12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Масленкина Светлана Григорьевна31

Сценарий игрового познавательного вечера в рамках Международного дня лесов


_____________________________________________________________________

*Цель Международного дня леса: привлечение внимания к проблемам сохранения и приумножения лесных богатств России, распространение знаний о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты и восстановления.

Задачи Международного дня леса:

    формировать понимание значимости природоохранных действий в защиту леса;

    воспитывать у учащихся ответственное отношение к лесным богатствам родного края;

    привлекать внимание общественности к проблемам защиты, восстановления природных лесных сообществ и искусственных лесопосадок в окрестностях населенных пунктов.

_____________________________________________________________________________

Цель мероприятия (игрового познавательного вечера): привести учащихся к пониманию значения леса в жизни человека, всего живого и его сохранению.

Задачи мероприятия (игрового познавательного вечера):

Образовательная: рассмотреть и усвоить основные экологические правила (в том числе примеры отрицательного воздействия человека на природу) и правила поведения человека в природе, которые для каждого должны стать нормой.

Воспитательная: воспитать чуткость и внимательность к жизни леса и его обитателей, положительное, рациональное и бережное отношение к лесным богатствам, личную ответственность за каждый поступок, связанный с лесом, и за сохранение целостных здоровых экосистем леса.

Развивающая: развитие интереса, неравнодушия к лесу, желания личного участия в изучении, сохранении и приумножении лесов.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Лес – наше богатство», рисунки, картинки и фотографии природы, Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (животный и растительный мир), карточки с загадками, пословицами, стихами, ребусами о лесе, картинки и предметы для снаряжения туриста, ролики и презентации о жизни леса, нарисованные знаки «Охрана леса» и стенгазеты: «Сбережем леса Югры!»

Информация на слайдах в виде цветной инфографики и на ярких плакатах, развешенных по стенам зала:

    А вы знали, что…

Общая площадь лесов на планете составляет ¼ площади всей суши (т.е. более 3,4 млрд. га), из которых 13 % относятся к особо охраняемым природным территориям.

В России сосредоточено около ¼ части мировых запасов древесины (25 %).

В нашей стране Леса занимают около половины всей территории страны (50%). Покрытая лесом площадь в России достигает 766 млн. га (около 8 млн. км2).

Площадь Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составляет более 3% площади России (т.е. 534 800 км2). В нашем округе покрытая лесом площадь составляет 49 355 300 га.

    Значение леса для человека и всего живого:

Лес – дом для растений, животных, грибов.

Лес поглощает углекислый газ, выделяет кислород, очищает воздух.

Лес задерживает влагу, он помогает выращивать хороший урожай.

Лес – место отдыха для человека.

Лес - источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Лес – источник древесины и иного сырья.


Выставка предварительного конкурса «Юные художники – лесные защитники»: предварительно во всех классах было дано задание нарисовать знаки «Охрана леса». К началу мероприятия на стене или на фронтальной части авансцены оформлена выставка лучших работ. Из них к концу вечера жюри отбирает лучшие и награждает победителей Дипломами и памятными призами.

Организаторы мероприятия (игрового познавательного вечера): сотрудники Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и педагоги МБОУ СОШ №3 г.Ханты-Мансийска.

Участники мероприятия (игрового познавательного вечера): учащиеся нескольких классов (из параллели 3-х или 4-х классов) начальной или средней общеобразовательной школы г. Ханты-Мансийска, совместно с учителями и родителями (по желанию).

Место проведения: актовый зал школы.

Период проведения: март.


Ход мероприятия (игрового познавательного вечера):

Организационный момент.

Объявление темы и цели мероприятия.


Ведущий: Сегодня мы с вами ответим на вопросы:

1. Что такое лес, что в нем растет и кто в нем живет?

2. Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?

3. Рассмотрим экологическую проблему – уничтожение лесов. Подумаем, любим и бережем ли мы природу.


Интеллектуальный вброс (вступительная беседа)

Ведущий: 21 марта, по решению Генеральной Ассамблеи ООН, во всем мире отмечается Международный день леса. А для чего утвержден такой день? Чтобы привлечь внимание жителей планеты к проблеме сохранения лесов, проинформировать о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты и восстановления.


А что такое лес? Кому и зачем нужны леса?

Леса – это сложное природное образование в виде совокупности растений, животных, микроорганизмов, почвы и других компонентов. В лесу важны и взаимосвязаны все составляющие внешней и внутренней среды лесных экосистем.


Проверка знаниевой платформы учащихся – участников мероприятия

Что мы знаем о лесах?

Каковы функции леса (то есть, в чем польза Леса для окружающего мира и человека): производство, защита, сохранение среды, социальные функции и др.


Леса - являются «легкими планеты». Как вы это понимаете?

А вы знали, что…

Одно дерево за год:

    Фильтрует 100 тыс. кубометров воздуха

    Изолирует (отделяет и перерабатывает) 33 кг углерода

    Производит 700 кг кислорода

    Абсорбирует (собирает, пропускает через себя) 20 кг пыли

    Нейтрализует 80 кг вредных веществ

    Снижает температуру около себя на 4 градуса Цельсия

К сожалению, леса постепенно исчезают с планеты… (ежегодно с лица Земли исчезают лесные массивы площадью с небольшое европейское государство - например, Словакии).

Гораздо меньше народа знает о том, что леса препятствуют процессу глобального потепления. А как?

    Леса - это источники углерода, который вытесняет углекислый газ из атмосферы. Они превращают этот газ в углерод и кислород. В лесах углерода больше, чем во всей атмосфере Земли (650 млрд. тонн).


Что нужно делать, чтобы уровень углерода снизился, то есть не так быстро наступало потепление на планете? (Сажать новые леса! Хранить то, что имеется! Лучше ухаживать за лесами! Берегите лес!


Ведущий: Ребята, а вы знаете, кто профессионально ухаживает за лесом?

Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: охраняют леса от пожаров специалисты авиалесоохраны, уничтожают насекомых - вредителей леса, лечат или вырубают заболевшие деревья лесничие, инженеры лесного хозяйства.

В разных регионах нашей страны созданы заповедники, заказники, природные парки и другие особо охраняемые природные территории для охраны редких видов растений и животных.

Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники, члены школьных лесничеств: они восстанавливают леса, охраняют от пожаров, собирают семена деревьев, ухаживают за сеянцами, саженцами, помогают при лесопосадках.

И вы можете помогать лесу. Берегите лес и его обитателей и вы сохраните красоту родного края - своей малой Родины и нашего большого общего дома - планеты Земля.

Сейчас мы проверим, как вы усвоили знания о лесе и поведении в нем. А оценивать ваши знания нам помогут специалисты лесного хозяйства Югры.


Для удобства работы в сегодняшнем интеллектуальном состязании нужно запомнить 3 правила:

1.Все участники вечера разделены на команды (по классам или по рядам в зале, как оговорено было заранее). Желательно сформировать 4/ 6/ 8 команд. Каждая команда заранее выбрала своего капитана и придумала название команды.

2.Все учащиеся, желающие ответить, поднимают руку. Ответ произносится только по команде ведущего. Если ответ не верный, ведущий спрашивает учащегося из другой команды (готовые ответить не опускают руки, пока не получен верный ответ).

3.За каждый правильный ответ команда получает карточку-жетон с изображением еловой шишечки. Все жетоны игроков одной команды суммируются. Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество жетонов за всю игру.


- Что растет в лесу? (представители большинства классов растений). Итак, загадка...

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево)

- О чем это стихотворение? Верно, о дереве. Вот о них и пойдет речь в следующем конкурсе.


Конкурс-викторина «Лесные великаны» (о деревьях)

Задача: Игроки должны ответить на вопросы о деревьях, растущих в лесу (вопросы можно задавать в прозе (посложнее) или в стихах, в зависимости от уровня подготовки и активности учащихся). За каждый правильный ответ команда получает жетон.


Ведущий зачитывает вопросы:

    Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему было лет?

(На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько ему лет)


    Народ с любовью называет это дерево «кудрявой», «белоствольной». Много песен сложено о ней. Весной у нее сначала появляются длинные сережки, а затем – листочки. (Береза)

ИЛИ

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.
Русская красавица косы распустила,

Спела деткам песенку, птиц от ветра скрыла. (Берёза)


    Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью – ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать их стоит только после первых морозов – тогда они будут вкуснее. (Рябина)

ИЛИ

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)


    Это дерево сибирских лесов с темными длинными мягкими хвоинками. Из его плодов изготавливают масло. (Кедр)

ИЛИ

Он сосне ближайший брат, и растёт в Сибири.
Он орешками богат - нет вкуснее в мире.
Он — украшение тайги,
Его мне вспомнить помоги. (Кедр)


    Это дерево нередко называют шумным деревом, потому что её листья начинают шелестеть даже от самого лёгкого ветерка. Лоси и олени охотно употребляют ее листья и кору в пищу, потому что они богаты питательными веществами. А люди из ее коры изготавливают краски жёлтых и красных оттенков. (Осина)

ИЛИ

Какое дерево без ветра шумит?

Никто не пугает, а она вся дрожит. (Осина)


    В русском языке прижилось слово «лапы» применительно к раскидистым ветвям этого дерева. Причём уже отломанные ветви называют «лапник». Волокна в её древесине распространены очень равномерно, поэтому из нее изготавливают музыкальные инструменты. Хвойный концентрат из ее иголок еще в прошлые века помогал мореплавателям бороться с цингой. Во многих странах именно это дерево принято наряжать на Рождество или на Новый Год.

ИЛИ

Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)


    Это дерево одно из самых распространенных деревьев на планете, считается хвойным символом России. Древесина дерева твердая, упругая, очень смолистая, обладает повышенной устойчивостью к гниению, поэтому широко используется в строительстве. Из ее бревен делали сваи, на которых стоят Рим, Венеция, Санкт-Петербург. Даже предметы, сделанные из этой древесины, очищают воздух от вредных веществ, помогает человеку справиться с простудными заболеваниями.

ИЛИ

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)


    Какие хвойные деревья растут в нашем лесу?

(Сосна обыкновенная, Кедр, Лиственница, Ель, Пихта)

Как отличить шишки по картинкам, фотографиям и/или по самим шишкам (предложены образцы)?

(Еловая - продолговатая со светло-коричневыми чешуйками, шишки на ветке макушками направлены вниз.

Сосновая – имеет очертания широкие продолговатые, короче еловой, бурая, обычно смотрят вверх или направлены своими макушками в стороны.

Кедровая – шишки напоминают бочонки, на ветке чаще торчат словно свечки, в каждой шишке содержатся семена-орехи.

Лиственничная – круглая, чаще с веточкой, желтоватые (мужские) или женские — зеленые или красно-розовые.


Конкурс «Загадки на лесную тематику» (о животных леса)

Задача: Загадка задается одной команде, а если она не знает, то право сказать отгадку предоставляется другой команде и т.д. За каждый правильный ответ команда получает жетон.


Вопросы залу: Кто живет в лесу? (Звери, насекомые, птицы, лисы, лоси, зайцы, кабаны, ежи, барсуки и т. д). О них далее и поговорим...


Ведущий зачитывает загадки:

    Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

    Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

    Каких зайцев называют листопадничками? (Которые родятся в листопад, осенью)

    Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)

    Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж)

    Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной,

И стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)

    Какой хищный зверь любит малину? (Медведь)

    Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (Кукушка)

    Кто меняет шубу 2 раза в год? (Лиса, белка, заяц)

    Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

    На овчарку он похож, что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

    Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)


Ведущий: То есть, Лес - это большой общий дом! Для кого? (Для животных, растений, грибов и других организмов.)

А человек туда приходит как гость. На прогулку, на экскурсию, в поход... Давайте подумаем, как правильно собраться в поход в лес.


Конкурс-игра «Собери туриста в поход»

Задача: Команда выбирает одного туриста и «собирает» его рюкзак:

Вариант 1 – туриста кладут на пол на ватман, обводят его на листе, рисуют контур большого рюкзака и на скотч или магниты крепят к нему картинки (отбирая из предложенных картинок) с предметами, которые нужны туристу;

Вариант 2 – туристу на плечи надевают туристический рюкзак и складывают туда предметы (отбирая из предложенных предметов) с предметами, которые нужны туристу.

Среди предлагаемых картинок или предметов имеются подходящие для туризма и лишние.


Он с тобою и со мною шел лесными стежками.

Друг походный за спиною на ремнях с застежками. (Рюкзак)


Ведущий: Верно, ребята, это рюкзак. А значит мы сейчас превратимся в туристов и будем готовиться к походу.

Для туриста выбирают нужное из следующего перечня (можно добавить или скорректировать): шляпа с полями, сапоги на каблуке, кроссовки, бейсболка, перчатки, мяч для тенниса, фонарик, очки для плавания, спички, топор, металлическая кружка, фарфоровый чайник, утюг, моток веревки, нож, навигатор, дождевик, средство от комаров, лак для ногтей, термос, пила, вьетнамки, шерстяные носки, мобильный телефон, компьютер, банка тушенки, соль, макароны, блокнот, ручка, тазик, комнатный цветок, резиновые сапоги, куртка, вентилятор, платок или бандана, холодильник, настольная лампа, вода питьевая, хлеб, ролики и/или др.


Ведущий: Но мало правильно собраться в лес. Нужно еще правильно там себя вести. А вот знаете ли вы правила леса мы сейчас проверим.


Конкурс «Экологическая культура»

Задача: Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команды по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации. За каждый правильный ответ команда получает жетон.


Ведущий: Разные бывают туристы. Кто-то приходит в лес с корзинкой за ягодами, грибами и шишками. Кто-то просто гуляет по лесу, дышит свежим воздухом, любуется красотами, фотографирует лесные чудеса. Кто-то приходит в лес на пикник или с палаткой, разводит костер, собирает дрова.


Ситуация 1. «Пожар в лесу»

    Вы заметили пожар в лесу. Что вы сделаете? Почему?

Ситуация 2 «Грибник»

    Грибник, собирая грибы, вырывает их с корнем. Что вы сделаете? Почему?

(Экологически верным будет выкручивать грибы. Подробнее можно прочесть об этом в лекциях миколога Михаила Вишневского.)

Ситуация 3 «Птенец на траве».

    Вы идёте по лесу и вдруг видите, сидит птенец. Что вы сделаете? Почему?

Ситуация 4 «Цветы в лесу»

    На лесной полянке вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?


Экологическая физминутка «Правила поведения в лесу» (не оценивается жетонами)

Задача: Все участники игры (учащиеся, учителя, гости) задания выполняют стоя. Если они согласны с правилом, которое произносит ведущий, то они хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.


Ведущий зачитывает правила:

    Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. (Хлопают в ладоши)

    В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет. (Топают ногами)

    Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая. (Топают ногами)

    Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. (Хлопают в ладоши)

    Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. (Топают ногами)

    Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело. (Хлопают в ладоши)

    Ой, кучка какая-то. И муравьишки мелкие вокруг бегают. А что там внутри. Возьму палку и расковыряю. Интересно же. (Топают ногами)

    Давайте поторопимся в лес. Прошел дождик. Будем с вами собирать грибы. (Хлопают в ладоши)


Конкурс «Грибы в ребусах»

Задача: Из предложенных слов-картинок (с зачеркнутыми или подчеркнутыми буквами) составить названия грибов. (Ответы дети проверяют по карточкам с картинками) За каждый правильный ответ команда получает жетон.


Ведущий демонстрирует слайды или таблички с ребусами:

РЫБА + ЕЖИК = (РЫЖИК)

МАСКА + СЛОНЕНОК = (МАСЛЕНОК)

ЗАБОР + МОРКОВЬ + ДОМИК = (БОРОВИК)

ОЧКИ + ПЯТЬ + АКУЛА = (ОПЯТА)

МУХА + СОМ + МОРЕ = (МУХОМОР)

СЫР + НОЖ + СЕРЕЖКИ = (СЫРОЕЖКИ)


Ведущий: Ребята, в нашу корзинку попал один подозрительный гриб. Какой это гриб? Что в нем особенного? (Мухомор – несъедобный, ядовитый гриб.)


Конкурс-ромашка «Растения леса» (вопросы-рассуждения о лесном сообществе)

Задача: задания записаны на лепестках ромашки, по очереди один из игроков каждой из команд отрывает лепесток, зачитывает задание и до получения ответов из зала остается соведущим (учителем или др. специалистом) в качестве помощника. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

1.Продолжите пословицы и поговорки о лесе:

- Лес зимой согревает, летом… прохладу даёт; осенью… накормит.

- Много леса - не губи, мало леса – береги, нет леса – … посади.

- В лес не по груши, а по кедровые … шишки.

- Кто лес любит – тот его ... не губит.

- Возле леса жить — голодным … не быть.

- Враг природы тот, кто её ... не бережёт.

- Волков бояться, в лес … не ходить.

- Лес да вода поле … красят.

- Кто лес любит и знает, тому он … помогает.

- Лес богатство и краса, ... береги свои леса. и др.


2.Лес – это еще и природная аптека. Назовите 6 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырьё, так и в пищу.

(Шиповник, черника, земляника, клюква, брусника, малина, облепиха, боярышник, костяника и др.)


3.Что можно изготовить из хвои сосны?

(Искусственную шерсть, посуду и коврики, витамины, экстракты)

А вы знали, что???

Состав хвои сосны: витамин С; целлюлоза; каротин; витамины Е, В, Р, К, Н; протеины; дубильные вещества; эфирные масла. Больше всего витамина С в хвое зимой, но из-за трудной доступности загородных лесов в это время года, успешно используют сырье, собранное в любой сезон, свойства все равно достаточно выражены.


4. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы или ягоды?

(Они являются кормом и лекарством для многих животных, используются и людьми в медицине, в косметологии)


…Идёт подсчёт жетонов команд за весь игровой вечер. Жюри подводит итоги.


Дополнительные вопросы для всего зала (на время работы жюри)

1. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается?

Несомненно, полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками.


2. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? Может, их надо уничтожать?

Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Кроме того, змеиный яд используют в медицине.


3. Что это такое: снаружи – куча хвоинок и мелких веточек, а внутри –

настоящий многоэтажный дом с улицами и перекрестками?

Муравейник.


4. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: «Не тронь

меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы.

Божья коровка.


5. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Бабочка. В своей жизни она проходит три стадии развития: кокон, гусеница, взрослое насекомое.


6. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит?

Пчела погибает.


Ведущий: Спасибо всем ребятам и взрослым за участие! Игра показала, что вы много знаете о лесе, о его обитателях, о правилах поведения в лесу. И думаю, вы можете стать достойными друзьями природы.

А вам понравился сегодняшний игровой вечер? Наше общение было для вас познавательным?

Кто запомнил, какой день международным сообществом отмечается 21 марта? Зачем нужен такой день - Международный день лесов? А вы будете помогать лесу своими делами?

Больших проблем вам пока не решить, но кое-что может сделать каждый из вас своими руками и своим сердцем: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, дерево, поляну.

Давайте все вместе повторим и запомним девиз «Живи, лес!» (повторяют хором 3 раза)

Надеюсь, что вы ещё больше будете любить наш лес, проявлять интерес к жителям страны лесной и оберегать её.


Оглашение итогов вечера

Победила команда «_________________»!

Команду-победителя вечера (можно отметить также 1-2-3 командные места, и особо отличившихся ребят из зала) и предварительного конкурса «Юные художники – лесные защитники» жюри награждает Дипломами и памятными призами (книгами, буклетами, календарями о природе).


Ведущий: Лес – не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Их, пожалуй, считать – не сочтешь!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдешь!


Автор-составитель: Масленкина Светлана Григорьевна -

учитель начальных классов, экологии, г.Ханты-Мансийск.








9


Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 01.09.19 в 04:45 0Ответить Пожаловаться
Отличная разработка, Светлана Григорьевна! Благодарю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.