой контракт, по которому обучение в среднем составляет около 6000 долларов в год. Есть две секции каждого уровня класса. Попечительский совет установил следующий размер классов: трехлетние классы - двенадцать учеников; четырехлетние классы - четырнадцать учащихся, от детского сада до 5-х классов - шестнадцать учащихся; классы с шестого по восьмой классы – восемнадцать учеников. Не все классы заполнены до отказа, но на некоторые классы есть листы ожидания. Учащиеся от начальной школы до третьего класса обучаются в автономных классах. Учащиеся четвертого и пятого классов распределены по отделам: два учителя разделяют основные обязанности четвертого класса, а три учителя разделяют основные обязанности пятого класса. Все учащиеся начальной школы проходят специальное обучение французскому языку, искусству, музыке, физическому воспитанию, компьютеру и библиотеке. Школьный консультант еженедельно посещает каждый начальный класс, чтобы обсудить такие темы, как разрешение конфликтов, давление сверстников и самооценка. Обучение Библии происходит ежедневно, а еженедельная служба в часовне. У учащихся средней школы семидневный учебный день. Каждый студент берет факультативный час, который меняется каждые девять недель. Темы этого курса включают компьютерное обучение, телепроизводство, драму, искусство, творческое письмо, музыкальную группу, учебные навыки и географию. Иностранные языки, предлагаемые учащимся средних школ, включают испанский и французский. Учащиеся могут получить две кредитные единицы Карнеги для средней школы в восьмом классе - алгебра I и иностранный язык. Внеклассные мероприятия включают различные клубы (4-H, Студенческий совет, Национальное общество чести юниоров), спортивные (беговой клуб, баскетбол, черлидинг) и тематические организации (французский клуб, клуб искусств, книжный клуб). В школе предлагаются три специальные программы – PACE, Discovery Learning Lab и Destination Imagination.
PACE (Patriots Accelerated and Challenged to Excellence) — это выдвижная программа для академически одаренных, в рамках которой учащийся занимается самостоятельным обучением. Discovery Learning Lab — это мультисенсорная языковая программа, в рамках которой учащиеся с выявленными нарушениями чтения получают индивидуальное обучение. Обе программы привлекают в школу учащихся с особыми потребностями. Студенты Discovery Learning Lab взимают дополнительную плату за индивидуальную терапию, проводимую сертифицированным академическим языковым терапевтом. Учащиеся средней школы, у которых выявлены проблемы с обработкой речи, в рамках своей учебной программы в этой лаборатории проходят обучение в небольших группах по письменному выражению. Destination Imagination — это программа решения творческих задач, доступная для учащихся 4–8 классов. Учащиеся в этой программе соревнуются с аналогичными командами из других школ и могут выйти на глобальные соревнования — подвиг, совершенный этой школой за последние шесть лет.
Школьный календарь наполнен многочисленными событиями, от «Дерева дарения», когда каждый ученик школы жертвует рождественские подарки для использования соседней школой, где ученикам повезло меньше, до осеннего фестиваля, весеннего мюзикла, шоу талантов, викторины пятого класса. , Ярмарки по науке и социальным наукам, Отступление в средней школе, Поездка в среднюю школу (которая чередует Вашингтон, округ Колумбия, Бостон и Филадельфию), День поля, День теней (с наставниками) и многое другое. В школе работает 48 взрослых. Тридцать пять штатных сотрудников, в том числе учителя, три офисных сотрудника, библиотечный клерк и три помощника учителя. Двенадцать учителей работают неполный рабочий день. Они относятся к специальным областям - дошкольное обогащение, иностранный язык, музыкальная группа, лаборатория Discovery Learning и высшая математика. Студенческое население на 96% состоит из представителей европеоидной расы, 2% из числа чернокожих и 2% из других стран. Тридцать пять учеников получают финансовую помощь для посещения этой школы. Попечительский совет недавно внес поправки в политику предоставления финансовой помощи в размере до 100% стоимости обучения, чтобы охватить больше студентов в сообществе. Семьи, желающие получить финансовую помощь, подают заявку в стороннюю фирму, которая, в свою очередь, дает рекомендации школе в зависимости от потребностей. Дополнительно предоставляются следующие скидки: дети служителей церкви-основателя посещают школу бесплатно, дети учителей посещают школу со скидкой 50% на обучение, помощники учителей получают скидку 25% на своих детей, члены церкви получают небольшую скидка для их детей (100 долларов США), а семьям с более чем 3 детьми предоставляется скидка 10% на третьего ребенка и далее.
Значение этого исследования заключается в том, что оно выявило стратегии, используемые в обучении грамоте эффективными учителями. Изучая убеждения этих учителей в отношении обучения, стало очевидным, как эти убеждения на самом деле сформировали классную практику. Внимательный взгляд на материалы, используемые для чтения, и атмосфера в классе также дает представление о разработке эффективных программ. Это исследование расширяет существующую литературу по эффективному обучению грамоте и позволяет повседневным практикам учиться на этих примерах успеха.
В исследовательской литературе по эффективному обучению грамоте есть несколько повторяющихся выводов. Важность роли учителя и консенсус в отношении того, что не существует одного лучшего метода обучения чтению, были двумя наиболее важными выводами (Bond & Dykstra, 1967/1997; Chall, 1967; Shanahan, 2003; Snow et al. , 1998). Даффи и Хоффман (1999), ученые в области чтения, написали в соавторстве статью под названием «В погоне за иллюзией: ошибочный поиск идеального метода». Они резюмируют то, что показали многолетние исследования: «Не существует одного «идеального метода» для обучения чтению всех детей. Учителя, политики, исследователи и педагоги-педагоги должны признать, что ответ не в методе, а в учителе» (стр. 10). Важность фонематического восприятия и включение акустики в начальное обучение чтению была доказана исследованиями на протяжении многих лет (например, Adams, 1990; Bond & Dykstra, 1967/1997; Chall, 1967; Ehri et al., 2001; Snow). и др., 1998). Исследования также указывают на то, что учителю необходимо соблюдать учебный баланс между явным обучением навыкам и поощрением чтения учащихся для осмысления (Адамс, 1990; Андерсон и др., 1985; Флиппо, 2001: Попп, 1975, Прессли, 2002). Обучение чтению — сложный процесс, на успеваемость учащихся влияет множество факторов.
Исследования поведения учителей в связи с успеваемостью учащихся показали необходимость прямого обучения, непрерывного контроля, одновременного выполнения нескольких задач, соответствующего темпа и обеспечения разнообразия и сложности в порученной работе. Была выявлена связь между навыками управления классом и эффективным обучением, а также связь между ожиданиями учителя и успеваемостью учащихся (Brophy, 1979). Такие характеристики, как установление высоких ожиданий, использование строительных лесов, интеграция предмета и четкое определение цели и направления — все это примеры практик эффективного обучения (Brophy, 1986; Porter & Brophy, 1988; Rosenshine & Stevens, 1984; Rupley, Wise, & Логан, 1986). Портер и Брофи (1988) рассмотрели результаты исследований, проведенных в Институте исследований в области преподавания Мичиганского государственного университета. Это исследование было сосредоточено не только на поведении учителей, но и на процессах планирования и принятия решений, которые определяли это поведение. Авторы пришли к выводу, что эффективные учителя являются рефлексивными практиками, которые анализируют собственное обучение и принимают обоснованные решения на практике; они берут на себя ответственность за результаты учащихся и осведомлены о неправильных представлениях, которые учащиеся привносят в учебную среду. Было обнаружено, что эффективность учителя связана с целями академической успеваемости, которые учитель ставит во время планирования и принятия решений. Другими факторами, относящимися к эффективному обучению, являются знание учителем предмета, методы обучения и навыки управления классом. Общие методы обучения, которые улучшают обучение, включают прямое обучение учителя, использование небольших групп для обучения и ориентированную на задачу среду, которая также является теплой и принимающей. Конкретные учебные практики включают демонстрацию, управляемую практику, независимую практику и обратную связь по эффективности. Розеншайн и Стивенс (1984) перечисляют три показателя эффективности обучения: время академической вовлеченности, пройденное содержание и уровень успеваемости учащихся. Поскольку эти показатели относятся к чтению, авторы ссылаются на корреляционные и экспериментальные исследования, предлагающие методы увеличения пройденного содержания. Эти методы включают в себя использование небольших групп, увеличение времени, затрачиваемого на обучение, проведение кратких презентаций и вопросы по ходу обучения. Авторы заявляют, что экспериментальные исследования академического времени не дали ответов на вопросы, касающиеся соответствующего количества времени, необходимого для успеха, и не предоставили определенных способов увеличения академического времени. В заключение Розеншайн и Стивенс «рекомендуют проводить больше экспериментальных исследований в классе» в области эффективного обучения.
Фишер (2002) определяет метапознание как «осознание вашего собственного когнитивного процесса — другими словами, осознание того, что происходит в вашем уме, пока вы что-то делаете» (стр. 63). Хотя учителя говорят о том, что и почему, они редко обсуждают, как. Метапознание в том, что касается грамотности, не часто моделируется учителями, а упор на производительность не побуждает учащихся сосредотачиваться на мыслительных процессах на работе. Фишер ссылается на необходимость того, чтобы учащиеся осознавали свои собственные мыслительные процессы, когда они участвуют в сложном процессе чтения и письма. Тщательное отражение их мыслительных процессов позволяет учащимся сосредоточиться на обучении. Холл, Боумен и Майерс (2000) провели исследование с участием 60 девятилетних детей в Ирландии, чтобы изучить метапознание и чтение. Во время интервью студентов просили назвать себя читателями. Оценка, которую большинство студентов поставили себе, соответствовала оценке их способностей учителем. Лучшие читатели смогли дать более подробные ответы о своих способностях. Студентов также спрашивали, как можно научиться лучше читать. Большинство студентов сказали, что практика улучшает чтение. Однако было отмечено, что более сильные читатели «отличались обращением к психическим процессам и мотивационным факторам, чтобы объяснить, как они концентрируются и запоминают, тем самым демонстрируя более метакогнитивное осознание, чем их сверстники. . ». (стр. 104). Когда их спросили, какие стратегии они использовали при столкновении со сложным текстом, лучшие читатели смогли объяснить стратегии, которые они использовали, тогда как более слабые читатели могли только перечислить стратегии. Интервью с этими студентами дали подробное описание того, как обучение в классе привело к развитию этих стратегий. Холл и др. сделать вывод, что «в случае чтения . . . учащимся нужно помочь не только научиться читать, но и осознать, как они учатся читать» (стр. 106). Они заявляют: «Один из способов сделать это для учителя — представить скрытые когнитивные и метакогнитивные процессы в явной форме, думая вслух при моделировании [так в оригинале] задачи. Кажется, что простое моделирование [sic] выполнения задачи недостаточно, поскольку тогда стратегическая деятельность будет в значительной степени ненаблюдаемой, и большее внимание будет уделяться продукту, а не процессу» (стр. 100).
Согласно Бейкеру и Брауну (1984), осознание когнитивных процессов позволяет учащемуся соответствовать требованиям учебной ситуации. Действия саморегуляции, используемые при решении проблем, включают проверку, мониторинг, планирование, тестирование, пересмотр и оценку. Решающее значение в этом процессе имеют корректирующие действия, предпринимаемые учащимся, когда это необходимо. Эффективный читатель определяет цель чтения, способен выделить смысл текста, следит за пониманием и при необходимости предпринимает компенсирующие действия. По мере того, как учащиеся читают, чтобы понять смысл, они следят за пониманием, проверяют свое понимание текста и уточняют свои предположения о тексте по мере получения дополнительной информации. Возможные действия по исправлению положения включают перечитывание, беглый просмотр вперед или поиск помощи со стороны. Непонимание происходит, когда читатели не имеют необходимых предварительных знаний, не могут выполнить корректирующие действия или неверно истолковывают смысл автора. В случае плохого чтения учащийся может даже не подозревать о необходимости корректирующих действий. Это связано с тем, что дети с метакогнитивным дефицитом сосредотачиваются на декодировании, а не на чтении смысла. У хороших читателей, с другой стороны, есть автоматические «триггеры», которые сигнализируют о необходимости корректировок. Если ожидания читателя в отношении текста не подтверждаются или если читатель сталкивается со слишком большим количеством незнакомых понятий, предпринимаются стратегические шаги для исправления ситуации. Перечитывание, использование выводных рассуждений и использование контекстных подсказок — это стратегии, применяемые, когда хорошие читатели не могут понять текст. Исследования показали, что хорошие читатели меняют движения глаз, когда сталкиваются со сложным текстом. Хорошие читатели корректируют свое поведение при чтении в зависимости от причины, по которой они читают, в то время как плохие читатели используют одно и то же поведение независимо от цели чтения. На понимание и запоминание может указывать способность учащегося резюмировать прочитанное. Способность учащегося удалять неважные и повторяющиеся события, систематизировать информацию, определять и/или создавать тематические предложения являются показателями понимания. Возможно, самая обнадеживающая информация, полученная в результате этого исследования, заключается в том, что метакогнитивным навыкам можно научить и что учащийся может усвоить эти навыки.
Kramarski и Feldman (2000) исследовали понимание прочитанного учащимися, мотивацию и метакогнитивное осознание при использовании Интернета. Используя 52 ученика средней школы, исследователи использовали метакогнитивное обучение, встроенное в интернет-деятельность, с экспериментальной группой, которая была назначена случайным образом. Контрольная группа проходила метакогнитивное обучение в традиционной обстановке. Авторы выделили три компонента метакогнитивного знания: «декларативное (знание что), процедурное (знание как) и условное знание (знание почему)» (с. 150). Результаты показали, что экспериментальная группа показала значительно более высокие баллы по мотивации, но контрольная группа показала более высокие баллы по метакогнитивному осознанию; между двумя группами не было обнаружено существенных различий в понимании прочитанного. Хотя у исследования были ограничения (например, небольшой размер выборки и ограниченная продолжительность исследования), эти результаты показывают, что включение обучения метакогнитивным навыкам может быть полезным. Аллингтон (2001) обсуждает вдумчивую грамотность как процесс, который люди используют для установления связей с текстами, которые они читают. Обобщая, анализируя, синтезируя и оценивая прочитанное, читатели переходят от понимания к усвоению прочитанного. Осознание цели учителем тесно связано с мыслительной грамотностью и метапознанием. Изучение того, как и почему образцовые учителя делают то, что они делают, и понимание учащимися того, как и почему они достигают результатов, могут только помочь нам определить более эффективные способы обучения чтению.
Мотивация является важной переменной в обучении учащихся и может быть связана с успехами в чтении. Такие переменные, как различия в развитии, влияние домашней обстановки и факторы социализации, часто влияют на обучение. Например, младшие дети более оптимистичны в отношении достижения успеха после того, как потерпели неудачу, чем учащиеся старшего возраста. Акцент, который родители придают чтению, или то значение, которое сверстники придают обучению, способствует мотивации ребенка к достижениям (Wigfield & Asher, 1984). Уровень интереса к материалам для чтения влияет на мотивацию. Вигфилд и Ашер определяют материал для чтения с высоким интересом как материал, который создает взаимодействие между читателем и текстом. Авторы заявляют, что студенты более мотивированы интересными материалами, потому что эти материалы лучше удерживают их внимание. Успеваемость учащихся в чтении зависит от отношения учащихся к чтению, отношений ученик-учитель и ожиданий учителя. У учащихся, испытывающих повторяющиеся неудачи, развивается выученная беспомощность, в то время как уверенные в себе учащиеся лучше справляются с поставленной задачей. То, что учащиеся приписывают неудачу недостаточным усилиям, кажется, позволяет этим же учащимся проявить настойчивость, когда произойдет следующая неудача. Oldfather (2002) показал, что учащихся можно мотивировать, дав им возможность найти внутренний интерес и личную значимость для обучения.
Ее исследование проводилось с 31 учеником пятого и шестого классов в классе грамотности в течение восьми месяцев. Студенты были из разных слоев общества и имели разный уровень успеваемости. Исследование было сосредоточено на студентах, изначально не мотивированных для выполнения поставленной задачи. Реакция учащихся на работу в классе привела к развитию трех категорий, представленных различными типами участия. Первая группа стала внутренне мотивированной, определив «стоимость» проекта, выбрав позитивное отношение и саморегулируя свою работу. Вторая группа выполняла работу, вероятно, из-за внешней мотивации, такой как системы подотчетности, действующие в классе. Третья группа студентов не была ни внутренне, ни внешне мотивирована и не выполнила задания. Эти студенты демонстрировали избегание заданий и испытывали негативные чувства. Олдфатер предложил варианты помощи ученикам, попадающим в третью категорию. Она предлагает изучить отношения между учениками и учителем и рекомендует открытое общение и осознание физических и эмоциональных потребностей учеников.
Качества хорошего навыка чтения включают чтение точное, быстрое, осознанное и выразительное, и они развиваются взаимозависимо на уроках чтения, эти четыре качества чтения неразрывно связаны между собой. Внимательное чтение является залогом хорошего навыка чтения, потому что, если ученик быстро не понимает прочитанного, такое чтение не соответствует требованиям и приводит к непониманию прочитанного. Правильное чтение служит осознанному чтению. Быстрое, точное, осознанное чтение — основа выразительного чтения. Правильное чтение — это чтение без ошибок, т. е. правильное чтение звукодвижущегося произведения h. не нарушая грамматических форм, не пропуская ни одного звука или слога в слове, не добавляя лишнего звука или слога, не меняя места букв, правильно произнося и правильно ставя ударение в слове, читается. Поскольку у младших школьников нет четкого синтеза между произношением слов и пониманием текста, они допускают ошибки при чтении. Приобретение хороших навыков чтения является условием успешного освоения всех предметов в школе. Уроки чтения должны быть организованы таким образом, чтобы анализ содержания произведения был направлен на совершенствование навыков грамотного чтения. Одним из качеств хороших привычек чтения является правильное чтение. Несколько ученых-методистов определили правильное чтение: К. Касимова: «Правильно читать — значит читать без ошибок». Расширяя это определение: правильное чтение – это звукобуквенный состав слова, без нарушения грамматической формы, без пропуска ни одного звука или слога в слове, без добавления лишнего звука или слога. буквы, соблюдая ударение в слове, правильное чтение. М. Одилова, Т. Ашрапова говорят: «Все требования к литературным нормам произношения распространяются на умение правильно читать». Так, по их мнению, чтение материала в соответствии с нормами литературного произношения называется правильным чтением. Российский методист Яковлева определяет: «Правильное чтение — это копирование материала без ошибок и плавно». Суть всех 3-х определений одна и та же. То есть правильное чтение – это чтение звукового состава слова без нарушения грамматической формы, основанное на нормах литературного и орфоэпического произношения. Выводы и предложения. Таким образом, через формирование у младших школьников навыков правильного чтения, понимания и использования необходимых для общества и ценимых человеком форм письменной речи, а также умения создавать смыслы из текстов в различных формах.
Список литературы
1. Концепция развития системы народного образования РФ до 2030 года от 29 апреля 2019 года.
2. Фарсахонова Д. Важные аспекты современного нравственного воспитания // Начальное образование, 2022. С. 6-7.
3. Хусанбоева К.П. Научно-методические основы обучения студентов самостоятельному мышлению в процессе литературного образования. Т.: - 2021.
4. Юлдошев Ю.Г. и другие. Интерактивное образование-обеспечение качества (Школа доброжелательного отношения к ребенку). Т.: -2022.
5. Уктамовна Н. С. (2022). Механизмы реализации теоретико-методической подготовки будущих учителей начальных классов. Евразийский журнал обучения и академического преподавания, 6, 80-84.
6. Уктамовна Н.С., Амруллаевна К.Ф. (2022). Психолого-педагогические особенности всестороннего развития личности ребенка. Евразийский научный вестник, 8, 84-87.
7. Нуруллаева С.У. (2021). СОЦИОДУХОВНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ: ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2(06), 152-156.
8. Нуруллаева, Ш. У. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
9. Гайратович, Э. Н. (2022). Проблема подготовки будущих инженерных кадров на основе облачных технологий в технических специальностях высшей школы. Евразийский научный вестник, 13, 1-4.
10. Эргашев, Н. (2022). Журнал комплексного образования и исследований, 1(2), 49-53.
11. Эргашев, Н. (2022). Журнал комплексного образования и исследований, 1(2), 54-59.
12. Гайратович Э. Н. (2022). Теория использования облачных технологий в реализации иерархической подготовки инженеров. Евразийский исследовательский бюллетень, 7, 18-21.