Сценарий часа общения «Детки в пивной клетке»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 24
Краевое государственное казенное учреждение
«Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 10»
Составила: Сендирович Елена Геннадьевна,
Социальный педагог КГКУ Детский дом 10
г. Комсомольск-на-Амуре
2019 год
Ц ели: расширить представления воспитанников о вредном воздействии алкоголя для формирования негативного отношения к алкогольным напиткам и алкоголизму, дать представление об опасности пивного алкоголизма;
Задачи:
1. Побуждать воспитанников к активному сопротивлению вредным привычкам, к самопознанию и саморазвитию;
2. Повысить мотивацию воспитанников в соблюдении здорового образа жизни;
3. Развивать коммуникативные навыки и умения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Провести опрос воспитанников по выявлению социальных проблем | 01.10.2019 | Психолог |
2. | Составить сценарий часа общения «Детки в пивной клетке» | 10.10.2019 | Сендирович Е.Г. |
3. | Провести групповое собрание воспитанников и распределить роли: Врачи – 3 шт Любители пива -3 шт Знатоки – 3 шт | 15.10.2019 | Актив |
4. | Подготовить карточки с заданиями для 5-ти групп (сюжеты рекламных роликов): Лежит человек на пляже, любуется девушкой на водных лыжах. Пить ему хочется. В мыслях представляет себе бутылку пива и выдает фразу: «Лучше пиво в руке, чем девица вдалеке!» Трем молодым людям нужно встречаться настолько часто, что уже не остается времени на работу Джентльмен все собирается сказать какие-то особенные и важные слова своей даме, принял для храбрости пивка, и у него в голове возникли прекрасные образы, заиграла фантазия… Дед Мороз прибывает в намеченный коллектив вместо Нового года к 8 Марта. На вопрос, где был, отвечает : «Пиво пил» Толстяк, увлекшись пивом, настолько забывает о времени, что его машина врастает в асфальт и покрывается мхом. | 17.10.2019 | Актив |
5. | Написать на доске тему и эпиграфы | 20.10.2019 | Сендирович Е.Г. |
6. | Изготовить карточки с рифмами для поговорок: почет, флот, высот, патриот, повезет, удерет, переживет, подает, дойдет, попадет | 19.10.2015 | Актив |
7. | Начертить таблицу «Как становятся пивными алкоголиками?» | 20.10.2019 | Сендирович Е.Г. |
«Человечество могло бы достигнуть невероятных
успехов, если бы оно было более трезвым»
И.Гете
(Проводится интерактивная беседа)
Воспитатель: Ребята, поднимите руку, кто уже знает вкус пива? А есть ли такие, кто употребляет его постоянно? Кто из вас, считает пиво безопасным напитком?
(Воспитанники отвечают на поставленные вопросы)
1-й: Все мы пробовали пиво. Пили за компанию. Не хотелось быть белой вороной.
2-й: А мне понравилось, особенно летом, в жару. Правда, развезло потом и голова болела, но все равно хотелось утром выпить пива, стало легче.
3-й: Пиво – это не алкоголь, мы же водку не пьем.
Воспитатель: Вот вы произнесли слово «алкоголизм». А можете вы объяснить значение таких слов: «алкоголизм», «трезвость», «мускулинизация женщин», «феминизация мужчин»? Вот посмотрите на экран.
(Идет показ значения слов)
ТРЕЗВОСТЬ: нормальная, неотравляемая алкогольными изделиями жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа
МУСКУЛИНИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН: ослабление женских и развитие мужских признаков
АЛКОГОЛИЗМ: тяжелое хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением спиртных напитков
ФЕМИНИЗАЦИЯ МУЖЧИН: ослабление мужских и развитие женских признаков
Воспитатель: А может ли кто-нибудь из вас объяснить, какое отношение имеют эти слова к пиву?
(Воспитанники предлагают свои варианты ответов)
1-й: Да никакого. Мы не алкоголики и с мышцами у нас все в порядке.
2-й: Может быть с трезвостью не каждый день дружим.
Воспитатель: Давайте послушаем, как об этом говорят специалисты.
(Идет показ видеозаписи с выступлением врачей)
В рач №1: Современные исследователи утверждают, что пиво, как и другой алкоголь, вызывают зависимость. Появилось даже такое понятие, как «пивной алкоголизм». Причем среди пивных алкоголиков уже есть дети 6-9 лет. Потому что алкоголь особенно быстро и разрушительно действует на детский организм.
Врач №2: Между такими понятиями как пиво, мускулинизация и феминизация есть прямая связь. Пиво вредно влияет на гормоны человека: у мужчин под влиянием пива усиленно вырабатываются женские половые гормоны, а у женщин, наоборот, мужские. Это отражается на внешности: у мужчин шире становятся бедра, разрастаются грудные железы, голос становится тоньше. А у женщин голос становится грубее и появляются так называемые «пивные усы». Но, кроме того, пиво нарушает работу сердца. Есть даже такой термин – «пивное сердце».
Врач №3: Посмотрите на эту таблицу и вы узнаете, как становятся пивными алкоголиками. Поэтому, хочешь быть здоровым – откажись от пива.
ТАБЛИЦА:
Как становятся пивными алкоголиками
№ этапа | Содержание этапа |
1. | Бутылка для расслабления |
2. | Бутылка каждый день |
3. | Увеличение дозировки |
4. | Пиво по утрам |
5. | Провалы в памяти |
6. | Отравление всего организма |
7. | Пивной алкоголизм |
Воспитатель: Большинство людей знают о вредных последствиях алкоголя. Зачем же они его употребляют?
1-й: Для кайфа, поднимается настроение.
2-й: Для веселья и общения.
3-й: Для смелости.
4-й: От горя, чтобы забыться.
Воспитатель: Подростки пьют, чтобы казаться взрослее и круче, из любопытства, за компанию. А вот каковы причины людей, которые не употребляют алкоголь. Как вы думаете, почему?
1-й: Боятся за свою жизнь, здоровье.
2-й: Боятся родителей или полиции.
3-й: не имеют денег.
4-й: Имеют трезвенные принципы и убеждения.
В оспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть и прослушать диалоги любителей пива и знатоков этого «волшебного» напитка, которые нам покажут воспитанники театральной студии.
ДИАЛОГ №1:
Любитель: Пиво-это не алкоголь, а пищевой продукт.
Знаток: Что такое алкоголь? Это винный спирт. Его формула C 2 H 5 OH. Водка-это 40% раствор винного спирта, а пиво –более слабый раствор алкоголя от 0 до 10 и более процентов. При употреблении одной бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает одинаковое количество алкоголя. Во всех развитых странах пиво относится к алкогольным напиткам. К слабоалкогольным его относят, если содержание алкоголя в нем не превышает 1,2 % (страны ЕС) или 2% (Швеция и Финляндия). Если содержание алкоголя выше, пиво считают алкогольным напитком, и на него распространяются все правила торговли алкоголем: запрет на продажу несовершеннолетним, ограничение часов, дней и мест продажи, акцизные налоги.
Любитель: Все равно, от пива алкоголиком не станешь. Оно не вызывает зависимости.
Знаток №2: По действию на организм винный спирт относится к наркотикам. И это признала Всемирная организация здравоохранения в 1975 году. Алкоголь обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении –привыкание и потребность в нем.
Любитель: А по телевизору говорили, что «живое» пиво даже полезно. Я покупаю только живое пиво.
Знаток №3: Нет, вас просто обманывают. Обратите внимание на сроки хранения. «Живое пиво» - это напиток, насыщенный пивными дрожжами. Но у такого напитка срок хранения – максимум 3 суток, да еще и при температуре не выше 4 градусов. Иначе пиво превращается а яд. Если же на бутылке указан срок хранения месяц в прохладном месте, то это пиво уже «неживое». А если срок хранения несколько месяцев, да еще и при любой температуре, то это уже «мертвое пиво», потому что в нем с помощью химии убиты все микроорганизмы и ферменты.
Любитель №1: А может мне нравится пить именно пиво, у него такой неповторимый вкус.
Знаток №1: Американские исследователи провели тесты. Оказалось, что большинство не смогли узнать свое любимое пиво. Ученые пришли к выводу, что не вкус, а этикетка и цена определяют выбор марки пива. Этот факт умело скрывает реклама пива, обманывая потребителей.
Л юбитель №2: А вообще, пиво – это молодежный напиток. Его можно пить без закуски, на ходу, прямо из бутылки.
Знаток №2: Медицинские исследования показывают: у подростков, употребляющих алкоголь, память хуже, чем у не пьющих сверстников. В подростковом возрасте интенсивно развивается головной мозг, и употребление алкоголя может повредить определенные структуры мозга, отвечающие, прежде всего, за функцию памяти. Кроме этого, пивной алкоголизм развивается у детей и подростков в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых. Поэтому, именно молодежи пиво противопоказано.
Любитель №3: Мы с ребятами пьем редко, культурно, только по праздникам. Пьем пиво или легкое вино, как в книжках советуют.
Знаток №3: Медициной доказано, что после первой, самой маленькой дозы алкоголя, в коре головного мозга парализуются те отделы, в которых заложены элементы культуры, нравственности. Именно то, чем отличается человек от животного. В результате теряется контроль разума за действиями человека. На первый план выходят эмоции, чаще всего – отрицательные. Появляется агрессивность, грубость, озлобленность. Не может быть культурного употребления алкоголя, как не может быть культурного воровства, хулиганства.
Любитель №1: Ну, ладно, я, в конце концов, патриот, буду поддерживать отечественного производителя. Пусть развиваются пивзаводы, платят налоги в казну.
Знаток №1: Большинство пивзаводов – иностранные. «Холстен» - Германия, «Невское» - Дания, «Миллер» - это Америка, «Старый мельник» - Турция, «Толстяк» - Бельгия, «Бочкарев» - Исландия, «Золотая бочка» - Южная Африка. Хмель из Чехии, солод из Франции, а что из России? Рубли и здоровье.
Любитель №2: Во всех странах народ пьет много пива, и никто не делает из этого трагедии.
Знаток №2: Сейчас как раз тенденция обратная. Потребление пива неуклонно снижается. Больше пить пиво стали только в Греции и Ирландии.
Любитель №3: Пиво пьют и спортсмены, пивные компании выступают спонсорами спортивных соревнований.
Знаток №3: Многочисленные исследования показали, что даже маленькие дозы пива снижают спортивные показатели. Поэтому все спортсмены выходят на старт абсолютно трезвыми. Во Франции с 1991года запрещена реклама пива на телевидении, в молодежных журналах и в спортивных сооружениях.
Л юбитель№1: А что страшного в этой рекламе, она , как правило, прикольная.
Знаток №1: Пивная реклама носит имиджевый характер, то есть внушает, каким крутым и современным ты можешь стать, если будешь пить пиво. Причем в качестве образцов предлагаются карикатурные герои. При ежедневном просмотре такой рекламы по телевизору люди отвыкают от их ненормальности, они им кажутся социально приемлемыми и желательными. Такая реклама опасна для общества.
Ведущий: Как показали опросы, молодежь стала пить пива больше под воздействием телевизионной рекламы. По сути, это наживка, которую бросают с экрана опытные ловцы покупателей. Эту наживку готовят опытные манипуляторы. Они знают на какие кнопочки нажимать, чтобы сделать свой продукт привлекательным для молодежи. Как сопротивляться пивной рекламе? Специалисты дают такие советы:
Прежде всего, постарайтесь осознать, что вами манипулируют;
Затем попытайтесь увидеть другое содержание в рекламном ролике, противоположное тому, которое вам хотят внушить;
Сейчас мы с вами попытаемся «взломать» некоторые рекламные ролики. Найти в них противоположный смысл.
(Каждый воспитанник получает карточку)
Ситуация №1:
Лежит человек на пляже, любуется девушкой на водных лыжах. Пить ему хочется. В мыслях представляет себе бутылку пива и выдает фразу: «Лучше пиво в руке, чем девица вдалеке!»
Ответ: типичный пример феминизации: кто пьет пиво, тем уже и девушки не нужны.
СИТУАЦИЯ №2:
Трем молодым людям нужно встречаться настолько часто, что уже не остается времени на работу
Ответ: Начальники делают выводы: тех, кто любит пить пиво, надо гнать с работы.
СИТУАЦИЯ №3:
Джентльмен все собирается сказать какие-то особенные и важные слова своей даме, принял для храбрости пивка, и у него в голове возникли прекрасные образы, заиграла фантазия…
Ответ: пиво-это наркотик, оно может вызывать галлюцинации.
СИТУАЦИЯ №4:
Д ед Мороз прибывает в намеченный коллектив вместо Нового года к 8 Марта. На вопрос, где был, отвечает: «Пиво пил»
Ответ: Пиво отшибает память – типичное воздействие алкоголя.
СИТУАЦИЯ №5:
Толстяк, увлекшись пивом, настолько забывает о времени, что его машина врастает в асфальт и покрывается мхом
Ответ: Тем, кто любит пить пиво, ничего нельзя поручить, это ненадежные, необязательные люди.
Воспитатель: На выбор человека оказывает давление не только реклама, но и сверстники, друзья. Чтобы сопротивляться давлению, нужно развивать в себе способность к критическому мышлению. Я предлагаю вам провести акцию «Антипиво». Вам надо сочинить пословицы, которые начинались бы словами «Кто не курит и не пьет…» Вот вам подсказки – рифмы для поговорок.
ВАРИАНТЫ ПОСЛОВИЦ:
«Кто не курит и не пьет… - тот пойдет служить на флот.
- того ждет везде почет.
- тот здоровье бережет.
- очень весело живет.
- радость людям он несет.
- счастье в жизни обретет.
- много денег сбережет.
- тот России патриот.
- в жизни далеко пойдет.
- тому в жизни повезет.
- от бандитов удерет.
- алкашей переживет.
- до больших чинов дойдет.
- тот достигнет всех высот.
- в президенты попадет.
Воспитатель: А теперь вопросы «на засыпку»
(Воспитатель задает вопросы, а воспитанники отвечают)
Пивоварам невыгодно выпускать пиво крепче 8,5 % - налоги возрастают многократно, а все-таки его выпускают все больше и больше. Как это объяснить?
ОТВЕТ: Хотят сформировать у потребителя пристрастие к алкоголю.
Во многих странах Евросоюза становится немодным пить пиво, а производство его увеличивается. Куда же они девают свою продукцию?
О ТВЕТ: Лишнее пиво отправляют в развивающиеся страны, в том числе и в Россию.
«Пиво – это лекарство для алкоголиков», -так сказал один высокопоставленный чиновник, который сам является трезвенником. Но он и сам не заметил, какая у него получилась двусмысленная фраза.
ОТВЕТ: Пиво покупают алкоголики, пивом они опохмеляются, на их языке – «лечатся».
Воспитатель: Пиво, как и СПИД, называют «чумой ХХI века». С этим трудно не согласиться, когда видишь, как стремительно заражаются этой чумой мальчишки и девчонки, как падает моральный уровень людей, как вымирает народ. Сегодняшний разговор о пиве – это разговор о самосохранении, о нашей личной безопасности, о выживании. Ведь пиво еще называют «ОРУЖИЕМ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ». И надежным щитом от него может быть только здоровый образ жизни. А что осталось у вас после сегодняшнего разговора?
Ответы воспитанников:
Осталась какая-то тревога, ощущение тревоги и угрозы: лучше отказаться от бутылки пива.
У меня есть друзья, которые не могут отказаться от употребления пива. Я не знал, что есть пивной алкоголизм.
Я не буду злоупотреблять пивом…
Информация интересная, но ко мне она не относится. Я занимаюсь спортом и не пью пива.
Воспитатель: я предлагаю вам разделиться на две команды и в группах подвести итоги нашего разговора. Только делать это мы будем творчески. Первая группа составит слоганы антирекламы , а вторая составит листовку «Антипиво», которые мы раздадим жителям города, а слоганами украсим остановки. Это и будет нашим вкладом в борьбе за здоровый образ жизни.
СЛОГАНЫ АНТИРЕКЛАМЫ:
Жизнь без пива – больше позитива.
Не пей пива – не будет паршиво.
Не пейте, дети, пива – будет в жизни перспектива.
Спорт – альтернатива и пьянке, и пиву.
Забудь про пиво – живи счастливо.
На душе тоскливо, но обходись без пива.
Нету больше примитива, чем тянуть в подъезде пиво.
От пивка жизнь нелегка.
От бутылочки пивка превратишься в толстяка.
Даже у весельчака будут утром следы от пивка.
Л ИСТОВКА:
АНТИПИВО.
Чумой ХХI века врачи называют самое обыкновеннее пиво. О чем молчит реклама пива? Пиво –это не безвредный напиток. По вредности оно может сравниться только с самогоном. Пиво поражает сердце, почки, печень, желудок, зрение, головной мозг. Пиво изменяет внешность мужчин, делая их похожими на женщин. Пиво меняет и внешность женщин, делая их голоса грубыми и добавляя им на лицо усы.
Пиво –это алкоголь: один литр пива равен стакану водки. Пиво –это деградация будущих поколений. От пива алкоголиками становятся в 3-4 раза быстрее, чем от водки. По статистике каждый пятый, употребляющий алкогольные напитки, в том числе пиво, джин-тоники, коктейли, становятся алкоголиками.
Мы обращаемся к своим сверстникам: сделай свой выбор! Будьте здоровыми и красивыми! Будьте сильными и умными! Не верьте рекламе! Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни!
Использование методической литературы
№ | Название | автор | Год издания | Издательство |
1. | Классные часы по теме «Охрана здоровья» | А.В.Давыдова | 2010 | М:ВАКО |
2. | Воспитательные часы по теме «Здоровье» | А.В.Давыдова | 2010 | М:ВАКО |
3. | Внеклассные мероприятия | О.Г.Черных | 2010 | М:ВАКО |
4.4. | Методические разработки воспитательных дел в классе | Е.Н.Степанов | 2010 | М:ВАКО |
5. | Нестандартные формы проведения классных часов | Т.Н.Максимова | 2012 | ООО «ВАКО» |
6. | Классные часы | Л.А.Егорова | 2014 | ООО «ВАКО» |
7. | Воспитательная работа в современной школе | С.В.Кульневич Т.П.Лакоценина | 2015 | Воронеж |