12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котова Наталья Викторовна52
преподаватель химии,географии
Россия, Ростовская обл., п Гигант Сальского района Ростовской области
4

Статья по теме: "Повышение методической активности педагога-от потребности к индивидуальной траектории развития"

Котова Наталья Викторовна- преподаватель ГБПОУ Ростовской области «Сальский аграрно-технический колледж»


«Повышение методической активности педагога – от потребности к индивидуальной траектории развития»


«Методическая работа-это целостная система взаимодействия мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога. Она основана на достижениях науки, педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса »

Марк Максимович Поташник


Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную среду. В существующих условиях меняются подходы к организации методической работы, для которой характерны кардинальные изменения. Иными стали принципы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это самоинициатива диагностичность и инновационность. Меняется и позиция участников методической работы: это учитель - субъект, активно участвующий в разных формах повышения своего профессионального мастерства.

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития.В последнее время цели образования претерпевают существенные изменения. Если раньше образование рассматривалось, прежде всего, как процесс овладения учащимися определенных знаний и умений, то теперь приоритетными становятся формирование, становление и развитие творческой личности, с учетом сохранения ее позитивных индивидуальных возможностей и способностей, а также адаптации к реальной жизни. В таком контексте повышается роль школы, в которой закладываются предпосылки для формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.

Педагог новой формации – компетентный в профессиональной деятельности, в совершенстве владеющий предметом и методикой преподавания, непрерывно развивающийся открытый для всего нового, умеющий отказываться от штампов и стереотипов, свободно ориентирующийся в постоянно изменяющемся информационном поле, человек с чувством собственного достоинства, готовый расти в профессиональном плане, быть адаптивным и способным обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение школьников.

Следовательно, непрерывное образование предполагает не только повышение уровня педагогического мастерства через курсы повышения квалификации, а организацию непрерывного самообразования, самореализации и самосовершенствования с учетом индивидуальных профессиональных целей, потребностей, мотивов, интересов педагога, а также требований и целей образовательной организации.

Рассматривая роль личностного участия педагога в освоении профессии и совершенствовании своего мастерства приоритетное значение отводят повышению методической активности педагога, педагогическому проектированию.

Педагогическое проектирование это реакция на изменяющуюся социально-педагогическую ситуацию, создание опережающего образа педагогической деятельности, позволяющее учителю выстраивать профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с переменами, происходящими в социокультурной и образовательной среде. Учителю необходимо владеть навыками проектирования собственного развития, использование которых приведет к целенаправленному выбору модели и содержания собственного повышения квалификации, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории.

Выступая современным средством профессионального саморазвития педагогов индивидуальная траектория профессионального развития, представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу его профессионального развития. Она способствует определению перспектив формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, методов и форм повышения квалификации, дает возможность систематизировать и оптимизировать профессиональную деятельность, вырабатывает иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии.

Индивидуальная программа профессионального развития преподавателя может состоять из следующих этапов: изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; усвоение учителем педагогических технологий; создание собственной методической системы; разработка диагностического инструментария; участие в реализации программы развития учебного заведения, в системе методической работы; обучение на курсах повышения квалификации; участие в мастер-классах, конференциях, форумах той направленности, которую выбрал для своего развития педагог, участие в работе творческих групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы; обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, мастер-классы и т.д.).

Первым шагом в проектировании индивидуальной образовательной траектории является изучение требований к педагогу, заложенных в профессиональном стандарте и с определений «точек роста» – проблем или затруднений, формулирование собственного образовательного запроса и позитивного педагогического опыта в соответствии с этими требованиями.

Затем, на основе анализа, необходимо определить индивидуальные задачи повышения педагогической квалификации в соответствии с требованиями стандарта и составить (спроектировать) индивидуальный план профессионального роста (в соответствии с профессиональными затруднениями). В ходе реализации которого, происходит систематическая оценка решения поставленных задач и корректировка темпов, содержания, форм и методов деятельности по их достижению.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала.

В результате каждый педагогический работник должен научиться: 1) проектировать личностно-значимую систему самоорганизации и саморазвития; 2) самостоятельно планировать профессиональный рост с учетом собственных педагогических способностей, качеств и потенциальных возможностей, образовательно-личностных потребностей и запросов; 3) определять ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития; 4) вести самостоятельно творческий поиск профессионально значимой информации; 5) использовать собственный опыт (социальный, профессиональный, личностный) в качестве источника обучения; 6) анализировать эффективность индивидуального образовательного маршрута и при необходимости менять его.

Таким образом, возникает потребность в овладении педагогом не только особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, но и требование постоянного профессионального и личностного роста, что и должны обеспечить проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников

Уважаемые коллеги, очевидно, что в условиях модернизации образования обновление работы методической службы является одним из важнейших направлений. Методическая работа – одно из приоритетных направлений в развитии школы нового уровня. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо образовательное учреждение становится все более сложноорганизованной, саморазвивающейся системой.

Современная система образования Российской Федерации проходит путь большого преобразования. Создание единого образовательного пространства на территории России направлено на реализацию обязательных требований к освоению образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. На основании приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 2862 и № 2873 утверждены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования с обновленным содержанием (далее – обновленные ФГОС НОО и ФГОС ООО). При этом необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, который является методологической основой ФГОС, остается неизменным.

Внесенные изменения в содержание образования предусматривают использование разнообразных методов и форм обучения, дополняющих друг друга; предоставление возможности создания педагогических условий для качественной подготовки обучающихся с учетом интересов всех участников образовательного процесса.

Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к учителю, от которого, наряду с традиционными функциями обучения и воспитания, требуются профессиональные умения педагога-психолога, технолога, исследователя, способного программировать образовательную среду.

Повышение профессиональных компетенций педагогов , личностного и профессионального потенциала  актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Развитие профессиональной компетентности–это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Этот процесс идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны: 1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений;

б) курсы повышения квалификации и т.д.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков. Наибольший эффект для профессионального и личностного роста педагогов имеет самообразование и развитие педагогического мастерства, управляемое извне. У педагогов сложились определенные ментальные модели: нужно учить (или учиться) или индивидуально, или фронтально, хотя, основательные исследования свидетельствуют, что наибольший эффект для профессионального развития все же имеет взаимное обучение. В этой связи возникает вопрос: как решить эти проблемы и построить профессиональные связи? Как воспитать у педагогов привычку целенаправленно обмениваться опытом для улучшения качества профессиональной деятельности?

Деятельность образовательного учреждения  находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, от уровня его профессионального мастерства. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на рабочем месте. Одним из действенных путей повышения профессионального мастерства педагога является методическая работа.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса.

В настоящее время методическая работа в обазовательной организации   выполняет следующие функции:

является важным фактором повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;

содействует развитию творческого потенциала педагогов;

является одним из важных компонентов в системе управления учебно-воспитательным процессом

Методическая работа сегодня направлена, в первую очередь, на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности педагога, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств. Она в значительной мере удовлетворяет запросы педагогов по совершенствованию научно-методической подготовки при условии её индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма педагогов в работе по совершенствованию научно-методической подготовки. Важным при этом представляется сохранение и развитие положительного опыта учреждения, его традиций в деятельности методической службы. Участие педагогов в методической инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы и индивидуального стиля педагогической деятельности.Методическая работа в учреждении будет успешна, если все педагоги  заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен педагогог своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива.

В современных условиях меняются подходы к организации методической работы, для которой характерны кардинальные изменения. Иными стали принципы методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Это самоинициатива, диагностичность, инновационность. Меняется и позиция участников методической работы: это преподаватель - субъект, активно участвующий в разных формах повышения своего профессионального мастерства. На смену традиционным формам методической работы приходят новые, предполагающие высокую степень активности, личную заинтересованность педагога в повышении профессиональной компетентности.

В ходе методического сопровождения педагогов, осуществляется информирование, консультирование и методическое сопровождение.

Необходимо отметить важную роль методического сопровождения педагогических работников в части совершенствования их профессиональных компетенций по вопросам повышения качества образования в условиях обновленных ФГОС . Эта деятельность проявляется в создании гибкой системы индивидуальной траектории профессионального роста. Данное сопровождение дает возможность обеспечить адресность сопровождения и методической поддержки. Исследуя -методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов, можно выделить основные компоненты:

- систематическое отслеживание профессионального статуса и динамики развития профессиональной компетентности;

- создание условий для непрерывного профессионального развития и успешной профессиональной деятельности;

- создание специальных условий для оказания помощи и поддержки педагогов в ситуациях профессиональных затруднений

Методическое сопровождение профессионального роста педагогов направлено на повышение прежде всего качества образования, в частности, на обеспечение:

- углубленного изучения отдельных учебных предметов;

- вариативности обучения;

- разработки и реализации индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся; - формирования функциональной грамотности обучающихся;

- проектирования учебно-воспитательного процесса в методологии функциональной грамотности;

- внедрения формирующего оценивания, мотивирующего, адаптированного и коллективного обучения;

- формирования компетенций «4К» (креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации);

- организации внеурочной деятельности и новых направлений программы воспитания и др.

Как нам видится, часть этой проблемы решается через работу в школе методического совета, созданного из числа педагогов с наиболее высоким уровнем профессиональных компетенций.

Методический совет – совещательный и коллегиальный орган при педагогическом совете, который организует, направляет работу учителей, создает условия для развития их творчества. Работа совета осуществляется на основе годового плана. Методический совет работает в соответствии с Положением о МС учреждения.

В рамках работы методического совета мы активно проводим диагностику профессиональных дефицитов педагогов. Опытные педагоги нашего методического совета оказывают практическую помощь молодым коллегам, которые вовлекаются в работу по совершенствованию педагогического мастерства.

Еще одна очень важная задача, стоящая перед нашим методическим активом, построение индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников, которую мы решаем через систему наставничества, поддержку молодых педагогов, организацию взаимодействия педагогов, через взаимопосещения уроков, выступлений на заседаниях педагогического совета школы, семинарах, заседаниях круглых столов, поддержку педагогов школ с низкими образовательными результатами. Эти формы взаимодействия дают возможность выявить и распространить лучшие педагогические практики, способствуют совершенствованию педагогического мастерства работников. Что мы ждем от этой формы взаимодействия?

Прежде всего, это обмен опытом. А что такое опыт – это новые идеи, новые проекты, новые векторы в решении поставленных задач.

Обмен знаниями между педагогами повышает эффективность каждого из них. Образовательный процесс становится более продуктивным, а, следовательно, и более успешным. Обмен опытом помогает педагогам сэкономить время на поиск информации, позволяет быстрее найти новые подходы к передаче знаний, что приводит к рождению оригинальных идей.

В содержании методической работы образовательного учреждения  акцент смещен в сторону деятельности по усилению педагогической компетентности преподавателя. Методы поддержки педагога направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному развивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности становится развитие у педагога его профессионального самосознания, а на этой основе – определение путей и средств его профессионального саморазвития.Постоянный профессиональный рост педагогов создает базу для поисков и экспериментов. Школа планирует обновление кадрового потенциала за счет прихода молодых специалистов. Совершенствование профессионального роста педагогов будет достигаться за счет повышения их профессионального уровня, совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства через изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

Основные формы работы по совершенствованию педагогического мастерства педагога:

самообразование;

участие в работе  методических объединений

работа в составе творческих групп, как на уровне своего образовательного учреждения  так и на уровне муниципалитета, региона.

участие в семинарах-практикумах, конференциях, вебинарах для педагогов и других педагогических работников;

конкурсы профессионального мастерства;

взаимопосещения учебных занятий;

наставничество в различных его формах;

консультативная помощь педагогов – ветеранов

Методическая работа в образовательном учреждении организована через работу методических объединений.

Таким образом, все педагоги вовлечены в методическую систему, направленную на непрерывное повышение квалификации педагогов через самообразование, участие в методической работе образовательного учреждения, прохождение курсовой переподготовки и повышения квалификации.

В нашем образовательном учреждении  созданы условия для успешного решения проблем, стоящих перед методическими объединениями, педагоги имеют возможность дистанционно обучаться на различных курсах. Тематика заседаний отражает основные проблемные вопросы, стоящие перед ШМО. Выступления и выводы основываются на анализе, практических результатах, позволяющих сделать серьезные методические обобщения;

Существующая система контроля и посещения занятий также значительно улучшают качество преподавания, структуру урока и отбор необходимых форм и методов, применяемых на занятиях.

Методическая работа строится на основе годового плана. Каждое МО работает над единой методической темой, тесно связанной с методической темой школы, имеет свой план работы, в соответствии с темой и целью методической службы учреждения. Все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения[4].

В методических объединениях каждый преподаватель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. Кроме того, решаются проблемы преемственности между разными уровнями обучения путем взаимопосещений занятий, обмена информацией на заседаниях методических объединений, проведения совместных общешкольных мероприятий и административных совещаний.

В школе существует система работы по обобщению и распространению педагогического опыта. ПЕдагоги используют изученный опыт коллег  в своей работе. Всё это даёт результаты для профессионального роста педагога и положительно  влияет на результативность обученности учащихся.

На наш взгляд, такое взаимодействие может принести большую помощь, в конечном итоге от этого выиграет качество образования.



9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.