Сценарий классного часа «Сретенье Господне» (9-11 лет)
Автор: Каблак Ольга Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя школа № 5» г. Рославля.
Сценарий классного часа для детей 9-11 лет «Сретенье Господне».
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ, для детей 9-11 лет и их родилей. Классный час проводится с участием детей и родителей.
Цели и задачи: познакомить с евангельскими событиями, связанными с праздником Сретение Господне, какое значение это событие имеет для православного русского народа; формировать представления о народных обрядовых календарных праздниках, способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию школьников.
Ход классного часа.
Учитель: Сегодня мы с вами встречаемся на одном из главных православных праздников, который называется Сретение Господне.
Ученик: Благословенный день исполнен ликованья,
Сретение Господне к нам пришло.
Пусть будут только добрыми деянья,
Пусть будет много чистых дел и слов!
Исполнение песни « Мир вам».
Мир вам, настал общения час.
Мир вам, и мы приветствуем вас.
Мир вам, пусть будет слышен смех детей, мир вам и больше радостных дней.
Мир вам, сердца пусть будут добрей, мир вам, вы не судите людей.
Мир вам, и вашим близким и друзьям, мир, братья, сёстры, вам!
Мир вам, братья, сёстры, мир вам! Так же просто вы говорите всем друзьям.
Мир вам и с любовью счастья и здоровья.
Мир, братья, сёстры, вам.
Мир вам, и пусть Господь вас хранит.
Мир вам, пусть крепче дом ваш стоит.
Мир вам, пусть крепнет вера каждый час.
Мир вам, пусть враг отступит от вас.
«Мир вам», - мы говорим в этот час.
Мир вам, злой дух покинет пусть вас.
Мир вам, конца не будет вашим дням.
Мир, братья, сёстры, вам!
Мир вам, братья, сёстры, мир вам! Так же просто вы говорите всем друзьям.
Мир вам и с любовью счастья и здоровья.
Мир, братья, сёстры, вам.
Мир вам, братья, сёстры, мир вам! Так же просто вы говорите всем друзьям.
Мир вам и с любовью счастья и здоровья.
Мир, братья, сёстры, вам.
Мир вам, братья, сёстры, мир вам! Так же просто вы говорите всем друзьям.
Мир вам и с любовью счастья и здоровья.
Мир, братья, сёстры, вам.
Ученик 1: Самый таинственный, загадочный праздник - Сретенье Господне. Он точно так же таинственен, как любая встреча.
Ученик 2: Мы никогда не знаем, что нас ждет при встрече с человеком. А когда человек встречается с Богом - тут слова меркнут.
Ученик 3: Сретение - встреча. Сегодняшний день для нас - встреча. Встреча с Богом, встреча с близкими людьми, встреча с музыкой и стихами.
Сценка «Встреча с Господом».( Участвуют мама и сын)
Мама: Вставай, сыночек, сегодня мы с тобой в храм пойдём.
Сын: Это ещё зачем? Я спать хочу. Да и на улице ещё темно. Разве маленьких детей по утрам в храм водят?
Мама: А как же! Маленьких детей всегда в храм водили. А младенцев, которые ещё ходить сами не могли, в храм носили на руках. Обычай приносить крохотных деток в храм появился ещё в глубокой древности. Приносили деток не просто так, а на посвящение Богу. Быть может, таким же ранним утром принесли Пресвятая Богородица и праведный Иосиф в храм на посвящение Богу и Маленького Господа.
Сын: Вот это да! Его там, наверное, все встречали!
Мама: Встречал в тот день Богомладенца старенький дедушка - Симеон. Триста лет ждал он этой встречи.
Сын: Триста лет? Но ведь люди столько не живут!
Мама: А старец Симеон жил. С ним произошла удивительная история. В те времена в Египте жил император Птолемей. Был он очень умным и любил читать книги. А книг у него было видимо-невидимо! Все-все свои книги он прочитал. Но вот самую главную книгу - Библию - Птолемей прочитать не мог. Потому что она была написана на древнееврейском языке, а говорил император на греческом. И тогда он приказал собрать со всех сторон семьдесят толковников, которые смогли бы растолковать ему эту Книгу, то есть перевести на греческий язык. Был среди этих толковников и старец Симеон. Когда старец переводил Книгу, он натолкнулся на слова пророка о том, что Спаситель наш Иисус Христос должен родиться от Девы. Старец очень удивился: «Как может родиться Господь от Девы?» И тогда ему явился Ангел Божий и сказал, что старец не умрёт до тех пор, пока своими глазами не увидит Господа. Вот и ждал Симеон Богомладенца в храме триста лет.
Сын: А как старец Симеон догадался, что это тот самый Младенец, Которого он ждал? Ведь малышей-то в храме, наверное, много бывало.
Мама:Ему подсказал Святой Дух. Поэтому-то старец и узнал сразу, что принесённый в храм Младенец и есть обещанный миру Спаситель. В память об этой встрече отмечают праздник, который называется Сретенье Господне. В переводе с церковнославянского «сретенье» - встреча. И сегодня, 15 февраля, как раз этот праздник.
Сын: Ох, как бы я хотел быть тогда в том храме, чтобы тоже встретиться с Господом.
Мама: Господь всегда с тобой. А чтобы встретиться с Ним, тебе достаточно прийти в Его Дом - храм Божий. Ну что, соня, идёшь со мной в церковь - праздновать ту Встречу Богомладенца?
Сын: Конечно, иду, мамочка.
Звучит праздничный звон колоколов.
Ученик 1: Колокола поют, колокола.
Внимаю звукам звона и стиха,
Врачуют звуки душу, и легка
Печалей ноша, и земля тепла…
Колокола поют, колокола…
Ученик 2: Пение колоколов помогло нам успокоиться душой, на время забыть суету, подготовиться к восприятию праздника.
Ученик 3: Серебристый, птицей вольной
Звон несется колокольный;
Светлый, радостный, певучий,
Ввысь уносится за тучи,
Разливается по долам,
По лесам, деревням, селам.
И в лачуги и в чертоги
Весть несет о Светлом Боге.
Учитель: Что же это за праздник? Сейчас ребята постараются рассказать гостям о Сретении.
Ученик 1: Несет Пречистая в храм Божий
В объятьях сердца Своего,
Того, Кто всех богатств дороже —
Творца и Сына Своего!
Ученик 2: Несет Пречистая в смиренье
В Своих объятиях Творца,
Чтоб получил благословенье
Он от Небесного Отца!
Ученик 3: Грядет Пречистая, чтоб миру
Спасенье от грехов вручить,
Чтоб род людей убогих, сирых
Навеки с Богом обручить.
Ученик 4: Навстречу Господу выходит
Блаженный старец Симеон,
К Младенцу очи он возводит —
Создателя в Нем видит он!
Ученик 5: Он взял Его в свои объятья,
В любви прижал к груди своей:
«Пришел сюда, чтобы узнать я,
В Тебе спасение людей.
Ученик 6: Меня Ты ныне отпускаешь,
Владыко, волею Своей,
В Себе спасенье предрекаешь
Ты для Израиля людей.
Ученик 7: Ты будешь, Господи, предметом
Для споров множества людей
И просветишь Ты многих светом
Великой истины Своей!
Ученик 8: Ты же, Пречистая, узнаешь
Души израненной томленья,
Но род людской Ты не оставишь,
Его спасая от паденья!»
Звучит церковная музыка « Спаси и сохрани».
Учитель: Праздник Сретения известен с ІV века на Востоке, а с V века – на Западе. При императоре Юстиниане в 543 году одному священнослужителю было откровение – праздновать Сретение Господне с особой торжественностью, с крестным ходом. В этот праздник хочется спросить самого себя: «А что я жду в этой, дарованной мне Богом жизни? О чем сильнее всего напоминает сердце? Преображается ли моя жизнь в ожидании встречи с главным?» Старение, увядание – земной удел всех живущих на земле. Как же будет радостно на душе, когда вдруг перед самым исходом мы поймем, что жизнь прожили не в пустую, что день ото дня, год от года готовились к встрече с Творцом Небесным, исполняя по силам Его священную волю. И наоборот, горе тем, кто растратил время на мелочное, суетное, пустое, кто никогда не задумывался над тем, что ждет его впереди, за чертой видимого мира.
Чтение стихотворения «Сретение на небе»
Христос родился по Писанью,
Распят был, умер и воскрес!
И сорок дней спустя в сиянье
Вознесся в синеву Небес.
Пройдут века, быть может, годы,
А может быть, в сей день, в сей час
«Господь грядет!» раздастся голос,
И зов услышат все народы.
И станет вновь Спаситель зримым,
И воссияет над землей
Лик Человеческого Сына,
Солнцеподобный, неземной.
Все обитатели планеты
Увидят чудо в облаках,
Но не во всех знаменье это
Воспламенит восторг в сердцах.
Лишь те, кто шел Его дорогой,
Нес крест свой по святым стезям,
Поднимут взоры к Небесам
И чистым сердцем узрят Бога!
И мы, кто милостью высокой
Спасенье верой обрели,
Изменимся в мгновенье ока
И вознесемся от земли.
И те, кто святость сохранили,
Кого на время смерть взяла,
Покинут тленные могилы,
Одев нетленные тела.
И вот за два тысячелетья
Пробьет для Церкви чудный миг —
Бог соберет впервые вместе
Со всех времен детей Своих!
И будет сретенье на Небе
Искупленным с Христом благим,
И зазвучит псалом победы
На веки вечные! Аминь!
Учитель: Праздник Сретения не только во славу Христа, его называют ещё и Богородным, в честь Божьей Матери. Мы должны в этот день особенно преклоняться перед Ней, помнить о её подвиге и муках. А также не забывать и о своей земной матери, которая несёт свой крест, совершает своего рода духовный подвиг, воспитывая вас. И в день Сретения подумайте об этом, поглядите на ваши взаимоотношения с мамой, обретите радость от общения с ней. Это будет началом вашей духовной жизни. Этот день 15 февраля отмечается как День православной молодёжи. Это как бы встреча молодой души с Богом, которая таинственно совершается в глубине сердца. В этот день в православных храмах пастыри и прихожане с особой любовью будут молиться за молодых людей. А они в свою очередь должны чувствовать особую ответственность за свои мысли, чувства, дела, которые не будут обычными.
Этот день отмечают в храмах особыми молитвами, крестными ходами, обсуждают вопросы, беседуют за круглым столом, проводят конкурсы, викторины, слушают песнопения, проповеди духовных наставников.
А что мы сделали в этот день? Мы посетили храм, поставили свечи, помолились.
Ученик: А в день Сретения, говорят в народе, зима с весной встречаются, и обычно весна побеждает, но зима ещё сильна. Поэтому наши предки считали, что мало ждать весну, надо её зазывать, помогать прийти. Они были убеждены, что добрыми делами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению. В этих действиях обязательное участие принимали дети. Они тем, приговаривали песенки, стишки, зазывая весну.
Учащиеся исполняют зазывные песенки весне.
Ученик 1: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овёс.
А теперь уходи подобру-поздорову.
Ученик 2: Весна, Весна Красна!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостыню,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Ученик 3: Весна-красна! На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
Ржаном колосочке
Весна-красна! Что ты нам принесла?
Красное летечко.
Ученик 4: Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весною красною вернись!
Красно солнышко,
В дорогу выезжай
Зимний холод прогоняй!
Ученик 5: Выходи, народ,
Становись у ворот-
Весну закликать,
Зиму провожать!
Ученик 6:Зиму песнями проводим
Закружимся в хороводе
Слышите, сама идет
Встречай Зимушку народ!
Появляется зима.
Зима: День сегодня не простой,
Расступись народ честной.
Я иду с Весной встречаться.
Над селами и городами
Над горами и лесами
Я хозяюшкой была
Воздвигала терема,
Льдом я речки покрывала
Вас на саночках катала
Все три месяца сама
Была царицею Зима!
Учитель: На Руси по этому празднику определялись сроки начала весенних полевых работ: зима с весной и летом повстречалась. В народе было придумано немало поговорок, связанных с этим праздником.
Учащиеся называют поговорки.
«Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет»,
«На Сретение - зима с летом встретились»,
«У дня больше света, у ночи меньше стужи»,
«Солнце на лето, зима на мороз»,
«На Сретение цыган шубу продает».
Народная закличка «Весна, весна»
Дети (хором):
Весна, весна красная, приди весна с радостью,
С радостью великою, с милостью Божьей.
Со льном высоким, с корнем глубоким,
Хлебом обильным, урожаем сильным.
Звучит мелодия «Весенняя капель», входит Весна
Весна:
Здравствуйте, мои друзья,
К вам спешила очень я.
Ах, подруженька Зима
Нашей встрече рада я!
Не торопись, Зима, прощаться
Жаль с тобою расставаться
Я тебя не тороплю
Я немножко подожду
Я хочу с тобой дружить
Хоровод с тобой водить.
Проводится хороводная игра «Гори, гори ясно».
Описание игры: играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо- Птички летят,
Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа), стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки. Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.
Звучит мелодия Ф. Шопена « Ностальгия». На фоне музыки учащиеся читают стихотворения.
1. Сретенье Господне - праздник февраля,
Означает «встречу» день календаря,
Встречу с нашим Богом, Господом Христом,
Что для нас родился, был распят потом…
2. И святое Чадо принесли во храм,
Старец Симеоне принял Его там,
В крошечном младенце Бога он узнал,
Ибо свет небесный в храме возсиял.
3. Путь земной кончая, старец возгласил,
Что Господь отныне старца отпустил,
Ибо очи старца видели Его,
Как Владыку мира, Бога своего.
4. Свет и просвещенье Он для всех людей,
Освятит Израиль славою Своей.
5. И в природе нашей возрожденья свет,
Ведь зима с весною держат свой совет,
Царствовать не вечно матушке-зиме,
и уступит трон свой молодой весне!
6. Ветер, весенний предтеча,
Развеял снежные сны.
Сретение - первая встреча -
Встреча зимы и весны.
7. Оттепель. Капает с крыши,
В полдень запел петушок.
Кажется, где-то слышен
Весны золотой рожок!
8. В середине февраля уже чувствуется дыхание близкой весны: случаются оттепели, звенят первые робкие капели, оседают сугробы, радостно чирикают воробышки.
9. Весну я ощущаю с февраля:
Изменчивые лужицы теней
Становятся и глубже и синей,
А в ясном небе - звоны хрусталя!
10. В кустах и на заборах воробьи
Устраивают стычки и бои.
Сугроб линяет, оседая ниже,
Блестит на солнце рыхлая лыжня,
Но комья снега, прилипая к лыжам,
Не отпускают на простор меня.
11 .На снежные лиловые подушки
Березы рассыпают семена,
Как будто золотистые веснушки,
Окно от солнца щурится- весна!
Учитель: Народные календарные праздники помогают почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях.
Поздравляю со Сретением Господним!
Желаю здоровья, сил душевных и телесных. Желаю благих вестей, радостных и незабываемых встреч.
Изготовление совместной поделки.
Дети с родителями делятся на группы. Изготовление солнышек. На солнышке пишем добрые пожелания и поздравления с праздником.
Исполнение песни « Гимн семье».