Статья «Мы верим в тебя, у тебя все получится!»

23
14
Материал опубликован 18 August 2021 в группе

Статья

 «Мы верим в тебя, у тебя все получится!»

Исламова Людмила Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Карагайская СОШ №2»

Аннотация. Статья посвящена методам и приёмам мотивации школьников к обучению. Представлен опыт работы автора в учебной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: мотивация «внешняя» и «внутренняя», способы и методы мотивации, сотрудничество с родителями, учебная и внеурочная деятельность.

В последнее время родители младших школьников  и педагоги сталкиваются с отсутствием мотивации к учебе у детей, хотя   дошкольники хотят идти в школу и учиться отлично. В начале организации учебного процесса  перед учителем возникает проблема,  как сделать так, чтобы у обучающихся появился внутренний стимул познавать новое, независимо от усилий, которые надо будет для этого приложить, и какие выбрать мотивационные факторы к обучению у ребёнка, который считает, что учиться в школе неинтересно?

Мотивация – это побуждение к действию, мотивы – это направленность учащихся на отдельные стороны учебной деятельности, связанные с внутренним отношением ученика к учебе [2].  В настоящее время у школьников всё чаще проявляется тенденция: отсутствие желания и интереса учиться и получать знания. Не каждый ребенок с раннего детства  может осознать, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. 

У одних детей мотивация  к учебному процессу исчезает, как только встречаются первые трудности при обучении в 1 классе, у других утрачивается со временем. Почему так происходит? Психологи говорят, что мотивация к обучению формируется еще в детстве в домашних условиях. На этом этапе родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно заставить себя получать знания и применять их на практике, что в дальнейшем ведет к неуспеваемости и снижению уровня интеллекта, а дальше к отклонениям в поведении. Учитель должен четко представлять, какие способы мотивации  будут эффективными в его деятельности (рис. 1).  Театр начинается с вешалки, а обучение начинается с классной комнаты. Уютное, красиво оформленное помещение - важный фактор для создания определённого эмоционального фона на уроке, настраивающего на благоприятное восприятие изучаемого материала.   

m1629289267.jpg

Рис.1. Способы формирования мотивации школьников

Из опыта работы могу отметить, что повышение мотивации к обучению младших школьников  во многом зависит от взаимного сотрудничества учителя начальных классов    с родителями. Ребенок чувствует поддержку родителей, если с ним часто  разговаривают о важности получения им образования, ежедневно спрашивают о том, как прошел день в школе. Интересуются, какое домашнее задание ему нужно выполнить. Если дома говорят о его успехах и обсуждают пути преодоления школьных неудач, поощряют, поддерживают, оказывают дополнительную помощь, не сравнивают ребенка с другими детьми, любят и уважают как личность, т.е. принимают таким, какой он есть, то ребенок  становится более уверенным, ему хочется узнавать новое, у него повышается мотивация к обучению [3]. Ребёнок должен слышать слова: «Мы верим в тебя, у тебя всё получится!» 

На формирование мотивации обучающихся большое влияние оказывает стиль педагогической деятельности, взаимоотношения педагога с учащимися. Как отмечают психологи, авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения и задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога способствует внутренней мотивации, а либеральный стиль снижает и формирует мотив «надежды на успех». В.А.Сухомлинский отмечал: «Для ребёнка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребёнка сидеть за книгой» [1].

Очень важно показывать достижения в развитии личности детей, проявлять доверие к силам и интеллектуальным возможностям учащихся.  Проявление личного позитивного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения, выстраивание доверительных отношений с учащимися  создаёт предпосылки  для формирования положительной мотивации. Учитель должен подбирать такие формы подачи учебного материала, чтобы вызвать у детей позитивные эмоции, актуализировать развитие познавательных психических процессов, учитывать в своей работе группы мотивов, выделять среди них приоритетные (рис.2). 

x1629289526.jpg

Рис. 2. Учебные мотивы

Проявление учителем  эрудиции, заинтересованного отношения к предмету, высоких деловых качеств  мотивируют учащихся к изучению любого предмета.  И я стараюсь оправдывать эти ожидания моих учеников. На уроках использую различные средства обучения: учебные презентации и видеофильмы; обучающие карточки с пропущенными словами или изображениями; образовательные фотографии или коллажи с заданиями по теме урока; коллекции семян, плодов, грибов и т.п.  Как показывает мой опыт работы, наиболее эффективными в плане развития мотивации являются познавательные викторины, ребусы, загадки, рассказы с фантастическими сюжетами, путешествия во времени. Данные игры и упражнения задействуют все сферы интеллектуальной деятельности ребёнка, поэтому и приносят ожидаемый эффект (фото 1).

Успешно организованные дидактические игры, в которых ученик имеет возможность самостоятельно добывать знания или контролировать приобретённые умения и навыки, дают возможность использовать ИКТ для развития мотивации к обучению. Незаменимыми помощниками здесь являются сайты:  https://learningapps.org/ (создание филвордов и кроссвордов; интерактивных упражнений, викторин); https://etreniki.ru/ (тренажёры и обучающие игры);   генераторы ребусов и кроссвордов - http://rebus1.com/, http://kvestodel.ru/generator-rebusov , https://cross.highcat.org/ru_RU/ ; создание обучающих карточек -  https://childdevelop.ru/   и др.

Важна  организация дружеских взаимоотношений в ученическом коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь). Моим учащимся очень нравится выполнение творческих работ, оформление стенгазет, листовок, плакатов (фото 2). Совместная работа не только объединяет, но и приносит радость! Проявление инициативы, самостоятельный выбор темы, условий оформления творческих работ, достигнутый результат, одобрение этих результатов сверстниками и взрослыми – это очень важные в психологическом плане мотивы  для успешного обучения.

Повышение уровня мотивации достигается не только в учебной, но и  во внеурочной деятельности в совместной проектной и исследовательской работе, часто вместе с родителями и педагогами школы. Дети видят заинтересованность и поддержку взрослых,    имеют возможность методами проб и ошибок достигать поставленных целей.  Так, организация исследовательской деятельности для учащихся класса привела к социально- значимым результатам по выращиванию лесных культур (фото 3). Выращенные своими руками сеянцы дубков, елей, сосны сибирской использовались для посадки в школьном дендрарии и микрорайоне школы. А выращивание кристаллов из насыщенных растворов солей удовлетворило природное любопытство детей, задумавшихся над вопросом «Как получить кристаллы разных веществ в домашних условиях?» (фото 4).  В том и другом случае достижение поставленной цели является важным мотивационным фактором для следующих исследовательских работ  обучающихся.  

Следовательно, в арсенале современного педагога всегда найдутся методы и приёмы для мотивации обучающихся. Главное, уметь их использовать в нужное время и в нужном месте!

Источники информации:

1. Галица, Е. В. Формирование интереса и желания учиться у ученика по В. А. Сухомлинскому / Е. В. Галица. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 11-13. — URL:  https://moluch.ru/th/4/archive/4/36/ (дата обращения: 18.08.2021).

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М., 2002.

3. Рекомендации учителям по повышению уровня учебной мотивации обучающегося. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://482.shko.la/home/pedagog-psiholog/dla

(дата обращения: 18.08.2021).

Фотоприложение

Фото 1 - познавательные игры

l1629290100.jpg

Фото 2- оформление стенгазеты

p1629289969.png



Фото 3 - исследовательская работа по выращиванию дубков
l1629290650.jpg
Фото 4 - практическая работа по выращиванию кристаллов

w1629290667.jpg


Комментарии

Выращивание дубков - супер!

18 August 2021

Благодарю за отзыв, Наталья Алексеевна!

18 August 2021

Людмила Викторовна, спасибо большое за интересную, аутентичную и полезную статью! И чудесные авторские фотографии!

18 August 2021

Приятно Ваше внимание, Ирина Владимировна!

18 August 2021

Спасибо за статью! Очень ценно то, что теоретические высказывания подтверждаются фотографиями. Сразу видно, что дубки вырастил каждый ученик!

18 August 2021

Спасибо за интересный материал!!! Сразу видно, что педагог заинтересован в успехе каждого ребёнка. Очень понравилась идея с выращиванием дубков.

19 August 2021

Благодарю Вас, Людмила Викторовна, за статью. Интересно! Тоже понравилась идея с выращиванием дубков!

19 August 2021

Людмила Викторовна, большое спасибо за Ваш опыт развития мотивации у детей! Всё понятно, наглядно и убедительно!

20 August 2021

Людмила Викторовна, благодарю за интересную и познавательную статью, за интересные формы работы с детьми! Желаю дальнейших творческих успехов!

21 August 2021

Людмила Викторовна, спасибо за отличную статью. Некоторые формы и приёмы работы взяла в свою копилку. Желаю дальнейших смелых решений!!!! Удачи!!!!

21 August 2021

Людмила Викторовна, поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!!

23 August 2021

Поздравляю Вас, Людмила Викторовна, с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью «Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на занятиях»!

23 August 2021

Людмила Викторовна, поздравляю с победой!

24 August 2021

Спасибо огромное, уважаемые коллеги! Очень приятно слышать добрые слова от чистого сердца!

8 June 2022