Мероприятие, посвящённое лётчику–истребителю Великой Отечественной войны Амет–хан Султану
Мероприятие,
посвящённое лётчику – истребителю Великой Отечественной войны,
Дважды Герою Советского Союза Амет – хан Султану
Цели: познакомить обучающихся с биографией выдающегося лётчика – истребителя Амет – хан Султана; воспитать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примере участника Великой Отечественной войны, воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.
Форма проведения: историко – познавательная
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийный проектор, акустическая система, ноутбук
Зал торжественно украшен: в центре сцены портрет Героя, цветы. Вокруг портрета иллюстрации из его биографии.
(Звучит музыка. Выходят ведущие)
Ход мероприятия.
Ведущий 1:
Сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить знаменитого лётчика– истребителя Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Амет – хана Султана. (Слайд 2)
Ведущий 2.
Родился Амет-хан Султан 25 октября 1920 года (по другим данным 20 октября) в известном городке Алупка на южном берегу Крыма. Отец Султана Амет-хана по национальности лакец, родившийся в дагестанском ауле Цовкра, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где нашел себе жену – крымскую татарку Насибе. Первого сына назвали в честь отца – Амет-ханом. Позже родилась дочь Фатиме (увы, едва дожила до четырех лет) и сын Имран.
(Слайд 4)
Ученик:
Мальчишка с царским именем – босой.
У моря жил - мечтал достичь небес -
Вот парадоксы жизни непростой.
Алупка старая! Родился, вырос здесь.
Амет в сезон курортников водил
К вершинам Бедене-Кыр и Ай-Петри.
И там в горах, наверное, решил
Пилотом стать - летать подобно ветру.( Слайд 4)
Ведущий 3:
(Звучит музыка)
С самого детства Амет-хан восхищался авиацией. Он представлял, как летает среди птиц, над вершиной горы Ай-Петри. Отучившись семь классов в средней школе №1, будущий ас поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище Симферополя. Наряду с этим юноша посещал симферопольский аэроклуб. Стремление к небесам сделало Амет-хана одним из лучших, и юноша был направлен в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. В поселке городского типа Кача (ныне в Нахимовском районе Севастопольского горсовета) Султан впервые увидел боевые истребители, которые произвели на него сильное впечатление. Весь период учебы Амет-хан вспоминал родной аэроклуб и писал письма своему инструктору Петру Мефодиевичу Большакову.
(слайд 5, 6)
Ученик:
И вот сбылась мечта! Орёл –лети!
Но тут война, смертельная рулетка,
Запутала все планы, все пути:
Реальный бой серьёзней, чем учебка.
(Звучит музыка)
Ведущий 1.
Летное училище он закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. В выпускном аттестате была написана краткая характеристика: «Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и точно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив». Для дальнейшей службы Амет-хан был направлен в Белоруссию, в Бобруйск. Довольно скоро его перевели в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа, расположенного под Кишиневом. Летал на машинах И-15 и И-153. ( Слайд 7, 8)
Ведущий 2.
Осенью 1941 года прикрывал Ростов-на-Дону, а зимой переучился на английский истребитель «Харрикейн». Потом был Сталинград, ожесточённые воздушные бои в небе Кубани, Таганрога, Мелитополя, Крыма, Брянска, командовал эскадрильей в 9-м гвардейском ИАП, совершил несколько воздушных таранов (первый в небе Ярославля). (Слайд 9, 10)
Ученик
На русский Ярославль враги идут.
Подбитый юнкерс пал, как чёрный ворон.
Спасибо, друг надёжный, парашют
Не подкачал: он за штурвалом снова.
Дворянский титул немчика- барона
Не впечатлял, шутил, свершив таран:
«Упал, как все, подумаешь: персона,
Что мне бароны? Я и сам – султан!». (Слайд 11)
(Звучит музыка)
Ведущий 3.
Командир полка дважды Герой Советского Союза гвардии майор В.Д. Лавриненков в апреле 1945 года, представляя Амет-хана к самой высокой награде — званию дважды Героя Советского Союза, написал следующий рапорт: «Товарищ Амет -хан Султан проявил на фронтах пример отваги и героизма. Этот высококлассный лётчик-истребитель, в полной мере овладевший искусством ведения воздушного боя, своими делами заслужил звание одного из лучших асов полка. Амет - хан Султан, виртуозно управляющий самолетом, использующий его тактическое превосходство, хорошо знающий слабые стороны гитлеровских лётчиков и все преимущества вражеской техники, одержал победу в 30 воздушных боях. Товарищ Амет - хан Султан, который проявил мужество и героизм в борьбе против немецких захватчиков, успешно провел 603 боевых вылета и одержал в них победу, лично сбил 30 самолетов противника и 19 — в групповых воздушных боях, достоин присуждения звания дважды Героя Советского Союза». (Слайд 12)
Ведущий 1.
Итак, учитывая все эти заслуги, 29 июня 1945 года Амет-хан Султан был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-хан Султан был уволен в запас. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года Султан Амет –хан становится лётчиком – испытателем. (Слайд 13)
Ведущий 2.
Большое местоположение в испытательной деятельности Амет-хан Султана занимали испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях.23 сентября 1961 года Султану Амет-хану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». За время летной работы он освоил примерно 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов. Пройдёт много лет и уже после войны, отвечая на вопрос одного из однополчан, почему он не завершает лётную деятельность, Амет-хан Султан расскажет притчу: «... Орлы никогда не умирают на земле. Чувствуя приближение смерти, они из последних сил летят вверх, а потом складывают крылья и камнем падают на землю. Поэтому Орлы умирают в небе, на землю они падают уже мёртвыми». Кто мог думать, насколько точно он предсказал собственную судьбу? (Слайд 14, 15)
Ведущий 3.
1 февраля 1971 года Султан Амет-хан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Похоронен герой в Москве, на Новодевичьем кладбище. ( Слайд16)
Ученик
Он лётчик-испытатель – он герой (Слайд 17)
И в мирное, обыденное время.
Отправившись в полёт тот роковой
Не на земле погиб, а в синем небе!
Оставил даже в космосе свой след:
Он имя дал для маленькой планеты.
Аэропорт в Махачкале, привет!
Ты назван был по имени Амета.
Ученик.
И памятник в Париже: ну, хитрец!
Хоть бронзовый, но всё ж в Париж попал!
«Пилот от Бога» - верно: сам Творец
Ему дорогу в небе начертал.
И два народа – матери, отца,
Тобой гордятся - что ни говори!
Себе остался верен до конца:
Орлы и умирают как орлы!
Ведущий 1:
Почтить память минутой молчания лётчика – истребителя Великой Отечественной войны, дважды Героя Советского Союза Амет – хана Султана
(Звучит метроном)
Подведение итогов (рефлексия)
Использована литература и интернет ресурс
1.Амет-Хан в памяти современников: краткий сборник документальных материалов. -Симферополь: КРП «Крымучпедгиз», 2010. - 202 С.
2.Велиев А. Амет-Хан Султан /А. Велиев // Герои бессмертны. Крымские татары во Второй мировой войне 2 т. - Симферополь: КРП Крымучпедгиз, 2009. - С. 6-38.
3.Елена Марчук «Памяти лётчика Амета – хана Султана» Copyright:Елена Марчук,2014
4. http://www.stihi.ru/2013/07/04/9694
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Амет-Хан,_Султан|
7