Статья на тему «Тематическая контрольная работа по химии в формате ФГОС как инструмент формирующего оценивания» (8 класс)
Тематическая контрольная работа по химии в формате ФГОС как инструмент формирующего оценивания
Дашко Ирина Михайловна,
учитель химии
МБОУ СОШ с УИОП №40 города Кирова.
Одно из направлений работы каждого учителя – разработка контрольных работ как составной части внутришкольной системы оценки качества образования.
«Система оценивания образовательных результатов определяет направления деятельности для учителя, а для ученика правильно организованная и понятная система оценивания образовательных результатов становится основой для формирования самостоятельности. Процесс оценивания можно назвать главным инструментом в управлении качеством образовательного процесса в школе». [1, с. 24]
«Можно выделить два разных подхода к оцениванию качества результатов. В научной литературе эти два типа оценивания получили устойчивые характеристики. Оценивание результатов по уровню достижения заданного уровня обученности называется «констатирующим» оцениванием, а если оценка применяется для получения данных о текущем состоянии дел ученика для определения ближайших шагов в направлении улучшения этого состояния, такое оценивание называется «формирующим». [1, с. 26]
Тематическая контрольная работа в формате ФГОС сочетает себе принципы и «констатирующего» и «формирующего» оценивания. В тематической контрольной работе есть задания, по которым и учитель, и ученик смогут оценить динамику изменений не только уровня предметных знаний, но и уровня достижений метапредметных результатов (познавательных, коммуникативных регулятивных УУД).
Контрольная работа включает задания, выявляющие: обязательный уровень владения предметными знаниями темы; уровень сформированности познавательных УУД на предметном материале данной темы; уровень коммуникативных УУД; способность решать компетентностные задачи /уровень регулятивных УУД на предметном материале данной темы.
Тематическая контрольная работа «в формате ФГОС»
Контрольная работа №1 |
Предмет «Химия» Класс 8 Учитель Дашко И.М., МБОУ СОШ с УИОП №51 г.Кирова |
||||
Предметные результаты: 1. Задания, выявляющие обязательный уровень владения предметными знаниями темы -уметь записывать электронную конфигурацию атомов химических элементов -уметь записывать схемы образования химических связей
|
Задание 1 Запишите распределение электронов по слоям, электронную формулу и распределение электронов по орбиталям в атомах фтора и калия.
Задание 2 Запишите схемы образования соединений, стостоящих из атомов химических элементов а) кальция и фтора б) водорода и хлора. Определите тип химической связи
8 баллов |
||||
Метапредметные результаты |
2. Задания, выявляющее уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий (УУД) -осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
Задание 3 На рисунке изображена модель строения атома. (рисунок). На основании анализа данной модели заполните таблицу
|
|||
Название элемента
|
Номер группы |
Номер периода |
Формула высшего оксида |
||
|
|
|
4 балла |
||
3. Задание, выявляющее уровень коммуникативных УУД на предметном материале данной темы -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание |
Задание 4. Объясните, почему недопустимы такие выражения: «атомы воды», «молекулы воздуха»?
4 балла |
||||
4. Задание, выявляющее способность решать компетентностные задачи /уровень регулятивных УУД на предметном материале данной темы -преобразование познавательной задачи в практическую;
|
Задание 5 Прочитайте предложение и вставьте пропущенные слова: уменьшается, увеличивается, не изменяется. Слова могут повторяться. С увеличением заряда ядра атома химического элемента в периодах радиус атомов ______________, а в группах __________. 1. Учитывая закономерности, сформулированные в данном предложении, расположите в порядке увеличения радиуса атома химические элементы: алюминий, кремний, магний, натрий. Запишите знаки указанных элементов в нужной последовательности ___ 3 балла
|
||||
Всего – |
19 баллов |
Критерии оценки:
Задание 1:
Записано распределение электронов по слоям в атомах фтора и калия |
2 балла |
Записано распределение электронов по слоям одного из элементов |
1 балл |
Составлены электронные формулы обоих элементов |
2 балла |
Составлены электронные формулы одного из элементов |
1 балл |
Изображено распределение электронов по орбиталям обоих элементов |
2 балла |
Изображено распределение электронов по орбиталям одного из элементов |
1 балл |
Задание 2:
Записаны схемы образования связи двух веществ, указан тип связи |
2 балла |
Записаны схемы образования связи одного из веществ веществ, указан тип связи |
1 балл |
Задание 3:
Правильно указаны в таблице название элемента, номер группы, номер периода, формула высшего оксида (каждый правильно указанный параметр – 1 балл) |
4 балла |
Задание 4:
Пояснение двух выражений адекватное, логичное, с использованием химической терминологии |
4 балла |
Пояснение одного из выражений адекватное, логичное, с использованием химической терминологии |
2 балла |
Пояснение выражений адекватное, на бытовом уровне |
2 балла |
Задание 5:
Правильно вставлены слова, последовательность химических знаков записана верно |
3 балла |
Правильно вставлены слова, но в последовательности есть ошибка |
2 балла |
Правильно вставлены слова, но последовательность неверна |
1 балл |
Соотнесение баллов и оценки за контрольную работу в целом:
17-19 баллов – оценка «5»
14-16 баллов – оценка «4»
11-13 баллов – оценка «3»
10 и менее – оценка «2»
Соотнесение баллов и оценки за блоки предметных УД,; познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД:
Предметные УД:
7-8б.- оценка «5»
5-6б.- оценка «4»
4 б.- оценка «3»
3б. и менее – оценка «2»
Познавательные УУД
4 б.- оценка «5»
3 б.- оценка «4»
2 б.- оценка «3»
1б. –оценка «2»
Коммуникативные УУД
4 б.- оценка «5»
3 б.- оценка «4»
2 б.- оценка «3»
1б. –оценка «2»
Регулятивные УУД
3 б.- оценка «5»
2 б.- оценка «4»
1 б.- оценка «3»
0 б.- оценка «2»
Таким образом, тематическая контрольная работа подобного типа позволяет рассматривать процесс оценивания как инструмент управления качеством результатов, который обеспечивает не только комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, но и оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся
Использованная литература
1.Галеева Н.Л. Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС ( материалы дистанционного курса повышения квалификации), режим доступа: https://курсы.1сентября.рф/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3/ED-21-014
2. О.С. Габриелян.Химия.8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.:Дрофа, 2016.