Внеклассное мероприятие, посвященное 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Час Памяти. Родственники-участники и очевидцы Великой Отечественной войны»

5
2
Материал опубликован 23 April 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Обоянского района Курской области


Проект «Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшее внеклассное мероприятие, посвящённое 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне »


Внеклассное мероприятие


Час Памяти


Родственники – участники и очевидцы Великой Отечественной войны


Учитель истории и обществознания Калайчиди Т.С.


Каменка

2020 год


Цель мероприятия: патриотическое воспитание, формирование исторической памяти.

Задачи:

1.Формировать знания школьников об источниках победы советского народа в Великой Отечественной войне, показать массовый героизм воинов и трудящихся в тылу на примере родственников-участников Великой Отечественной войны.

2.Способствовать воспитанию патриотизма, гордости за Россию, за свой народ, внесший решающий вклад в победу над фашизмом.

3.Формировать навыки исследовательской работы, умения работать с разными источниками, критически подходить к информации

4.Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

5.Использовать полученные знания для подготовки сообщений «Родственники– участники и очевидцы Великой Отечественной войны»

Оборудование: стенд «Никто не забыт, ничто не забыто!», выставка книг о Великой Отечественной войне, компьютер, проектор.

Подготовительный период: школьники собирали сведения о родственниках - участниках и очевидцах Великой Отечественной войны.

На мероприятии они выступили с сообщениями, где рассказали о них. На мероприятие были приглашены жители села, дети-войны, которые поделились воспоминаниями о тяжелом военном времени.

Ход мероприятия

I.Организация внимания учащихся

Демонстрация клипа на песню «От героев былых времён...» из кинофильма «Офицеры», слова Евгения Аграновича, музыка Рафаила Хозака.

II.Актуализация знаний

Учитель: «Нет в России семьи такой, где бы ни жил свой герой..» - какой смысл автор текста песни вложил в эти строки? ( Ответы детей)

Учитель: В каждой семье бережно хранят и передают из поколения в поколение сведения о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Одни из них погибли, другие – пропали без вести, третьим посчастливилось – они вернулись домой. Все они живы в нашей памяти и будут жить вечно, если мы будем о них помнить. 75- лет исполняется в этом году со дня Победы. Вспомним поименно родственников - участников и очевидцев событий Великой Отечественной войны.

III. Основная часть

Учащиеся:

1.Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,

Много лет пронеслось, сколько новых забот пережито,

Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам,

Но никто не забыт и навеки ничто не забыто!

Наша жизнь, наша светлая радость, в жестоких боях

Солдатским подвигом, доблестью, жертвой добыты,

В честь героев на земле обелиски до неба стоят,

Нет, никто не забыт и навеки ничто не забыто! 1

2.Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути.

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

Конечно, мы смотрим другими глазами,

Такими же, полными слёз.2

Учитель: Течет река времени. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 года остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа против фашистских захватчиков.

Учащийся:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

А к мертвым, выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких,

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого нет...

И ставит, ставит обелиски.3

Звучит запись выступления Ю.Б.Левитана «Объявление о начале Великой Отечественной войны»

Учащийся:

Вспомним сегодня хотя бы немного,

Давние, грозные дни страны,

Вспомним, с вами мы, дети, внуки, правнуки, праправнуки

Не видевшие той войны!4

Учитель: В каждую семью война принесла горе, страдания, слёзы и боль расставания с близкими. Жители нашего села добровольцами уходили на фронт защищать от фашистской чумы свой дом, свою родную землю.

Сообщение Савенкова Владислава «Мой прадедушка Волосунов Григорий Иванович - участник Великой Отечественной войны»

Волосунов Григорий Иванович родился 21 мая 1924 года в селе Коптево. Детство его было тяжелое: косил сено, заготавливал дрова, ухаживал за огородом. Юность оборвалась вместе с известием о начале войны. В 1943 году он ушел на фронт. Прадедушка попал в школу сержантов в городе Барнаул. После учебы начались фронтовые будни. Все было здесь: и рукопашный бой, и гибель друзей, и короткие минуты передышки. Во время боя Григорий Иванович был тяжело ранен и контужен. После госпиталя, вернулся в свой полк, с которым дошел до Берлина. За доблесть и мужество, проявленные в боях за нашу Родину был награжден двумя боевыми орденами и тремя медалями. Демобилизовался в конце 1945 года. После войны восстанавливал разрушенное войной хозяйство, работал в лесничестве. Я горжусь прадедушкой, который не жалея своей жизни встал на защиту Родины, проявив при этом мужество и героизм, и хочу быть похожим на него.

Сообщение Саенко Анны «Мой прадедушка Тутов Андрей Ефимович- участник Великой Отечественной войны »

Тутов Андрей Ефимович родился в селе Песчаное Белгородской области. Он прошел всю войну и был тяжело ранен в ногу. За доблесть и мужество, проявленные в боях за нашу Родину был награжден тремя боевыми орденами и благодарностями командования. После войны работал в колхозе, восстанавливал разрушенное войной хозяйство. Я горжусь прадедушкой, который с честью выполнил свой воинский долг.

Учитель: Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая все на своем пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.

Сообщение Саенко Татьяны «Мой прапрадедушка Моршнев Кузьма Григорьевич - участник Великой Отечественной войны».

Мой прапрадед Моршнев Кузьма Ивавнович родился в 1905 году  в Курской области Обоянского  района в деревне Гремячка в крестьянской семье. В 1916 году окончил 3 класса Каменской начальной школы. Был  призван на действительную военную службу Обоянским Райвоенкоматом  Курской области в 1927 году. После службы продолжил работать в колхозе, где и встретил начало Великой Отечественной войны.

    В ноябре 1941 года село Грямячка было занято фашистами, начались дни оккупации, наполненные страхом за жизнь близких, голодом, ненавистью к захватчикам.  После того как освободили село в феврале 1943 года,  Кузьма Иванович был призван  на военную службу. Вначале он служил сапером  в составе  268 саперного батальона, а с  22 ноября 1944 года по 9 сентября 1945года продолжил воевать в составе 77 саперного батальона. 30 ноября  1944 года прапрадедушка получил легкое ранение в правую руку. И  вскоре вернулся в строй. За храбрость и мужество, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, он удостоен  следующих наград: медаль «За отвагу» , медаль «За победу над Германией». После войны  Кузьма Иванович вернулся домой и проработал до конца своих дней мельником в  селах Гремячке и Каменке. Я горжусь своим прапрадедом, который отстоял для нас мир.

Учитель: Фашисты к зиме 1941 года планировали закончить войну, но они просчитались, 5-6 декабря началось контрнаступление Красной Армии, и враг был отброшен от Москвы. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в войне. Участниками этих событий были учителя - фронтовики Каменской школы: Боев Кузьма Григорьевич, Савенков Павел Петрович.

Сообщение Аверкова Алексея «Мой родственник Боев Кузьма Григорьевич - участник Великой Отечественной войны.

Боев Кузьма Григорьевич родился в 1914 году в селе Каменка в крестьянской семье.t1587504712aa.gifС сентября 1932 года по август 1941 года работал учителем в Каменской школе.

14 августа 1941года был мобилизован в армию. С 22 августа 1941года служил в 55 батальоне сапером, строил доты и дзоты, занимался минированием и разминированием. С декабря 1942года являлся курсантом Свердловского ВПУ. В марте 1943года вместе с другими курсантами был направлен в авиа - десантное училище, в пулеметную роту в составе 3-й десантной бригады. Вскоре после получения звания старшего сержанта был назначен командиром отделения. Во время учебы неоднократно осуществлял прыжки с парашютом. В сентябре 1943года был заброшен в тыл врага. Десант был высажен южнее Киева, в местечко близ города Канево, где принимал участие в боевых операциях до 16 февраля 1944года. Потом был направлен в Горьковскую стрелковую дивизию, которая занимала оборону западнее Невеля, а оттуда 16 января 1945года по распоряжению штаба - в Харьковское военно - политическое училище.

20 августа 1945 года медицинская комиссия признала Кузьму Григорьевича негодным к строевой службе и приняла решение о его переводе в 364 нестроевой стрелковый полк, который базировался в Харькове.

Родина по достоинству оценила смелость и мужество старшего сержанта Боева Кузьмы Григорьевича, проявленные им на фронтах Великой Отечественной войны. Его грудь украсили награды: орден Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией»

18 октября 1945года он был демобилизован и вернулся в родное село к своей любимой работе учителя. С 1 ноября 1945 года и по декабрь 1975 года Кузьма Григорьевич работал директором Каменской школы. Его любили ученики за преданность своей профессии, за то, что он всегда мог поддержать в трудную минуту. Я горжусь, что Боев Кузьма Григорьевич   внёс достойный вклад в победу.

Сообщение Выскребенцевой Ксении «Мой родственник Савенков Павел Петрович - участник Великой Отечественной войны.

Савенков Павел Сергеевич родился в 1913 году в селе Каменка в крестьянской семье.t1587504712aa.gifДо войны работал в колхозе. В самом начале войны был мобилизован в армию. Сражался на фронтах: Брянском - с 22 августа 1941года, на Сталинградском - с 2 февраля 1943года, на Донском- с 30 августа 1943года, на Степном - с 15 ноября 1943года, на 2 Украинском - с 15 ноября 1943года ,на 3 Украинском- с 15 ноября 1944 года. Был участником Курской битвы на Белгородском направлении. Получил легкое ранение в бедро.

За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, рядовой Савенков Павел Сергеевич был удостоен следующих наград: ордена Отечественной войны I степени, медалей: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

После войны закончил исторический факультет Курского государственного педагогического института. С 1948 по 1954 год работал учителем истории в селе Малые Крюки, а с 1954 года по 1973год - в Каменской школе. Его яркий и образный рассказ переносил учеников в разные исторические эпохи, они как будто воочию видели события далеких дней. Особенно вдохновенно рассказывал учитель о подвигах советских людей в Великой Отечественной войне, но никогда не упоминал о своих заслугах. Вот таким: скромным, чутким, все понимающим педагогом запомнился он своим ученикам. Я горжусь, что Савенков Павел Сергеевич в трудную для Родины минуту встал на ее защиту, и с честью выполнил свой гражданский долг.

Учитель: В ходе зимнего наступления 1943 года 8 февраля был освобождён город Курск, частями 60 армии под командованием Черняховского. Утром 19 февраля 1943 года была освобождена Обоянь частями 303 сибирской стрелковой дивизии полковника Федоровского, именем которого названа одна из улиц города. Село Каменка пострадало от фашистских захватчиков не меньше других. 15 месяцев длилась оккупация, которая принесла жителям села голод, страх и смерть, более ста семей остались без крова.

Учащийся:

Мое село под небом чистым,

Ты помнишь грозные бои,

Под синевой, под обелиском

Лежат защитники твои.

Мое село – России совесть,

Ты год от года все родней.

Да будет мир и хлебосолье

Под каждой крышею твоей!5

Учитель: 19 февраля 1943 года наше село было освобождено от оккупантов. На памятнике воинам – освободителям нашего села написаны фамилии тех, кто сложил свои головы в бою за Каменку. Вечная им благодарность и память. После освобождения села был призван в армию Радченко Никита Григорьевич.

Сообщение Кондор Кристины «Мой прадедушка Радченко Никита Григорьевич - участник Великой Отечественной войны».

Радченко Николай Григорьевич родился в 1903 году в Каменке. Окончил начальную школу в 1913 году. До войны работал в колхозе. Сразу же после освобождения села от фашистов, 20 февраля 1943 года был мобилизован. Воевал в 226 стрелковом полку минометчиком, принимал участие в Курской битве. Во время сражения 12 июля 1943 года Николай Григорьевич получил тяжелое ранение в левую руку. 18 ноября 1943 года после лечения в госпитале уволен из армии по состоянию здоровья. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками награжден орденом Отечественной войны I степени. После войны отмечен многочисленными юбилейными медалями.

Учитель: 5 июля 1943 года началось величайшее сражение Великой Отечественной войны - Курская битва, завершившая коренной перелом. В ней принял участие Брежнев Илья Федорович.

Сообщение Брежнева Александра «Мой родственник Брежнев Илья Федорович - участник Великой Отечественной войны»

Брежнев Илья Федорович родился 2 июня 1920 года. В 1940 году призвали Илья Федорович в армию. Проходил он службу в Новосибирске.

С началом войны Брежнев И.Ф. попал под Москву. Службу с начала войны и до ее победы проходил в 178 танковой бригаде водителем полуторки. Илья Федорович подвозил боеприпасы, горючее, перевозил раненных бойцов. Брежнев И.Ф. участвовал в боях под Наро-Фоминском, в боях за переправу через Москву-реку в районе села Троицкое, Михайловское.   Корпус всегда направлялся туда, где было особенно трудно, где шли самые жестокие бои. В сражении на Курской дуге 178-я танковая бригада 10-го танкового корпуса принимала самое активное участие. Дочь Ильи Федоровича, Валентина Ильинична, рассказала, что ее отец называл бои на Курской дуге «самыми страшными». После войны был награждён медалями: «40 лет Курской битве», «50 лет Курской битве». Был неоднократным участником встреч ветеранов Курской битвы

Война завершилась, но Илья Фёдорович продолжал служить. Вернулся он в родное село в 1946 году. Работал шофёром, трактористом, экспедитором. Я горжусь своим родственником. Он не прятался за спины своих товарищей, а смело вступал в бой с врагом.

Учитель: После Курской битвы стратегическая инициатива перешла к СССР. Была освобождена наша Родина, началось освобождение Европы. Все это стало возможным благодаря единству фронта и тыла. В тылу днем и ночью люди работали, снабжая армию продовольствием, вооружением. Трудились взрослые и дети.

Сообщение Аверковой Дарьи «Моя прабабушка Кирюткина Александра Федоровна - труженица тыла».

Моя прабабушка Кирюткина Александра Федоровна родилась в начале двадцатого века. Она с детства помогала родителям в поле, в уходе за младшими братьями. Когда началась война, мужчины ушли на фронт, а женщины, старики и дети выполняли всю работу в колхозе. С приходом фашистов, жизнь стала очень тяжелой. Семью выгнали из дома в сарай, начался голод. Люди жили в постоянном страхе за жизнь близких. С огромной радостью встречали жители села освободителей. После освобождения села прабабушка работала в поле - фронту нужен был хлеб. Долгими зимними вечерами она с другими женщинами вязала теплые вещи для фронтовиков. После войны Александра Федоровна осталась трудиться в родном селе. Я была совсем маленькой, когда она умерла. Я горжусь трудовым подвигом моей прабабушки, которая приближала победу в тылу.

Учитель: Война и дети. Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, что значит голод, холод и горечь утрат для детей.

Учащиеся:

1.Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война! 6
2.А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.7

Учитель: Сегодня на мероприятии присутствуют те, чье детство закрыла своим черным крылом война. Попросим их поделиться воспоминаниями о военном лихолетье.

Выступления гостей. Дети задают интересующие их вопросы.

Учитель: Заключительным сражением Великой Отечественной войны стала битва за Берлин. Великая Отечественная война ещё раз под­твер­ди­ла, что ре­шаю­щей си­лой ис­то­рии и главным твор­цом по­бе­ды в вой­не яв­ля­ет­ся на­род. Она по­ка­за­ла, что си­ла на­ро­да в его еди­не­нии, его ду­хов­ной спло­чён­но­сти, в спра­вед­ли­во­сти тех це­лей, во имя ко­то­рых на­род ве­дёт борь­бу. Заветной мечтой каждого солдата была мечта- встретить Победу в поверженном Берлине. У Дюкарева Михаила Федоровича, учителя - фронтовика нашей школы она сбылась в мае 1945. Чего только не случалось на войне. Дюкарев Михаил Федорович неожиданно встретил в Берлине земляка - Тарасова Ф.А.

Сообщение Переверзевой Дианы «Мой родственник Дюкарев Михаил Федорович - участник Великой Отечественной войны.

Дюкарев Михаил Федорович родился 10 октября 1922 года в крестьянской семье.t1587504712aa.gifВ 1940 году окончил курсы шоферов в Курске и работал в колхозе, где его и застало известие о начале войны. Был призван в армию в феврале 1943года, зачислен в 14-й мотоциклетный полк. Затем его перевели в 35 механизированную бригаду, определив помощником механика танка. Михаил Федорович принимал участие в Курской битве. В послевоенные годы он был отмечен памятным знаком «Участник Курской битвы». Сержант Дюкарев Михаил Федорович освобождал Польшу. Здесь его танк был подбит, а экипаж чудом уцелел. В боевой машине сгорел орден Красной Звезды, которым Михаил Федорович был награжден накануне боя. После ремонта боевой машины он продолжил свой боевой путь на запад. Принимал участие в освобождении города Кольмер, где в жестоком бою все члены экипажа его танка получили ранения разной степени тяжести. За мужество и героизм, проявленные в этом бою, он был награжден вторым орденом «Красной Звезды».

Михаилу Федоровичу посчастливилось встретить победу в Берлине.t1587504712aa.gifЗа отвагу, проявленную в боях за Берлин, он был награжден орденом Славы III степени, медалью «За взятие Берлина». В 1946году он был демобилизован по ранению и контузии. После возращения домой, Михаил Федорович с 1954 года работал в Каменской школе учителем труда и физкультуры. Его уроки были интересными и запоминающимися. Он умел, не повышая голоса, успокоить забияку, просто и доступно объяснить любой сложный учебный материал. Михаил Федорович искренно и беззаветно любил детей. Я благодарна Михаилу Федоровичу за его вклад в общую победу над фашизмом.

Звучит запись выступления Ю.Б.Левитана «Объявление о завершении  Великой Отечественной войны»

Учащиеся исполняют песню «День Победы» (стихи В. Харитонова, музыка Д. Тухманова)

Учитель: Наступило мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов. На памятнике погибшим воинам в нашем селе начертаны фамилии земляков, не вернувшихся с войны. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Учащиеся

1. Не дай нам бог забыть все это,

Когда клубилось все в дыму.

Четыре долгих, жутких лета,

Не дай еще раз никому.

Горело все: земля и. небо,

И смерть кружила там и тут.

Не дай нам бог забыть все это,

А дай достойно помянуть.

Всех павших, что ушли когда-то.

Навстречу смерти в страшный миг.

Не дай нам бог забыть про это

Дай поименно помнить их.8

(Учащиеся называют фамилии погибших воинов - земляков)

2. Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет!

(Учащиеся зажигают свечи)

3.Гори, свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне! 9

Учитель: Давайте вспомним всех погибших на полях сражений, всех, кто не дожил до славного Дня Победы, умерших от голода и холода в годы военного лихолетья, тех, кто ушел из жизни после войны. Почтим их память минутой молчания.

(Звучит запись звука метронома)

Учащиеся:

1.Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
2.Пускай всегда годину ту
На память нам приводит
И первый снег, и рожь в цвету,
Когда под ветром ходит.
И каждый дом, и каждый сад
В ряду-большой и малый.
И дня восход и дня закат
Над тёмным лесом-алый.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье!10

Учитель: Идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в веках. Наша Победа не померкнет никогда. Славные боевые традиции прадедов продолжает молодое поколение. Среди них выпускники нашей школы: Алексей и Александр Тарасовы, Черных Александр, Трофимов Владимир, Выскребенцев Александр, Алексей и Иван Боевы. Они берегут мир, который завоевали их прадеды.

IV.Итоги мероприятия

Учитель:

- Почему наш народ одержал победу над фашизмом?

- В чем вы видите истоки боевого и трудового героизма наших земляков в годы Великой Отечественной войны?

-Что нужно сделать, чтобы война не повторилась вновь? (Ответы учащихся)

V.Рефлексия

Учитель: Что нового узнали вы о войне, какие испытывали чувства, слушая сообщения, выступление гостей, стихи о войне.

Учащийся:

Пусть навек исчезнут войны, 
Чтобы дети всей земли 
Дома спать могли спокойно, 
Танцевать и петь могли, 
Чтобы солнце улыбалось, 
В окнах светлых отражалось 
И сияло над землёй 
Людям всем 
И нам с тобой!11

Участники и гости исполнили песню «Солнечный круг» (стихи Л.Ошанина, музыка А.Островского)


1 Ножкин М.И. Точка опоры. М.: Вече, 2014.С.10

2 Поляков Ю.М. Время прибытия. М.2015. С.5

3 Симонов К.М. Стихи о войне. М.:Эксмо,2010. С. 67

4 Кочурова С.В. чтобы сердце содрогалось. Киров. 1993.С.7

5 Карасев Е.К. Пути господни. Стихи. Тверь: Книжный клуб, 1992-80 с.

6 Садовский М.Р. Стихотворения о войне для детей. М.: Прометей, 1992. С.47

7 Рождественский Р.И. Стихотворения.  М.: Молодая гвардия, 1988. С. 124

8 Коновалов С. А. У памяти в плену. Стихотворения – Обоянь, 2004.С. 38

9 Кузнецова Н.Г. Стихотворения.- Курск, 2009.С. 17

10 Твардовский А.Т. Стихотворения и поэмы. М.1977.С.117

11 Пляцковский М.С. Добрые друзья. М.: Омега, 2007. С.25


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Достойная разработка, только не хватает приложений упомянутых в самой разработке. А так очень хорошо.

23 April 2020

Спасибо за час Памяти...

30 April 2020

Похожие публикации