Сценарий урока биологии в 6 классе «Жизнедеятельность клетки»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: развивать понятие о клетке как о живой единице; дать первоначальное представление о проявлениях жизнедеятельности клетки; сформировать представления о движении, дыхании, питании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.
Оборудование и материалы: таблицы: «Строение растительной клетки», «Деление клетки», отрывки из учебных видеофильмов «Строение и жизнь растительной клетки», «Процессы жизнедеятельности клетки».
Ключевые слова и понятия: движение цитоплазмы, реакция на изменение условий окружающей среды, питание, дыхание, обмен веществ, избирательная проницаемость мембраны, рост и деление клеток, митоз, хромосомы, мейоз.
Актуализация знаний
Проверка практических умений
Двум ученикам дается задание настроить микроскоп на малое увеличение. (В это время учитель общается с классом.) Через 2—3 мин учитель проверяет и оценивает качество настройки. Можно попросить двух других учеников оценить качество настройки, после чего предложить настроить микроскоп на большое увеличение.
Проверка теоретических знаний « Строение клетки»
Ответьте на вопросы.
Назовите органоиды растительной клетки.
Каковы основные отличия строения животной и растительной клеток?
Какие пластиды вы знаете?
Какова функция хлоропластов?
Какова функция хромопластов?
Какова функция лейкопластов?
За счет каких свойств клеточной мембраны возможен обмен веществ между клеткой и окружающей средой, контакт клеток между собой?
Биологический диктант
Вставьте пропущенное слово.
... - структурная и функциональная единица всех живых организмов.
Все ... друг от друга отделены плазматической ... - плотной прозрачной оболочкой. ... на внешней стороне имеет плотную оболочку - ..., состоящую из клетчатки (...).
Живое содержимое клетки представлено ... - бесцветным вязким полупрозрачным веществом.
В цитоплазме располагаются многочисленные . .
Важнейшим органоидом клетки является. .
Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки.
В ядре находится одно или несколько ... .
В растительной клетке имеется три вида ... .
... имеют зеленую окраску, ... - красную, а ... - белую.
В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются ... .
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
На прошлом уроке вы на практике убедились в том, что растения состоят из клеток, рассмотрев некоторые органоиды клеток.
Вспомните, какие органоиды клеток вы видели.
Докажите, что клетка — самостоятельная живая система.
Перечислите признаки клетки, характерные для живых организмов.
В клетке происходят все процессы, характерные для живых организмов. Одно из важных и наиболее заметных проявлений жизнедеятельности клетки — движение цитоплазмы.
Каково значение этого движения?
В цитоплазме протекают различные химические процессы. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ к различным частям клетки. Кроме того, удаляются в вакуоль вещества, выработанные клеткой.
(Здесь возможна демонстрация отрывка видеофильма, где показывается движение цитоплазмы и зависимость скорости движения от различных факторов.)
Кроме того, движение цитоплазмы можно наблюдать под микроскопом в клетках листа элодеи. Если в течение некоторого времени следить за клетками, можно заметить круговые движения хлоропластов, направленные вдоль оболочки клетки, позволяющие видеть перемещение бесцветной цитоплазмы. Скорость движения цитоплазмы зависит от температуры, освещенности, уровня обеспечения кислородом и других условий. Если температура повышается или препарат облучают ярким светом, скорость движения увеличивается. При понижении температуры скорость движения уменьшается. В этом проявляется реакция живых клеток на изменение условий окружающей среды.
Клетки питаются, т. е. поглощают различные вещества из окружающей среды, а затем в результате сложных химических реакций эти вещества входят в состав тела самой клетки.
Клетка дышит, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дыхание — сложный химический процесс, в результате окисления питательных веществ дающий клетке энергию, необходимую для процессов жизнедеятельности.
Преобразование одних веществ в другие внутри клетки, окисление питательных веществ с выделением энергии при помощи кислорода, поглощенного при дыхании, преобразование этих веществ в другие, пригодные для дальнейшего использования клеткой, и вывод ненужных, «отработанных» веществ называются обменом веществ. Обмен веществ — основное проявление жизнедеятельности клетки и всего организма в целом. В процессе обмена веществ одни продукты используются клеткой, другие оказываются временно ненужными и откладываются в виде запасных питательных веществ, третьи продукты выводятся во внешнюю среду. Перемещению питательных веществ в клетке способствует движение цитоплазмы. Поступление веществ в клетку, обмен веществом между клетками и удаление из клетки ненужных продуктов обмена веществ возможны благодаря одному очень важному свойству оболочки клетки — избирательной проницаемости мембраны.
В избирательной проницаемости клеточной мембраны можно убедиться на опыте. Для этого понадобятся целлофановый мешочек размером около 5 см в диаметре с крахмальным клейсте ром и стакан со слабым водным раствором йода. (Материалом для изготовления мешочка может служить упаковочная пленка от сосисок или цветов. Для опытов понадобится именно целлофан, а не полиэтилен, так как полиэтилен не пропускает воду.)
Мешочек с бесцветным крахмальным клейстером опускаем в стакан с водным раствором йода. Через 15—20 мин достаем мешочек из стакана и видим, что содержимое мешочка стало фиолетовым. Произошла реакция крахмала с йодом. Под действием йода крахмал окрашивается в фиолетовый цвет. При этом содержимое стакана осталось прозрачным и цвет его не изменился. На данном опыте мы наглядно убедились, что клеточная мембрана (в данном случае в роли мембраны выступает целлофан) обладает свойством пропускать воду и минеральные вещества и препятствует выходу органических веществ (в данном случае крахмала) из клетки.
Клетки способны расти. Рост клетки происходит за счет растяжения мембраны, а также увеличения вакуоли. По мере роста клетки мелкие вакуоли сливаются в одну большую. Именно поэтому в старой клетке вакуоль занимает практически все пространство.
Важнейшей особенностью жизнедеятельности клетки является способность к делению. Таким образом происходит размножение клеток. Деление клетки — сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.
Как вы думаете, какой органоид клетки играет наиболее важную роль в процессе деления? (Ответы учащихся.)
Важную роль в процессе деления клетки играет ядро.
Почему именно этот органоид играет наиболее важную роль? (Потому что именно в ядре содержится вся наследственная информация.)
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Докажите, что клетка является живым организмом.
Каково значение движения цитоплазмы в клетке?
Что такое обмен веществ?
Назовите одно из важнейших свойств клеточной мембраны.
В чем состоит внешнее различие между молодыми и старыми клетками?
Движение цитоплазмы в клетках растения Элодея
Сенсационное открытие: реакция клетки на техно музыку!
Мембрана клетки и транспорт через неё
Клеточный транспорт
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций