Сценарий урока биологии в 6 классе «Химический состав клеток»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: формировать понятие о химическом составе клетки; дать представление об органических и неорганических веществах.
Оборудование: таблица Д.И. Менделеева, половина картофелины, пипетка, раствор йода, электронные весы, спиртовка, листья капусты (салата), семена масличных культур, лист белой бумаги, карточки с биологическими терминами и шахматные часы для игры «Объяснялки», или «Пойми меня».
Ключевые слова и понятия: химический состав, химический элемент, вещество, органические и неорганические (минеральные) вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, клетчатка (целлюлоза), крахмал, сахар.
Ход урока
Актуализация знаний
Выберите верные утверждения.
Все растения состоят из тканей.
Ткань - группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
Механическая ткань выполняет опорную функцию и является как бы скелетом растения.
Механическая ткань защищает растение от воздействия окружающей среды.
Основоположниками учения о тканях были итальянец М. Мальпиги и англичанин Н. Грю.
Каждая из тканей функционирует самостоятельно и не взаимодействует с другими тканями.
Фотосинтезирующая ткань расположена в основном в корнях растений.
Проводящая ткань представлена в основном сосудами, состоящими из мертвых клеток, и живыми ситовидными клетками.
Пробка защищает растение от потери влаги, перепадов температур, болезнетворных бактерий.
Кожица состоит из одного слоя плотно прилегающих друг к другу клеток.
Корка состоит из одного слоя живых клеток с большими межклетниками.
Воздухоносная ткань расположена в основном в листьях зеленых растений.
Ткани могут состоять как из живых, так и из мертвых клеток.
Основная ткань зеленого листа - фотосинтезирующая.
Воздухоносная ткань расположена в подводных органах водных и болотных растений, в воздушных корнях.
Ответьте на вопросы.
Как называется наука, занимающаяся изучением тканей?
Что такое ткань? Дайте определение.
Какое значение для многоклеточного организма имеет специализация клеток?
Какие типы тканей встречаются у растений?
Приведите примеры тканей, состоящих из живых клеток.
Приведите примеры тканей, состоящих из мертвых клеток.
В каких частях растения расположена образовательная ткань?
Какая ткань обеспечивает опору растения?
Рассказ учителя с элементами беседы
Мы с вами неоднократно говорили о том, что все живые организмы состоят из клеток. Кроме того, строение клеток у всех организмов сходное.
Какие органоиды входят в состав большинства живых клеток?
А какие органоиды могут входить только в состав растительных клеток?
Кроме схожести в строении, все клетки имеют также и подобный химический состав. Наверное, вы неоднократно слышали, что человек на 70% состоит из воды. В растительных клетках вода также составляет в среднем около 50—80%.
Вещества, из которых состоит клетка, очень разнообразны. Из 109 химических элементов, имеющихся в природе, в состав живых клеток входит более 70. Но большинство химических элементов находятся в клетке (как и в природе вообще) не в виде отдельных атомов (например, кислорода, водорода, углерода), а в виде веществ — соединений нескольких атомов. Скорее всего, вам знакома химическая формула воды. Совершенно верно, Н2О, это формула воды — самого распространенного вещества живой клетки.
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические (минеральные).
Вспомните из курса природоведения, какие вещества относятся к неорганическим. (Неорганические вещества — это вода и минеральные соли.)
Вода необходима для нормального протекания реакций обмена веществ в клетке и может составлять до 60—90% всей ее массы.
Для того чтобы измерить количество воды в растении, проведем следующий опыт. Возьмем свежие листья капусты (или салата), взвесим их на электронных весах, затем высушим, после чего снова взвесим. Если посчитать разницу и выразить ее в процентах, получится, что листья капусты содержат почти 90% воды. Проделав тот же опыт с веточками сирени или березы, убеждаемся, что в них около 40—50% воды.
Минеральные соли составляют всего около 1% массы клетки, но значение их очень велико. Они необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и окружающей средой, входят в состав межклеточного вещества. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия, кальция и других элементов. Некоторые растения способны активно накапливать различные минеральные вещества. Например, в морских водорослях содержится много йода, поэтому людям, испытывающим недостаток этого элемента, рекомендуется есть морскую капусту. По некоторым растениям можно спрогнозировать содержание химических элементов в почве. Такие растения называются растениями-индикаторами. Например, лютики растут в местах, где почва богата литием, и, соответственно, накапливают этот элемент в своих клетках.
А какие вещества называют органическими? (Ответы учащихся.)
Органические вещества — соединения углерода с другими химическими элементами (чаще всего с водородом, кислородом, азотом и т. д.).
Откуда появилось название «органические», как вы считаете? (Ответы учащихся.)
Органические вещества содержатся или производятся живыми организмами. К органическим веществам относятся глюкоза, сахароза, крахмал, каучук, целлюлоза, уксусная кислота и т. д. Всего таких веществ насчитывается около 10 млн.
Как вы думаете, каких веществ в клетке больше — органических или минеральных? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Давайте проведем опыт: возьмем высушенные листья капусты, взвесим, а потом подожжем. После сгорания остается зола — это минеральные вещества, которые содержались в клетках листьев капусты. Сгорают только органические вещества. Если их взвесить, то получится, что минеральные вещества составляют не более 15% от массы сухого вещества клетки. Когда дрова горят в печке или в костре, масса золы, которая остается после их сгорания, значительно меньше массы самих дров. Это еще раз подтверждает, что органических веществ в клетках растений гораздо больше неорганических.
Из органических веществ наиболее часто встречаются белки, жиры и углеводы, а также нуклеиновые кислоты.
Белки могут составлять до 50% сухой массы клетки.
Какие ассоциации возникают у вас при слове «белок»? (Ответы учащихся.)
Белки — очень сложные соединения, которые участвуют в формировании ядра, цитоплазмы клетки, ее органоидов. Белки есть во всех органах растения, но больше всего их содержат семена. Например, в семенах некоторых бобовых белков содержится практически столько же, сколько и в мясе, а иногда даже больше. Все дело в том, что в семенах белки откладываются про запас, как питание для будущего молодого растения. Растительные белки очень важны для полноценного питания человека, особенно для молодого развивающегося организма, а также для людей, которые по каким-либо причинам не едят мясной пищи.
Жиры в клетках растений служат запасным источником энергии, а также входят в состав клеточных мембран, ядерных оболочек. Все вы знаете о том, какое значение жиры имеют для животных. Например, верблюд способен накапливать жиры в своих горбах, а потом в течение длительного времени не есть и не пить, расходуя эти запасы.
Что же мы подразумеваем под словосочетанием «растительное масло»? Чаще всего мы имеем в виду подсолнечное масло.
А из каких еще растений получают масло? (Из льна, оливы, сои, хлопчатника, арахиса и т. д.)
Вспомните сказку про Али-Бабу и сорок разбойников: брат Али-Бабы Касым, запертый в пещере Сим-Сим, перечисляет масличные культуры. Таких растений существует достаточно много.
А в каких частях растений накапливаются жиры? (Больше всего жиров накапливается в семенах.)
Вспомните, из каких частей подсолнечника выжимают масло. (Из семян.)
А как вы думаете, почему жиры находятся именно в семенах растений? (Ответы учащихся.)
Потому же, почему и белки: чтобы обеспечить энергией молодое растение.
Давайте проведем опыт: возьмем семя подсолнечника, очистим и сильно прижмем к листу белой бумаги. На этом месте образуется жирное пятно, следовательно, семена подсолнечника богаты жирами.
Углеводы тоже играют немаловажную роль в строении растения. У растений углеводы чаще всего встречаются в виде крахмала, сахара, клетчатки. Основная роль углеводов энергетическая, но они выполняют и строительную функцию: целлюлоза в составе клеточной стенки не что иное, как углеводы. Крахмал в больших количествах содержится в клубнях картофеля. В старом картофеле он может составлять до 80%. Много его и в муке. Также он может откладываться и в корнях, стволах деревьев, в плодах некоторых растений, например банана
.
Проведем опыт: возьмем половину картофелины и капнем на нее капельку йода. Картофелина посинеет — это реакция крахмала на йод. При соприкосновении с йодом крахмал синеет, следовательно, клубень картофеля содержит крахмал.
Сахар в различных частях растения мы обнаружим и без химических реакций — на вкус. Сахар может содержаться в корнях растений — например, корни моркови и свеклы сладкие. Но чаще всего мы обнаруживаем сахар в различных плодах: арбузе, дыне, яблоках, грушах, винограде и т. д.
А откуда берется сахар, который мы кладем в чай? (Ответы учащихся.)
Его получают из сахарной свеклы или из сахарного тростника. Эти растения богаты сахарами.
Клетчатка, или целлюлоза, придает прочность и упругость различным частям растений.
Вспомните, в какой части растительной клетки содержится целлюлоза. (Ответы учащихся.)
Действительно, целлюлоза содержится в стенках растительных клеток.
Вспомните, есть ли клетчатка в животных клетках. (Ответы учащихся.)
Клетчатка присутствует только в растительных клетках. Это одно из отличий растительных клеток от животных. Именно цел
люлозу мы используем при строительстве из дерева, при изготовлении бумаги, тканей из хлопка и льна.
Нуклеиновые кислоты (от лат. «нуклеус» — ядро) расположены в ядре клетки, входят в состав хромосом, ответственны за передачу наследственных признаков от родителей к потомкам, а также за хранение наследственной информации. Кроме того, они участвуют в биосинтезе (производстве) белка.
Мы говорили о том, что растения состоят в основном из органических веществ и воды. Органические вещества очень важны для растения, но и без неорганических веществ растение не смогло бы существовать.
1. Фронтальный опрос
Ответьте на вопросы.
Что такое вещество?
Для чего клеткам растений необходима вода?
Для чего растениям необходимы органические вещества?
Для чего клеткам растений нужны неорганические вещества?
В каких частях растений чаще всего содержится большое количество сахаров?
Для чего растениям нужна клетчатка (целлюлоза)?
В каких частях клетки содержится целлюлоза?
В каких частях растений содержится большое количество жиров?
Для чего растения запасают белки и жиры в семенах?
Семена каких растений наиболее богаты белками?
Игра «Объяснялки», или «Пойми меня»
Игра может проводиться как по отдельным темам, так и по всему изученному материалу (на усмотрение учителя). Учитель заранее готовит карточки с биологическими терминами по выбранной теме. Для игры также понадобятся шахматные часы.
Класс делится на две команды. По жребию разыгрывается, какая из команд начинает игру первой. На шахматных часах на обоих циферблатах выставляется равное время (например, 5 мин). Игрок одной из команд подходит к столу и берет карточку. В этот момент учитель нажимает на кнопку часов. С этого момента для команды, начавшей игру, начинается отсчет времени.
Задача игрока — как можно быстрее и доходчивее объяснить игрокам своей команды тот биологический термин, который указан на карточке. Само слово или однокоренные слова произносить нельзя.
Задача команды — как можно быстрее понять, что это за термин, и произнести его вслух. Как только команда произнесла слово, написанное на карточке, учитель нажимает на кнопку часов и дает сигнал команде противника. С этого момента начинается отсчет времени для второй команды.
Команды по очереди показывают слова, указанные на карточках. Каждый раз слово показывает новый игрок. Проигрывают те, у кого флажок на шахматных часах упадет раньше, т. е. быстрее истечет время, запланированное на игру. Необходимо помнить, что реальное время игры в два раза больше, чем то, которое выставляется на часах в начале игры, так как время на двух циферблатах отсчитывается поочередно.
Вместо шахматных часов можно использовать два секундомера, попеременно их останавливая (но секундомеры будут плохо видны учащимся, поэтому шахматные часы более наглядны). В этом случае игра останавливается, когда время на секундомере одной из команд превысит заранее оговоренное — 5 мин.
Творческое задание. Подготовить доклад об использовании людьми различных масличных культур.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумать и перечислить, в каких отраслях своей деятельности человек использует различные вещества растительных клеток.
Химический состав клетки
Химический состав растений
Неорганические вещества клетки
Органические вещества клетки
Органические и неорганические вещества
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций