Статья на тему «Тематическая контрольная работа по химии в формате ФГОС как инструмент формирующего оценивания» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 28 January в группе

Тематическая контрольная работа по химии в  формате ФГОС как инструмент формирующего оценивания

 

                                                                         Дашко Ирина Михайловна,

учитель химии

МБОУ СОШ с УИОП №40 города Кирова.

 

     Одно из направлений работы каждого учителя – разработка контрольных работ как составной части внутришкольной системы оценки качества образования.

 

     «Система оценивания образовательных результатов определяет направления деятельности для учителя, а для ученика правильно организованная и понятная система оценивания образовательных результатов становится основой для формирования самостоятельности. Процесс оценивания можно назвать главным инструментом в управлении качеством образовательного процесса в школе». [1, с. 24]

      «Можно выделить два разных подхода к оцениванию качества результатов. В научной литературе эти два типа оценивания получили устойчивые характеристики. Оценивание результатов по уровню достижения заданного уровня обученности называется «констатирующим» оцениванием, а если оценка применяется для получения данных о текущем состоянии дел ученика для определения ближайших шагов в направлении улучшения этого состояния, такое оценивание называется «формирующим». [1, с. 26]

         Тематическая контрольная работа в формате ФГОС сочетает себе принципы и «констатирующего» и «формирующего» оценивания.  В тематической контрольной работе есть задания, по которым  и учитель, и ученик смогут оценить динамику изменений не только уровня предметных знаний, но и уровня достижений метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных регулятивных УУД).

Контрольная работа включает задания, выявляющие: обязательный уровень владения предметными знаниями темы; уровень сформированности познавательных  УУД на предметном материале данной темы; уровень коммуникативных УУД;  способность решать компетентностные задачи /уровень регулятивных УУД на предметном материале данной темы.

 

Тематическая контрольная работа «в формате ФГОС»

 Контрольная работа №1

Предмет «Химия»  Класс  8

Учитель Дашко И.М., МБОУ СОШ с УИОП №51 г.Кирова
Тема  
 «Атомы химических элементов» 

Предметные результаты:

1. Задания, выявляющие обязательный уровень владения предметными знаниями темы

-уметь записывать электронную конфигурацию атомов химических элементов

-уметь записывать схемы образования химических связей

 

Задание 1

Запишите распределение электронов по слоям, электронную формулу и распределение электронов по орбиталям в атомах фтора и калия.

 

Задание 2

Запишите схемы образования соединений, стостоящих из атомов химических элементов а) кальция и фтора б) водорода и хлора. Определите тип химической связи

 

 

 

                                                                           8 баллов

Метапредметные результаты

2. Задания, выявляющее уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД)
на предметном материале данной темы

-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Задание 3

На рисунке изображена модель строения атома. (рисунок). На основании анализа данной модели заполните таблицу

 

 

Название элемента

 

 

 Номер группы

Номер периода

Формула высшего оксида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 балла

3. Задание, выявляющее уровень коммуникативных УУД на предметном материале данной темы

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Задание 4.

Объясните, почему недопустимы такие выражения: «атомы воды», «молекулы воздуха»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             4 балла

4. Задание, выявляющее способность решать компетентностные задачи /уровень регулятивных УУД на предметном материале данной темы

-преобразование познавательной задачи в практическую;

 

 

Задание 5

Прочитайте предложение и вставьте пропущенные слова: уменьшается, увеличивается, не изменяется. Слова могут повторяться.

С увеличением заряда ядра атома химического элемента в периодах радиус атомов ______________, а в группах __________.

1.      Учитывая закономерности, сформулированные в данном предложении, расположите в порядке увеличения радиуса атома химические элементы: алюминий, кремний, магний, натрий.  Запишите знаки указанных элементов в нужной последовательности ___             

                                                    3 балла

                                                  

Всего –

                                                        19 баллов

 

Критерии оценки:

Задание 1:

Записано распределение электронов по слоям в атомах фтора и калия

2 балла

Записано распределение электронов по слоям одного из элементов

1 балл

Составлены электронные формулы обоих элементов

2 балла

Составлены электронные формулы одного из элементов

1 балл

Изображено распределение электронов по орбиталям обоих элементов

2 балла

Изображено распределение электронов по орбиталям одного из элементов

1 балл

Задание 2:

Записаны схемы образования связи двух веществ, указан тип связи

2 балла

Записаны схемы образования связи одного из веществ веществ, указан тип связи

1 балл

Задание 3:

Правильно указаны в таблице название элемента, номер группы, номер периода, формула высшего оксида

(каждый правильно указанный параметр – 1 балл)

4 балла

Задание 4:

Пояснение двух выражений адекватное, логичное, с использованием химической терминологии

4 балла

Пояснение одного из  выражений адекватное, логичное, с использованием химической терминологии

2 балла

Пояснение выражений адекватное, на бытовом уровне

2 балла

 

Задание 5:

Правильно вставлены слова, последовательность химических знаков записана верно

3 балла

Правильно вставлены слова, но в последовательности есть ошибка

2 балла

Правильно вставлены слова, но последовательность неверна

1 балл

 

Соотнесение баллов и оценки за контрольную работу в целом:

 17-19 баллов – оценка  «5»

14-16 баллов – оценка  «4»

11-13 баллов – оценка  «3»

10 и менее – оценка  «2»

 

Соотнесение баллов и оценки за блоки предметных УД,; познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД:

Предметные УД: 

7-8б.-  оценка «5»

5-6б.-  оценка «4»

4 б.- оценка «3»

3б. и менее – оценка «2»

 

Познавательные УУД

4 б.- оценка «5»

3 б.- оценка «4»

2 б.- оценка «3»

1б. –оценка  «2»

 

Коммуникативные УУД

4 б.- оценка «5»

3 б.- оценка «4»

2 б.- оценка «3»

1б. –оценка  «2»

 

Регулятивные УУД

3 б.-  оценка  «5»

2 б.- оценка  «4»

1 б.- оценка  «3»

0 б.- оценка  «2»

 

Таким образом, тематическая контрольная работа  подобного типа позволяет рассматривать процесс оценивания как инструмент управления качеством результатов, который обеспечивает не только комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, но и оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся

 

                                   Использованная литература

 

1.Галеева Н.Л. Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС ( материалы дистанционного курса повышения квалификации), режим доступа: https://курсы.1сентября.рф/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3/ED-21-014

2. О.С. Габриелян.Химия.8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.:Дрофа, 2016.

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации