12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рамзия Валеевна497
Преподаю русский язык и литературу в сельской школе. Педагогический стаж - 5 лет.
Россия, Татарстан респ., Мензелинск
2

Статья на тему «Таксономия Блума: что это такое и зачем она педагогам»

Статья на тему «Таксономия Блума: что это такое и зачем она педагогам»

Таксономия Блума – широко распространенная за рубежом иерархия образовательных целей, классифицированных от простого к сложному. Модель была разработана группой ученых Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом.

Данная иерархия позволяет направлять учеников через процесс когнитивного обучения. Педагогов данная модель привлекает возможностью развивать у обучающихся так необходимое в современном обществе критическое мышление. Учащиеся будут ставить цели, уделять больше внимания деталям, обязательно анализировать и проверять данные, а также улучшать навыки понимания и решения проблем.

Как выглядит таксономия Блума?

Это пирамида, состоящая из шести уровней. В основе пирамиды знания, далее понимание полученных знаний, их использование, анализ, синтез и оценка.

t1685648649aa.png

На первом этапе учащимся задают вопросы о том, какие знания они получили. В процессе могут быть заданы следующие вопросы: Что? Где и при каких условиях? Задача детей: рассказать краткое содержание темы, вопроса, проблемы.

Второй этап предполагает проверку понимания темы. Вопросы касаются основной идеи темы. Ребята должны интерпретировать услышанные факты, обобщить изученную информацию.

На этапе использования ученики демонстрирует, как можно использовать информацию, знания на практике.

Этап анализа сложнее. Задача учеников раздробить тему проблему на отдельные составляющие и проанализировать данные. А именно подвергнуть их критическому мышлению, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия.

На уровне синтеза ребята представляют конечный результат своей работы. Это может быть план, решение проблемы и .д.

Оценка – вершина пирамиды Блума. На последнем этапе ученики оценивают полученную информацию и делают выводы. Важно защитить свою точку зрения, доказать, представить аргументы, возможно, предложить прогнозы на будущее. Ориентировочные вопросы: Каково ваше мнение? Как вы оцените результат работы? Какие данные были использованы?

Чтобы ребятам было легче ориентироваться в уровнях пирамиды, существуют специальные ключи: глаголы действия. На каждой ступени таксономии Блума они свои.

Глаголы действия для 6 уровней

Этап знаний: прочитать, назвать, запомнить, расположить, упорядочить, перечислить, идентифицировать, выучить, найти, записать, выбрать.

Этап понимания: классифицировать, описывать, обсуждать, объяснять, сообщать, повторять, просматривать, выбирать, переводить, объяснить, охарактеризовать, интерпретировать, перефразировать.

Этап применения: применять, выбирать, демонстрировать, иллюстрировать, интерпретировать, управлять, практиковать, рисовать, решать, использовать, писать, вычислить, исследовать, провести эксперимент.

Этап анализа: анализировать, оценивать, сравнивать, противопоставлять, критиковать, дифференцировать, различать, исследовать, упорядочить, придумать, задавать вопросы, тестировать, сделать вывод.

Этап синтеза: организовывать, собирать, сочинять, создавать, формировать, управлять, планировать, готовить, предлагать, писать, разрабатывать, группировать, комбинировать, спланировать, обобщить, проверить, сформулировать.

Этап оценки: оценивать, аргументировать, защищать оценку, прогнозировать, выбирать, обсуждать.

В качестве еще одной альтернативной технологии развития обучающихся иерархия Б. Блума имеет место быть. А использовать её или нет уже решают педагоги.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.