ТАЙНЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ.
Кто не помнит гоголевские строки: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинские ночи!»
А знаем ли мы самого Гоголя?
Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая индивидуальность. Человеческий и творческий облик писателя сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене» Гоголя, загадке его искусства, тайне личности.
Он остается «заколдованным местом» в русской литературе. Традиция непонимания смеха Гоголя тянется через века: XIX, XX, XXI.
Действительно ли то, что от Гоголя все «ночное сознание нашей словесности: нигилизм Толстого, бездны Достоевского, бунт Розанова?»
А, может быть, феномен личности Гоголя можно определить словами Григория Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал...» Они перекликаются с высказыванием Гоголя о себе: «Неузнанный я взошел на кафедру и неузнанный схожу с нее.» Эти слова могли бы служить эпиграфом ко всей творческой биографии Гоголя.
Мы можем прикоснуться к тайне гениальности, но никогда не сможем ее разгадать. Вокруг этой тайны много домыслов («такая уж надувательная земля!», «Игроки»), мистики, праздного славословия, загадок. Попытаемся, прикоснувшись к «правде факта», раскрыть некоторые тайны человека постоянно удивляющего, во многом таинственного, неуловимого для четких определений, «струны, звенящей в тумане».
Существовало предание, что Гоголь родился в дороге, что разлившаяся река снесла мосты и не дала обозу из Васильевки вовремя попасть в Сорочинцы. И потом Гоголь всю жизнь называл себя путником, странником, любил и считал своим домом дорогу, которая всегда благотворно сказывалась на его состоянии. Это, конечно, легенда, но правда в том, что он самозабвенно любил убегающую вдаль дорогу, манящую в неведомое. Да и вся его жизнь - путь к истине.
«И долго мне еще определено чудной властью идти рука об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видимый миру смех и незримые неведомые ему слезы».
Н. Гоголь
Ближайший друг Гоголя Иван Аксаков писал: «Гоголя, как человека, знали весьма немногие. Даже с друзьями он не был откровенен. Он не любил говорить ни о своем нравственном настроении, ни о своих житейских обстоятельствах, ни о том, что он пишет, ни о своих делах семейных».
Гоголь - одна из самых загадочных фигур в русской литературе как загадочен волшебный папоротник в «Ночи накануне Ивана Купалы», которым можно открыть клад. Знал ли Гоголь о том, что папоротник никогда не цветет, не заложено это свойство природой, значит и клада - золота им не открыть. Нужно другое средство - слово, открывающее бесценный клад - душу человека. Гоголь владел этим средством в совершенстве.
Тайной Гоголя является его отношение к женщине. Были ли романтические отношения в его жизни?
Сам писатель и в этом вопросе был великим мистификатором. Так он объяснил друзьям причину первого отъезда за границу тем, что встретил женщину необыкновенной красоты и, чтобы не погибнуть, не сгореть в огне страсти, должен был бежать.
Это сообщение оспорено биографами, однако описание сцен объяснения Андрея с прекрасной полячкой, Вакулы с Оксаной, Левко и Ганны говорит о том, что чувства влюбленного Гоголь знал не понаслышке. Но Н.В. Гоголь никогда не был женат. Однажды он признался, что благодаря силе воли дважды удерживался на краю пропасти.
Сватовство же к Анне Михайловне Виельгорской, возможно, очередная мистификация. Он не был замечен даже в мало-мальских светских романах.
В.А. Жуковский рассказывал, что Гоголь не раз ему говорил о том, что не должен связывать себя никакими земными узами, и даже утверждал, что настоящим его призванием было монашество. Монашество в миру, когда человек, не поступая в монастырь, соблюдает иноческие обеты, исключающие брак и романтические отношения.
Одна из тайн Гоголя - загадка «охоты к перемене мест, отношение к неудачам, которое будет повторяться всю жизнь — сожжение рукописей и бегство за границу, где провел около 13 лет из 43 лет жизни. Какая звезда заставляла Гоголя пускаться в вечные путешествия?
В памяти современников и последующих поколений образ Гоголя противоречив. Кто он?
Гоголь - сатирик, дерзнувший встать на тернистый путь обличения толпы, обрекший себя на трагическое непонимание современников?
Гоголь, изнуряющий себя постом и стремящийся к монашескому уделу?
Гоголь, в минуту трагического беспросветного отчаяния сжигающий свои рукописи и 2 том «Мертвых душ»?
Какой из этих образов в большей степени соответствует истине?
И тот, и другой, и третий.
Богатство личности делает ее противоречивой и оставляет неразрешимые загадки, разгадку которых можно осуществить лишь тогда, когда поймешь внутренние побудительные силы, некую психологическую, идейную, эстетическую доминанту, от которой зависит неповторимое своеобразие писателя, увидеть явления крупным планом.
«Правда факта» такова, что Гоголь «корень всего дурного» в современной жизни видел в общей ничтожности (или пошлости) застывшей жизни, лишенной высшего смысла, похожей на сад Плюшкина.
«Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность более, чем все его пороки и недостатки. Явленье замечательное! Испуг прекрасный»!
Смех Гоголя рассчитан на этот испуг. Он рассчитан на пробуждение от сна. Смывая с человека ничтожность и пошлость, смех этот не смывает самого человека. Как писатель-моралист Гоголь исходил из предоставления о нравственной норме, образце: «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства».
Художественное слово Гоголя - это и исповедь, и проповедь, заставляющая сильнее биться сердце читателя, зрителя, когда «комическое переходит в космическое».
В этом отношении интересна статья В.Немировича-Данченко: «В советах актерам Гоголь подчеркивал: «Полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение». Но насколько мне известно, не было случая, чтобы она длилась более 52 секунд. И когда я спрашивал суфлера, который должен давать занавес, чем он руководствуется, то он ответил: «Я даю занавес, когда если бы еще секунда - и мое сердце разорвалось бы».
Может и в этом тайна творчества Гоголя – когда чувства на пределе.
Тема «Тайны жизни и творчества Гоголя» безмерна. Печальна и тайна его смерти. По мнению исследователей и биографов писателя, Гоголь умер, сломленный трагическим разрывом в себе между человеком и художником. Он был уверен, что силой дара преобразит жизнь и смехом победит злые силы. Когда этого не произошло - жизнь потеряла смысл. Это был уход, сознательный и бесповоротный. Перед смертью на небольшом клочке бумаги Гоголь написал свое завещание потомкам:
«Будьте не мертвые, а живые души».
Слова, напоминающие о том, что если человечество забудет о духовности, - это будет путь в никуда.
Гоголь верил в то, что «имя после меня будет счастливее меня». Подтверждение этому - непреходящий интерес к личности и творчеству писателя. И в этом плане пророчески звучат строки из сожженной книги «Ганц Кюхельгартен»: «…Он тверд средь сих живых обломков.
И только слышит, как шумит
благословение потомков».
Учитель русского языка и литературы
ШУЛИНА О.В.