Урок литературы в 9 классе «Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников»
Николай Васильевич Гоголь
Урок 1. Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.
Цели: Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, о его первых творческих успехах; углубить понятие о юморе и сатире; воспитывать интерес к творчеству Н.В. Гоголя; развивать творческие способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: учебник, портрет писателя, выставка книг, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и павыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, привлекая знания, полученные в предыдущих классах, участвуют в беседе, выполняют практическую работу по ранее изученным произведениям Н.В. Гоголя.
Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи.
И. С. Аксаков
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1) Погружение в тему урока: вводная беседа
- Расскажите, что вам известно о Н.В. Гоголе.
- Какие произведения вы читали?
III. Мотивация учебной деятельности
Николай Гоголь – один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них новые грани, почти новое содержание.
И. С. Аксаков, поэт и публицист-славянофил, писал в 1952г., сразу после смерти Гоголя: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи».
Но в то же время нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом литераторе.
Произведения Н.В.Гоголя изучаются в школе, его книги переиздаются, успешно экранизируются и ставятся на сценах ведущих театров. Это один из самых узнаваемых и читаемых писателей-классиков.
Актуальными звучат и сегодня слова, вынесенные в эпиграф. И хотя мы отмечаем уже 200-летний юбилей писателя, но по-прежнему тревожит вопрос: действительно ли мы смогли правильно осознать то «глубокое и строгое значение Гоголя», о котором говорил И.С. Аксаков.
Тем не менее, не покидает ощущение лишь прикосновения к «тайнам Гоголя», а не раскрытия их.
Славу украинского и русского напродов несет этот удивительный человек, « самая загадочная фигура в литературе»
Сегодня на уроке, используя известные сведения и факты, создадим портрет этого писателя.
IV. Работа над темой урока
1. Сообщение о жизни и творчестве Н.В. Гоголя
( учащиеся составляют хронологическую таблицу)
Хронологическая таблица
20 марта (1 апреля) – родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. В небогатой помещичьей семье
1818 -1819 — учится в Полтавском уездном училище вместе со своим братом, Иваном. 1821–1828 – учеба в Нежинской гимназии высших наук.
1828 – переезд в Петербург, где служил чиновником. Издает под псевдонимом В.Алов романтическую поэму «Ганс Кюхельгартен».
1829 – Гоголь уезжает в Германию, из которой возвращается только в сентябре.
1830 – Пишет первую повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
1830–1831 – сближение с В.А.Жуковским, А.С.Пушкиным, что оказывает влияние на его судьбу и литературную деятельность.
1831–1832 – выход в свет 1-й и 2-й частей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1831–1835 – преподаватель истории в Патриотическом институте.
1834–1835 – должность адъюнкта на кафедре истории в Петербургском университете. 1834 – избран в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете. 1835 – напечатаны «Арабески» и «Миргород». В составе сборника «Миргород» были опубликованы произведения «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий», «Тарас Бульба».
1835–1842 – работа над поэмой «Мертвые души».
1836, январь – завершена работа над комедией «Ревизор». 19 апреля – премьера в Петербурге в Александринском театре; 25 мая – премьера в Малом театре в Москве. После постановки комедии «Ревизор» Гоголь уезжает за границу (Германия, Швейцария,Франция, Рим).
1839, сентябрь — Николай Васильевич возвращается в Москву.
1842 – напечатан первый том «Мертвых душ».
Напечатана повесть «Шинель». 1848 – паломничество в Иерусалим. 1852, в ночь на 13 февраля – сожжена рукопись II тома «Мертвых душ».
1852, 21 февраля (4 марта) – умер в Москве. В 1931 году останки Гоголя перезахоронены на Новодевичьем кладбище.
2. Промежуточная рефлексия
-Расскажите, что нового вы узнали о жизни и творчестве Н.В. Гоголя
-Какие факты творческой биографии произвели на вас впечатление и почему?
3. Практическая работа со сборником повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки»
а) Вступительное слово учителя
Осмотревшись в Петербурге, Н.В. Гоголь неожиданно для себя открыл в тамошних культурных кругах живой интерес к украинской теме. Однако в ходе работы над украинскими повестями писатель обнаружил, что все-таки имеет недостаточное представление о жизни земляков. Тогда он обратился к матери с просьбой присылать ему в Петербург сведения об украинских народных обычаях, поверьях повседневной жизни.
В 1832 году он издает книгу "Вечера на хуторе близ Диканьки" , в которую вошло пять повестей. Герои «Вечеров…» -веселые, сильные и бесстрашные парубки, красивые и гордые крестьянские девушки .Эти люди живут просто, естественно, красиво. В их мире добро торжествует над злом, любовь – над ненавистью, красивое – над безобразным.
По совету друзей Н.В. Гоголь выпустил сборник не под своей фамилией, а используя литературную маску вымышленного « издателя» - « пасичника» Рудого Панька.
б) Беседа
- Какую роль в жизни и творчестве Н.В. Гоголя сыграла Украина?
- Дайте определение жанра повести
-Кто такой Рудый Панько?
- Назовите произведения, включенные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Какие из этих повестей вам хотелось бы прочитать?
в) Инсценировка
Посмотрите, как ярко светит месяц и горят звёзды. Мы все в ожидании волшебства. А чья же эта хата? Какие красивые рушники, расшитые руками прекрасной дивчины. У печи - дрова, ухват, кочерга. А где же хозяин?
( Входит ведущий – Рудый Панько)
Рудый Панько: Добрый день. Я Рудый Панько – пасечник из села Диканька. “ Часто накануне праздничного дня собираются ко мне люди добрые, усядутся за стол, - и тогда прошу только слушать. У нас на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более,- тогда только вечер, уже, наверное, где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, а смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберётся в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала вроде делом займутся: веретёна шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом – подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие шутки, что и рассказать нельзя.
Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню… но нигде, может быть, не было рассказываемо столько диковин, как на вечерах у пасечника Рудого Панька”.
Дивчины, посмотрите, сколько сегодня гостей ко мне пришло. Все они мастера рассказывать истории. Не дадим скучать нашим гостям.
Выходят девочки.
- Здравствуй, Панько. Как ты принарядился к празднику.
Рудый Панько: Это украинский народный костюм. Рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна, имеет разрез – пазушку, украшенный вышивкой. Штаны, а можно сказать, шаровары, ногавки, портяницы должны быть большой ширины. А знаете, почему у украинцев такие длинные пояса? Он играет роль оберега, защищает тело человека. Пояс должен быть 3-4 метра, обмотать им талию нужно несколько раз, а концы пусть свешиваются до колен. Да и вы, дивчины, разоделись, вон сколько лент на голове.
Девочки: Да, мы тоже принарядились. На голове – венки. Венок защищает девушек от сглаза. В народе сохранилась красивая легенда о происхождении венка. “ Летела птица Пава размашистая, посылала перья золотистые, собрала перья эти красивая девушка и свила себе венок на счастье, но подхватили ветры буйные тот венок и унесли в синее море. Нашёлся молодец, вернул девице её венок, и поженились они и были счастливы, а венок детям и внукам достался и тоже счастье принёс”.
Венок – это не просто красота, а “знахарь души”, в нём – волшебная сила, он боль снимает, силу бережёт.
Основу украинского женского костюма составляет рубашка – кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей – нижняя (пидтичка) шьётся из более грубой материи. Рукава и подол украшены вышивкой.
Плахта – праздничный наряд, изготавливается из ткани в крупную клетку.
Рудый Панько: В Рождественскую ночь происходят чудеса, вот и вы, дорогие гости, чудом попали к нам в Диканьку.
Девочки: Кто же вы такие? Мы хотим вас испытать. Знаете ли вы наши обычаи, умеете ли колядовать, читали ли повести, изданные Рудым Паньком? Представьтесь нам, пожалуйста.
г) Викторина « По страницам прочитанных произведений»
Представление групп
Рудый Панько: Ну, а если читали мои повести, то не трудно вам ответить на вопросы викторины:
Первый конкурс посвящается писателю Н. В. Гоголю
Вопросы первой группе
В каком селе родился Гоголь? ( Великие Сорочинцы)
В какой гимназии учился будущий писатель? (В Нежинской гимназии высших наук князя А.А. Безбородко)
Юношеская поэма, написанная в гимназии ( “Ганц Кюхельгартен”)
Псевдоним Гоголя ( В. Алов)
Прозвища Гоголя в гимназии (“таинственный карла”, “мёртвая мысль”)
Как называется книга, в которой Гоголь записывал загадки, частушки, обряды, имена, даваемые при крещении, часть из которых попала в “Вечера на хуторе близ Диканьки” ( “Книга Всякой Всячины”)
Второй конкурс. “О, я знаю вас!” Отгадайте героя.
Вопросы 2-й группе
“Он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке” (сорочинский заседатель)
“Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж, она так умела причаровывать к себе самых степенных козаков(которым , не мешает между прочим заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. ( Солоха)
“Полненькие щёчки козачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьей росою, горит он, расправляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком; что брови словно чёрные шнурочки, что ротик, на который глядя облизывалась тогдашняя молодёжь, кажись, на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни; что волосы её, чёрные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лён (Пидорка “Вечер накануне Ивана Купала”)
Вопросы 2-й команде.
“Давно уже, лет десять, а может и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру… ( Пузатый Пацук)
“Минуту спустя вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать” ( Потёмкин, “Ночь перед Рождеством”)
“В этом- то хуторе показывался часто человек, или , лучше , дьявол в человеческом образе. Откуда он, зачем приходил, никто не знал. Гуляет, пьянствует и вдруг пропадёт, как в воду, и слуху нет. Там, глядь – снова будто с неба упал, рыскает по улицам села, которого теперь и следа нет и которое было, может, не дальше ста шагов от Диканьки. Понаберёт встречных козаков: хохот, песни, деньги сыплются, водка – как вода…” (Басаврюк, “Вечер накануне Ивана Купала”)
Вопросы 3-й группе.“Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке” (Чёрт, “ Ночь перед Рождеством”)
“Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собой небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную. С голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом. Который так умел покорять себе всё и мог только принадлежать одной царствующей женщине. (Екатерина Великая )
“… если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с Щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красной оправе, то заткнул бы за пояс всех парубков тогдашних” ( Петрусь, “ Вечер накануне Ивана Купа
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
Родился Гоголь, впрочем, вовсе не в Диканьке, а в селе Сорочинцы, что неподалеку — теперь оно обзавелось приставкой Великие, то есть «большие». Для любителей народных гуляний в гоголевском стиле тут каждый год в августе устраивают настоящую Сорочинскую ярмарку — народ съезжается со всей Украины и России… «Шум, брань, мычание, блеяние, рев — все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки — все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами».
В Сорочинцах по сей день стоит Спасо-Преображенская церковь, в которой крестили будущего писателя, и дом врача Трохимовского — в этом самом доме этот самый врач, единственный в округе, в 1809 году помог появиться на свет Николаю, или, как говорят в Украине — Мыколе Гоголю-Яновскому. «Новорожденный был необыкновенно слаб и худ. Долго опасались за его жизнь. Через шесть недель он был перевезен в родную Васильевку-Яновщину».
VI. Домашнее задание.
1.Прочитать поэму « Мертвые души».
2. Индивидуальное опережающее задание. Подготовить сообщение о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души».