Сценарий литературной гостиной, посвященная М.Ю. Лермонтову «Судьба поэта»

4
0
Материал опубликован 20 January 2018

Фомичева С.В.,

Старший методист,

ГКУ СО «Ирбитский ЦППМСП»

Литературная гостиная,

посвященная М.Ю. Лермонтову

«Судьба поэта»

Цели:

1. Познакомить с биографией и творчеством великого русского поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

2. Развивать выразительность, эмоциональность, четкость, точность речи через художественные средства (стихи, театрализация).

3.Развивать коммуникативные способности детей.

Звучит «Вальс» А.И. Хачатуряна к драме «Маскарад».

Резко обрывается.

Звучит стихотворение «Смерть поэта» (аудиозапись).

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые.

Вы сейчас услышали всем известные строки стихотворения.

Кто автор этих гневных, горьких строк? … (М.Ю. Лермонтов)

Показ портрета.

Ведущая: О ком идет речь в этом стихотворении?… (об А.С. Пушкине).

В какие дни было написано это стихотворение?… (в январе, феврале 1937 г. – в трагические дни после смерти А.С. Пушкина).

Сколько лет было М.Ю. Лермонтову?…

Ведущая: Поэту было всего 23 года, когда было написано стихотворение «Смерть поэта» - своеобразный «крик горя», «возмущения и совести». «Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова», - писал современник Лермонтова. Но это стихотворение принесло Лермонтову горькую и непростую славу.

За это стихотворение поэт был сослан в ссылку на Кавказ. А оставалось поэту жить всего 3 с половиной года.

 

Ведущая: Наш вечер мы посвящаем памяти Михаила Юрьевича Лермонтова. Его творчество – одна из самых великих вершин русской и мировой литературы.

 

О том, как прошло детство Михаила Лермонтова, кто повлиял на его развитие, как он стал поэтом, какие основные темы и мотивы звучат в его творчестве, мы сегодня с вами поговорим.

Ведущая: Вам интересно было бы познакомиться с маленьким Мишей Лермонтовым?

Музыка.

Давайте представим – Центральная Россия. Пензенская губерния,

село Тарханы.

Показ фотографий.

Выходит Лермонтов, садится за стол, рассматривает фотографии отца и матери.

В центре села…

Высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.

А за прудом село дымится – и встают вдали туманы над полями.

   

Мы входим в дом, проходим в гостиную и видим маленького нарядного мальчика.

- Здравствуй!

- Здравствуйте!

Как тебя зовут?

Меня зовут Миша Лермонтов.

Почему же ты один? Где твои родители? Где бабушка?

Бабушка сейчас придет. Она в людской, даёт распоряжения дворовым крестьянам.

А мамы у меня нет. Она умерла, когда мне было два с половиной года. Вот её портрет. Какая же красивая она была! А как она пела и играла на фортепиано. Я всё ещё помню её голос.

А папа мой с нами не живет. Вот он на фотографии. Он приезжает ко мне сюда. Но бабушка не любит, когда он бывает здесь. Они часто ссорятся. Бабушка называет папу «жёстким и дурным человеком, который погубил мою маму»

Но со мной он всегда ласков и о маме говорит с любовью. Мне так плохо бывает, когда бабушка и папа ссорятся. Ведь я люблю их обоих.

И бабушка очень любит меня. Всё, что пожелаю, она всегда выполняет. Но мне не нравится, когда она обижает наших крестьян: бьёт их по щекам, отправляет пороть на конюшню. А как они плохо живут! В бедности, тесноте, в грязи.

Мишель!

Добрый день, бабушка!

Мишель, приближается твой восьмой день рождения. Что тебе хочется получить в подарок, драгоценный мой?

Ты, может быть, не захочешь сделать такой подарок… Бабушка, разреши мне один день поуправлять имением!

Хорошо, разрешаю! (смеётся)

Мне можно будет сделать так, как я хочу?

Ну, разумеется!

Ведущая: Когда наступил день рождения, в домовой церкви собрались гости и крестьяне. После службы мальчик вышел на улицу и громко воскликнул:

-Дорогие крестьяне! Сегодня бабушка разрешила мне управлять имением, как я хочу, поэтому объявляю свою волю.

«Дарю рощу Долгую тарханским крестьянам, чтобы они построили новые дома. Михаил Лермонтов». Распишитесь.

Ведущая: Бабушка вынуждена была подчиниться воле Миши. Но все же под предлогом, что Мишу неправильно поняли, избы были построены только небольшой части крестьян, доставшимся Мише в наследство от матери.

Ведущая: Мишель рос одиноким ребенком. Из дворовых мальчишек он составил себе целую партию, с которой затевал разные игры. Особенно он любил играть в войну. Но мальчики робели рядом с ним, ведь он был барин. Поэтому Миша часто проводил время среди взрослых, слушая их разговоры. Это сделано его развитым не по годам.

Ведущая: Бабушка его очень любила, но она была властной, жесткой женщиной, а Мише так хотелось, чтобы его кто-нибудь приласкал, приголубил, поцеловал, но никто этого не понял по-настоящему. Мама умерла. Отец был далеко, а в редкие встречи был робок и стеснён присутствием бабушки. У Миши появилось желание скрыться за нарочитой резкостью, желание уединиться. Ведь он был гордый и не хотел, чтобы его жалели.

Став взрослым, Лермонтов написал об этом такие строки:

 

Чтец: Любил с начала жизни я

Угрюмое уединение,

Где укрывался весь в себя

Бояся, грусть не утая

Будить людское сожаленье…

Ведущая: Елизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка Лермонтова, заботилась об образовании внука. Давайте вспомним, а где же в России маленькие (юные) дворяне получили первоначальное образование?… Дома с помощью учителей, гувернеров. Так и Миша получил хорошее домашнее образование. Выучил два языка: французский и немецкий, историю, географию, литературу, научился хорошо рисовать. Он много читал, среди его книг было много книг русских писателей. Однажды у бабушки и Мишеля произошёл интересный разговор.

САША - Бабушка, послушай, какое замечательное стихотворение у Василия Жуковского!

Читает:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок сняв с ноги бросали.

БАБУШКА: А ведь правда, как красиво звучит!

САША: Эти стихи, как музыка! А есть ещё такой поэт – Александр Пушкин. Он даже сказки пишет в стихах. Я тоже хочу так писать.

БАБУШКА: Так и напишешь. Ты вон какой умный, раз хочешь, значит, напишешь.

САША: Я прямо сейчас попробую (пишет) Бабушка, посмотри...

БАБУШКА Да, замечательно получилось. Учиться тебе, Саша, надо. В Москву надо ехать – там университет, там профессора…

Ведущая: Вскоре после этого разговора бабушка увезла внука в Москву. В 14 лет Миша поступил сразу в 4-ый из 6-ти классов Московского благородного пансиона.

Именно в это время он начинает активно писать стихи. Бабушка поощряла занятия Мишеля стихами. Стихи в то время считались принадлежностью светского общества. Всюду в «хороших» домах водились альбомы, на вечерах читали стихи и молодой человек, умеющий написать экспромт, имел особый успех.

А что такое экспромт?…

Экспромт – произведение, создаваемое без подготовки в момент исполнения.

Давайте попробуем и мы написать свои экспромты. Вам будут предложены слова, составьте из них четверостишия.

морозные, смотрю, серьезные, терплю

пожелтели, летят, ели, хранят

Актер, играющий маленького Мишу, раздает карточки, бумагу и ручки для творчества

 

А вот как сам Лермонтов использовал эти слова в своих произведениях:

На наших дам морозных Листья в поле пожелтели

С досадой я смотрю, И кружатся и летят,

Угрюмых и серьёзных Лишь в бору поникши ели

Фигур их не терплю Зелень мрачную хранят

Ведущая: Когда Мише исполнилось 16 лет, он переживает большое потрясение. Оказывается, между отцом и бабушкой был договор. Когда мать Миши умерла, бабушка не захотела отдать внука отцу, откупившись от него деньгами и пригрозив, что лишит внука наследства, если его заберёт отец. Михаил по договору должен был жить у бабушки до 16 лет.

И вот Юрий Петрович приезжает за сыном.

Происходит бурное объяснение.

БАБУШКА: Мишель! Сейчас придет сюда твой отец. Он хочет, чтобы ты бросил меня и переехал к нему. Я не вынесу этого!

Голоса за ширмой:

ОТЕЦ: Мишель, здравствуй!

ЛЕРМОНТОВ: Здравствуй, папа!

ОТЕЦ: Мишель, ты уже взрослый человек. Я приехал за тобой. Я одинок, я болен. Ты должен быть со мной. Я жду твоего решенья…

ЛЕРМОНТОВ: А как же бабушка? Я не могу так… Я останусь здесь…

ОТЕЦ: Ах, так! (звук падающего предмета). Не хочешь. Будь проклят! Я уезжаю!

Ведущая: Как вы думаете, какое настроение было у Миши после этого?… Ему было так горько, больно! Два родных человека! Оба любят его! И он любит их! И не могут жить в мире и согласии.

Отец уезжает, прокляв сына, прислав позже письмо с просьбой простить его.

Михаил перенес в то время страшные муки. В своей драме «Люди и страсти» он изливает всю свою боль на бабушку. Он выставляет её в своей драме с большой неприязнью. Когда боль утихает, он пишет новое произведение, где бабушка – добрая, любящая и измученная переживаниями за внука.

Позже, когда отец Михаила умирает, он пишет такие строки:

Чтец: Ты дал мне жизнь, но счастья не дал,

Ты сам на свете был гоним,

Ты в людях только зло изведал,

Но понимаем был одним.

И то один, когда рыдая

Толпа склонялась над тобой,

Стоял, очей не обтирая,

Недвижный, хладный и немой.

И все, не ведая причины

Винили дерзостно его….

Безумцы! не могли понять,

Что легче плакать, чем страдать

Без всяких признаков страданья.

Ведущая: Семейная ссора серьезно повлияла на Михаила. Ему только 16 лет, а счастье уже потеряно! У него нет ни одного близкого человека. В университете, куда он поступил, ему скучно. Профессора читали лекции без удовольствия, по чужим книжкам. Студенты много шалили и мало занимались.

Однажды на экзамене по русской словесности Михаил стал отвечать то, что знал из прочитанных журналов и книг. Профессор нахмурился:

ПРОФЕССОР: Я попрошу отвечать то, что я говорил. Откуда Вы почерпнули эти странные знания?

ЛЕРМОНТОВ: Вы, господин профессор, действительно не читали этого и не могли читать. Это слишком ново и ещё не дошло до Вас.

ПРОФЕССОР: Очень плохо, господин Лермонтов. Надо слушать лекции, а не читать пустые и вредные модные книжки я ставлю Вам «неудовлетворительно». Прощайте, господин Лермонтов!

ЛЕРМОНТОВ: До свидания, господин профессор.

За дерзость Лермонтова провалили на экзамене и оставили на второй год.

ЛЕРМОНТОВ: Бабушка! Я оставлен на второй год. Но я не желаю дальше учиться в университете. Это так скучно!

БАБУШКА: Да как они могли так поступить с тобой? Мы уедем, Миша в Петербург. Ты поступишь в Петербургский университет.

ЛЕРМОНТОВ: Но, бабушка, мне придется учиться еще целых 4 года. Думаешь, там будет интересно?

БАБУШКА: Ну, а что же делать, Мишель?

ЛЕРМОНТОВ: Я поступлю в Школу гвардейских прапорщиков. Через два года буду офицером.

БАБУШКА: Но, Мишель, я столько денег потратила на твою учебу, а ты хочешь быть военным? К чему это?

ЛЕРМОНТОВ: Я уже все решил, бабушка. Лучше быть военным, чем чиновником. Даже смерть от пули интереснее, чем сидение всю жизнь за канцелярским столом.

Ведущая: Михаил сделал, как хотел, он покинул университет и поступил в Школу гвардейских прапорщиков.

БАБУШКА Мишель, твой костюм готов, его уже привезли, давай примерим. (помогает одеть). Ах, какой красавец!

В школе гвардейских прапорщиков Михаил ожил. Он много острил, рассказывал анекдоты, смеялся, много читал, писал стихи. Он торопился жить, хотел больше узнать, больше создать. Еще в 16 лет он написал такие строки:

Чтец: Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать…

Ведущая: Лермонтов действительно много трудился. В возрасте от 15 до 17 лет им было написано 200 стихотворений, 6 поэм, 3 больших драматических произведения. А в предыдущие годы он написал 50 стихотворений, за все последующие – 150.

Ведущая: А знаете ли вы, что талант Лермонтова был удивительно многогранен? Какими талантами он еще обладал?…

Он был замечательным живописцем. Посмотрите на его рисунки… (слайд-фильм) Он мог бы стать большим художником, если бы занимался живописью и графикой профессионально.

Лермонтов был тонко чувствующим музыкантом. Умел играть на скрипке и фортепиано. Дар музыканта и живописца помогали ему создавать яркие художественные поэтические картины. Его стихи так легко ложатся на музыку. Около 800 композиторов написали музыку на его стихи.

Слайд «Акварель М. Лермонтова «Парус»».

Предлагаю послушать музыку, написанную на стихи Михаила Лермонтова…. Вы догадались, что это за стихи?...

Послушайте стихотворение «Белеет парус одинокий» в исполнении Зафара и Саши.

Ведущая: Кого напоминает кораблик в этом стихотворении?… Самого Лермонтова. Он тоже, как и этот кораблик метался по жизни, искал новых впечатлений.

А как вы думаете, кто из родных привил Лермонтову любовь к музыке?

-Мама.

Посмотрите рисунок 15-летнего Михаила Лермонтова. Здесь изображен ребенок, прижимающийся к груди женщины. Может быть, создавая этот рисунок, юный Михаил думал о своей матери, так рано умершей.

Именно с матерью связаны у Лермонтова самые ранние музыкальные впечатления. Они связаны с песней, которую он слышал от матери. «То была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услышал её, она произвела прежнее действие» – писал поэт в своих воспоминаниях.

Предлагаем послушать вам колыбельную, которую написал Лермонтов, может быть, подобную ей слышал Миша в детстве от матери.

«Казачья колыбельная песня»

Под впечатлением прекрасной музыки 16-летний Миша написал замечательное стихотворение «Звуки».

Чтец:

ЗВУКИ

Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки! Жадно

сердце ловит их

Как в пустыне путник безотрадный

Каплю вод живых!

и в душе опять они рождают

сны весёлых лет

И в одежду жизни одевают

Всё, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки, образ милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней.

И опять я в мыслях полагаюсь

На слова людей.

Ведущая: Какие темы еще чаще всего присутствовали в творчестве Лермонтова? /одиночества, Родины, природы, любви…/.

Давайте посмотрим, как звучит в стихах Лермонтова тема одиночества.

Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, какие чувства испытывает поэт (испытываете вы)?

Чтец: И скучно, и грустно, и некому руку подать.

В минуту душевной невзгоды

Желанья! что пользы напрасно и вечно желать

А годы проходят – всё лучшие годы!

Здесь ощущаются грусть, печаль, сожаление о прошедших годах.

Ведущая-1: Многие из вас, наверное, слышали такие строки «Люблю Отчизну я, но странною любовью…». Эти строки принадлежат Михаилу Юрьевичу

Чтец: Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

«Но я люблю – за что не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

Люблю дымок спаленой жнивы

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез…

Какие чаще всего картины природы рисует перед нами Лермонтов?

Картины величественных, стихийных явлений: гроза, буря, туман, горы, волны, облака.

Ведущая: Послушаем два его стихотворения об этих величественных явлений природы.

Чтецы:

ДВА ВЕЛИКАНА

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел об нём рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной

Трёхнедельный удалец,

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел – тряхнул главою…

Ахнул дерзкий – и упал!

(звуки грома и дождя)

УТЁС

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Ведущая: В творчестве Лермонтова часто встречаются описания гор, Кавказа. А как вы думаете, почему Лермонтов так любил горы?…

В детстве он с бабушкой дважды ездил на Кавказ и уже тогда влюбился в них. Вот что он писал о них: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе».

Став взрослым, Лермонтов снова дважды попадает на Кавказ, но теперь уже в ссылку. Но любовь к величественным горам Кавказа сохранилась.

Чтец: «Из Гете»

 

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

Ведущая: Бородино… Что значит это слово для нас - русских людей? … Победу в бородинском сражении с французами, армией Наполеона.

Лермонтов посвятил этому событию стихотворение «Бородино». Он очень гордился им и мечтал понести его на суд Пушкину, но не успел. Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения.

 

Слайд-шоу, аудиозапись «Бородино»

Ведущая: В 1841 г. Лермонтов вновь был сослан на Кавказ за дуэль.

Его друзья собрались, чтобы проститься со своим юным другом и он, растроганный такой любовью, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невой написал стихотворение, всем вам известное «Тучи».

Лермонтов (гусар): ТУЧИ

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Ведущая: Когда он закончил, глаза его были влажны от слез. Один из присутствующих сказал:

-Это по-пушкински.

Лермонтов (гусар): Нет, брат, далеко мне до Александра Сергеевича, да и времени работать мало остается, убьют меня, Владимир!.

Ведущая: Предчувствие Лермонтова сбылось. В Петербург он больше не вернулся.

Почему?…

Он был убит на дуэли. Символично, что когда Лермонтов упал, сраженный пулей, раздался гром, разразилась страшная гроза. Как будто сама природа была возмущена гибелью великого поэта. А было ему неполных 27 лет. В 27 лет большинство только начинают жить. Как много мог бы еще создать М.Ю. Лермонтов.

Ведущая-2: Закончить нашу встречу хотелось бы словами Ираклия Андронникова, очень точно выразившим разносторонний образ Михаила Лермонтова - поэта и человека.

…Через всю жизнь

проносим мы в душе образ этого человека –

грустного,

строгого,

нежного,

властного,

скромного,

смелого,

благородного,

язвительного.

мечтательного,

насмешливого,

застенчивого,

с могучими страстями и волей,

с проницательным и беспокойным умом,

Поэта гениального, и так рано погибшего,

Бессмертного и навсегда молодого Лермонтова.

Ведущая-1: Мы надеемся, что услышанное вами сегодня оставит след в вашей душе и может быть, некоторые из вас в скором времени откроют для себя нового поэта, великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Звучит вальс Хачатуряна.

Декорации

-стол круглый,

-подставка с цветком

-скатерть

-парта

-чернильница, перо – 2 набора

-портреты матери и отца в рамках

-выставка картин Лермонтова

-слова Андроннкова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.