Сценарий ролевой познавательной игровой викторины для подростков «Учусь быть гражданином»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа
Тверская область
Кимрский район
«Учусь быть гражданином»
сценарий
ролевой познавательной игровой викторины для подростков.
Подготовила:
Долгая Елена Геннадьевна
заместитель директора по ВР.
ЦЕЛЬ:
нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Задачи:
познакомить подростков с основами государственного строя РФ, с ветвями власти;
дать понятия о политической жизни в стране, о выборах разного уровня, о правах и обязанностях каждого гражданина РФ.
Оформление:
флаги и гербы района, области, РФ.
Ведущий:
Уважаемые старшеклассники!
Сегодня я предлагаю вам принять участие в игре «Учусь быть гражданином».
Каждый из вас является гражданином России. Но мало называться гражданином, надо им быть!
Что же это значит - быть гражданином? Кроме прочего, это значит принимать участие в общественной и политической жизни страны. Политика встречает нас на каждом шагу. Даже на жизни далекого от политики человека то и дело сказываются решения руководителей страны. Не всегда нам нравится то, что происходит вокруг.
Порой мы жалуемся на плохое управление страной, районом, поселком, критикуем действия тех или иных структур. А ведь все это проявление политической жизни,
И мы с вами - обычные граждане - не в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону. Как же это можно сделать? Прежде всего, участвуя в выборах.
Все вы, ребята, будущие избиратели.
Участвуя в выборах, вы голосуете за кандидата или партию, которых считаете более достойными представлять ваши интересы и защищать их на государственном уровне.
Наша игра поможет вам лучше разобраться в том, как устроена избирательная система в нашей стране.
Ребята делятся на команды.
Каждая команда - это политическая партия.
Возглавляют команды капитаны - лидеры партий.
После каждого конкурса наше жюри будет оценивать ваши ответы в баллах.
Команды-партии, занявшие первые три места, будут награждены призами.
Представляю жюри.. .
«ЗНАКОМСТВО».
Командам дается 3 минуты на то, чтобы придумать название своей партии и выбрать лидера. Команды по очереди представляются. Этот конкурс не оценивается.
«АЗБУКА ПРАВА».
От каждой команды к ведущему выходят по одному человеку, они вытягивают по билету из тех, что лежат перед ведущим на столе. Затем ребята возвращаются к своим командам, и команды письменно отвечают на вопросы билета. На эту работу дается 2 минуты. За каждый правильный ответ - 1 балл. Результаты оглашаются вместе с результатами следующего конкурса.
Билет 1.
1 .Документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов. (Избирательный бюллетень). 2.Форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. (Демократия).
З. Лицо, избранное членом представительного органа власти. (Депутат).
Билет 2.
1. Полная независимость государства в его внешних и внутренних делан. (Суверенитет).
2. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет... (Правительство Российской Федерации). З. Документ, необходимый для получения избирательного бюллетеня. (Паспорт).
Билет 3.
1 .Высший орган представительной и законодательной власти в РФ. (Федеральное собрание, иначе - Парламент).
2. Нижняя палата Российского парламента. (Государственная дума).
3. Основные символы государства. (Герб, флаг, гимн).
Билет 4.
1. Глава государства. (Президент).
2. Общественное объединение, целью которого является участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти. (Политическая партия).
3. Глава исполнительной власти, высшее должностное лицо края, области, города, муниципального образования. (Глава администрации).
« Я Б НА ВЫБОРЫ ПОШЕЛ...» .
Команды должны подобрать аргументы, с помощью которых они стали бы убеждать своего сверстника пойти на выборы, если тот сомневается, стоит ли это делать. Команда может продемонстрировать результаты своей работы двумя способами: в виде доклада или в виде сценки (в сценке участвуют два человека или вся команда).
Время на подготовку - 10 минут. Жюри отдельно оценивает аргументацию (содержательную часть) и убедительность презентации найденных аргументов. Максимальная оценка каждой части - 5 баллов.
« КАК ВСЕ УСТРОЕНО».
Представители команд вытягивают билеты.
Командам дается 5 минут на подготовку устного ответа. Каждый правильный ответ - 1 балл.
Билет 1.
1 .Что такое конституция? (Основной закон государства).
2. Сколько сроков подряд может занимать должность президента РФ. один и тот же человек? (Два).
3. В какую палату Парламента выбираются депутаты? (В нижнюю).
Билет 2.
1. Когда была принята последняя Конституция РФ? (В 1993г.)
2. Кто может стать Президентом РФ? (Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет).
3. Назовите основную функцию Государственной думы? (Законодательная).
Билет 3.
1. С какого момента вступает в силу новая Конституция? (С момента её опубликования).
2. К какой ветви государственной власти относится должность Президента РФ? (К исполнительной).
3. Как часто проходят выборы депутатов Государственной думы? (Каждые 4 года).
Билет 4.
1. Каким образом была принята действующая Конституция РФ? (Путем референдума).
2. На какой срок выбирается президент? (На 4 года).
3. Как иначе называется Парламент РФ? (Государственная дума).
« НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ».
(Ведущий задает вопросы каждой команде. Из трех вариантов нужно выбрать один правильный. Каждый правильны ответ 1 балл. Если команда не отвечает, право ответа передается другой команде.
Вопросы для 1 команды:
1. С какого возраста гражданин может стать депутатом Государственной думы?
- с 18 лет, с 21 года, с 25 лет.
2. Что такое активное избирательное право?
- Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
- Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти до Президента РФ;
- Право не участвовать в голосовании.
3. Что нужно сделать, получив избирательный бюллетень?
-Вычеркнуть фамилии тех, против кого вы голосуете;
-опустить бюллетень в избирательную урну;
-поставить отметку напротив фамилии кандидата, которому отдаете предпочтение, а затем опустить бюллетень в урну.
4. Первое заседание вновь избранной Государственной думы открывает.. .
-Президент РФ;
-представитель бывшей Государственной думы;
-старейший по возрасту депутат.
5. Выберите из перечисленных два условия, которые лишают человека права голосовать:
-Двойное гражданство:
-признание его судом недееспособным;
-нахождение в местах лишения свободы по приговору суда;
-необразованность.
6. Если родственник попросил вас проголосовать за него, вы...
-возьмете его паспорт;
-попросите его написать доверенность;
-объясните, что это невозможно.
Вопросы для 2 команды:
1 .Сколько депутатов работает в Государственной думе
- 250, 450, 650.
2. Что такое пассивное избирательное право?
- Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
- право избирать в представительные органы власти, начиная от органов власти вплоть до президента страны;
- право агитировать за того или иного кандидата.
3. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
- Да, если меня об этом попросят;
- нет, не имею права заполнять;
- да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
4. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам в Государственную думу?
- 30%, 50°/, нет порога явки.
5. Кто руководит избирательной компанией в масштабах всей страны?
- Государственная дума РФ;
- Президент;
- Центральная избирательная комиссия РФ.
6. Вас нет в списках голосования, но в день выборов вам исполняется 18 лет. Можете ли вы попросить комиссию выдать вам избирательный бюллетень?
- Нет;
- да:
- это зависит от лояльности председателя участковой комиссии.
« Я ИМЕЮ ПРАВО»
Конкурс проводится в форме аукциона. Команды по очереди называют одно из прав человека. Побеждает та команда, чьё высказывание будет последним.
« МОИ ОБЯЗАННОСТИ».
Каждая команда должна придумать новый закон в области молодежной политики и подготовить список аргументов, которые могли бы убедить депутатов проголосовать за этот закон. На групповую работу отводится 5 минут. Затем представители команд выступают с результатами. Максимальная оценка - 5 баллов.
Затем следует подведение итогов, награждение команд-победительниц.
Источники:
http://festival.1september.ru/articles/549468/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F
Материалы Тверской избирательной комиссии.