Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова

3
1
Материал опубликован 23 April 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Предмет: литература

Аудитория: учащиеся 9 класса
Тема:Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова

Здесь будет файл: /data/edu/files/x1461398711.pptx (Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова)

Предварительный просмотр презентации

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова Выполнила Фетисова Е.Н.-учитель русского языка и литературы

Цель урока : - проанализировать особенности лирики М.Ю.Лермонтова, посвященной теме поэта и поэзии; - проанализировать стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт»., «Пророк», «Смерть поэта». - провести сопоставительный анализ стихотворений «Поэт», «Пророк» М.Ю.Лермонтова и стихотворений «Поэт», «Пророк» А.С.Пушкина

М.Ю.Лермонтов Путь поэта- путь одиночества…

Взгляды поэта Взгляды М.Ю.Лермонтова на поэта и поэзию менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордой душой», который живет своими мечтами, своими страданиями, «недоступными толпе»: Я сам собою жил доныне, Свободно мчится песнь моя… («Пускай поэта обвиняет…» 1831).

«Гляжу на будущность с боязнью…» В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» (1838) он пишет: Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую, Молчу и жду: пора пришла.

Стихотворение «Поэт» Тревога за судьбу русской литературы звучит в стихотворении «Поэт»(1838), построенном на развернутом сравнении. Поэзия сравнивается с кинжалом, который может быть грозным оружием или ничтожной «игрушкой золотой» - в зависимости от того, кто им владеет. Стихотворение заканчивается призывом к поэту проснуться и вновь обрести свое слово, неотразимое, как удар кинжала. Великая роль поэта состоит в общественном служении народу – таков основной смысл стихотворения «Поэт». Что является главной темой этого стихотворения? Какие проблемы затрагивает в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов? В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой – кинжал и поэт (поэзия). Назовите этот композиционный прием. Какова его роль в стихотворении? Каким было назначение поэта в прошлом? Почему оно изменилось? К какому художественному приему и с какой целью прибегает Лермонтов, указывая на роль поэтического слова?

Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» Почему в этот период творчества М.Ю.Лермонтова часто сравнивали с Дж.Байроном? Найдите в стихотворении слова, определяющие сущность лирического героя. Чем наполнена душа поэта? Кто ещё, кроме поэта, может донести сокровенные думы толпе?

Стихотворение «Смерть поэта» Определите микротемы в стихотворении. Как раскрывается каждая из этих микротем? Какие средства художественной изобразительности использует автор , чтобы охарактеризовать поэта? Инверсия – обратный порядок слов. Инверсия меняет эмоциональную выразительность стихотворения.

«Пророк» А.С.Пушкина Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольной лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Стихотворение «Пророк» - Какое значение имеет слово «пророк» в этом стихотворении? - В чем видит назначение поэта А.С.Пушкин? - Найдите в стихотворение метафоры. Каково их значение в этом стихотворении?

Б.М. Эйхенбаум . «Пророк» Лермонтова является возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующем о пессимизме автора, разрушении высоких надежд на роль поэта-пророка. Б.М. Эйхенбаум .

Два «Пророка» – это две главы в истории общественного самосознания, между которыми легло мрачное 15-летие николаевщины. Д.Д.Благой В лермонтовском стихотворении развился пафос пушкинского «Пророка» в условиях последекабристской поры. У.Р.Фохт

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо!!!

15 April 2017