Конспект НОД для старшей группы «Мы живы, пока наша память жива»
Конспект НОД «Мы живы, пока наша память жива»
Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности на тему:
«Мы живы, пока наша память жива»
(старшая группа)
Балабина Светлана Александровна
воспитатель МБДОУ Д/С №53
г. Арзамас
Цель: Создание условий для расширения представлений детей о государственном празднике – Дне Победы.
Задачи:
1. Объяснить понятие о значимости Дня Победы, научить отличать от других общегосударственных праздников.
2. Способствовать развитию представлений детей о том, как живущие помнят об участниках ВОВ.
3. Развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы, обогащать словарь – (герой, подвиг, ветераны, георгиевская лента).
4. Воспитывать чувство гордости за своих родных, воспитывать уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
Способы взаимодействия:
• проблемная ситуация - «Зажигание свечи»;
• беседа о семейных традициях;
• рассматривание фотографий;
• рассказы детей о своих родных;
• физминутка «Мы шагаем, как солдаты»;
• демонстрация презентации для детей
Средства взаимодействия:
• свеча,
• презентация для детей с фотографиями боевых сражений, памятников, ветеранов;
• семейные фотографии;
• боевые награды;
• аудиозаписи песен военных лет,
• листы бумаги, гуашь красного и чёрного цветов, палитры, баночки – непроливайки, кисти, салфетки.
Предварительная работа:
• беседа о ВОВ;
• чтение произведений о войне;
• рассматривание иллюстраций из цикла «День Победы»;
• экскурсия к памятникам, посвящённым ВОВ с родителями;
• рассматривание боевых и трудовых наград.
Ход НОД
Тихо звучит песня «Журавли». Дети сидят на стульчиках, расставленными полукругом. Воспитатель зажигает свечу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свечу. На что похож огонек пламени?
(Ответы детей).
Воспитатель: А где может гореть огонь?
Ответы детей.
Воспитатель: Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и воспоминания. Это вечный огонь. Он горит зимой и летом, днём и ночью. А что такое вечный огонь?
(Ответы детей).
Воспитатель: Почему он горит всегда?
(Ответы детей).
Воспитатель: А на какой войне погибли солдаты?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, это была очень страшная война. Рано утром 22 июня 1941 года с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Воздух наполнился рокотом моторов танков, грузовиков. Немецко-фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили порты и города, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, больницы, жилые дома.
(Воспитатель демонстрирует фотографии военных сражений)
Воспитатель: Во время войны было совершено много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями. Как вы думаете, что такое «подвиг»?
(Ответы детей).
Воспитатель: А как называется человек, совершивший подвиг?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. Есть они и в нашем городе. Вы знаете эти памятники?
(Ответы детей).
Воспитатель демонстрирует фотографии памятников.
Воспитатель: Зачем мы воздвигаем памятники?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как мы должны относиться к памятникам?
(Ответы детей).
Воспитатель: Война коснулась всех людей нашей страны. И у нас в группе есть ребята, у которых прадедушки, прабабушки, дедушки были на войне. И сейчас мы послушаем рассказы ребят о своих родных.
Женя, Аня, Катя, Кирилл, Захар Мария рассказывают о своих родных, показывают фотографии, ордена и медали.
Воспитатель: Вот какие героические родные были у ребят. Долго длилась Великая Отечественная война, целых четыре года, но 9 мая 1945 года война закончилась победой нашего народа. Наступил долгожданный мир. Все люди радовались, и в честь этой Победы на Красной площади в Москве прошёл Парад Победы.
Воспитатель демонстрирует фотографии Парада Победы
Воспитатель: С тех пор каждый год 9 мая во многих городах России проходят торжественные парады
Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания. Давайте и мы почтим память погибших за Родину людей. Дети встают, минута молчания.
Воспитатель: Скоро наша страна будет отмечать День Победы. А как мы его отмечаем?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а кто такие ветераны?
(Ответы детей).
(Воспитатель демонстрирует фотографии ветеранов.)
Воспитатель: Да, но это не только те солдаты, которые были на фронте и в боях побеждали врага. Это и те люди, которые своим трудом внесли вклад в победу. Они выращивали хлеб, готовили лекарства, шили форму для бойцов, лечили раненых, делали снаряды, оружие, самолты, танки, А как мы должны относиться к ветеранам?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята. Ветеранов осталось очень мало, и с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Они уже старенькие, больные и некоторые даже беспомощные. Мы должны относиться к ним с огромным уважением и благодарностью за то, что они спасли нашу Родину от врага и подарили нам жизнь.
Воспитатель: Мы должны помнить о той войне, о героях и их подвигах, о простых людях. Нашу память мы храним не только в памятниках и рассказах, но и в стихах, которые сейчас расскажут дети.
Дети рассказывают стихотворения о войне, Дне Победы.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы вспоминали о Великой Отечественной войне, о героях, той войны, говорили о памятниках и ветеранах. Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Чёрный цвет означает «дым», а красный – «пламя». И сейчас я хотела бы предложить вам нарисовать георгиевские ленточки, чтобы приколоть их, когда мы пойдём возлагать цветы к Памятнику Неизвестному Солдату.
Физминутка «Мы шагаем, как солдаты»
Встали ровненько, ребята.
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз – рывок, два – рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно,
Рисовать сейчас нам нужно.
Дети рисуют георгиевские ленточки.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня говорили?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что нового узнали?
(Ответы детей).
Воспитатель: Кто такие ветераны?
(Ответы детей).
Воспитатель: Для чего нужны георгиевские ленточки?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как мы будем относиться к людям, которые защищали нашу Родину?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, что вы всегда будете помнить о заслугах наших предков.
Список литературы:
1. интернет – ресурсы
2. М. Д. Маханёва «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с.
3. И. Ф. Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре: методическое пособие для ДОУ». – ТЦ Сфера, 2004. - 112с
4. ООП МБДОУ д/с №53, составленная с учётом примерной общеобразовательной программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы». 2014 г.
5. Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях». – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64 с.