Сценарий мини-спектакля «Ночь перед решающей схваткой, или как шахматы всех пирожками угостили»

СЦЕНАРИЙ МИНИ-СПЕКТАКЛЯ
«НОЧЬ ПЕРЕД РЕШАЮЩЕЙ СХВАТКОЙ ,ИЛИ КАК ШАХМАТЫ ВСЕХ ПИРОЖКАМИ УГОСТИЛИ»
АВТОРЫ: САБИТОВА АЛТЫН
УЧИТЕЛЬ :ВОРОВЩИКОВА Г.А
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
2 ЛАДЬИ
2 СЛОНА
2 КОНЯ
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО С КОРОЛЕВОЙ(ФЕРЗЕМ)
8 ПЕШЕК
ШАХМАТНАЯ ДОСКА
ВИТЯ ПЕТРОВ, УЧЕНИК 6 «А» КЛАССА(ОТЛИЧНИК)
ПЕТЯ ИВАНОВ , УЧЕНИК 6 «Б» КЛАССА(ОТЛИЧНИК)
ДИРЕКТОР,ЗАВУЧ, УЧЕНИКИ ВСЕХ КЛАССОВ
КОММЕНТАТОР- ГЛЕБ ИГНАТОВ
МАМЫ И БАБУШКИ ГЕРОЕВ В ФИНАЛЕ СПЕКТАКЛЯ СО СЛАДКИМИ ПИРОГАМИ УГОЩАЮТ ВСЮ ШКОЛУ.
ДЕЙСТВИЕ I
ЯВЛЕНИЕ 1
НОЧЬ. ПУСТОЙ КЛАСС . ПО СТЕНКЕ БЕГАЕТ ЗАЙЧИК ОТ ФОНАРЯ НА УЛИЦЕ: ТОТ ТО ПОГАСНЕТ, ТО ЗАГОРИТСЯ. УСТАВШАЯ ШКОЛЬНАЯ ДОСКА СЛАДКО ПОДХРАПЫВАЕТ. МЕЛ ВЕСЬ ПОЗЕЛЕНЕЛ ОТ ПРОШЕДШЕГО УЧЕБНОГО ДНЯ. НА СТЕНЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: «ПОБЕДА ДОСТАЕТСЯ ТОМУ, КТО СДЕЛАЛ ОШИБКУ ПОСЛЕДНИМ»,» ПРОИГРАВШИЙ ВСЕГДА НЕПРАВ»МИХАИЛ БОТВИННИК,»ЧТОБЫ ИГРАТЬ УСПЕШНО,НУЖНО ИСПЫТЫВАТЬ ШАХМАТНЫЙ ГОЛОД»АЛЕКСАНДР АЛЕХИН.НА ЗАДНЕЙ ПАРТЕ РАСКРЫТАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА, ЛЕЖАЩИЕ В БЕСПОРЯДКЕ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
1 ПЕШКА:ХОРОШО ДОСКЕ ИВАНОВНЕ, ОНА УЖЕ СПИТ.
2ПЕШКА:ОХ, НЕ ЗАВИДУЙ ЕЙ, НА НЕЙ СЕГОДНЯ СДЕЛАЛИ 15 СИНТАКСИЧЕСКИХ РАЗБОРОВ, ПЯТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ТРИ ФОНЕТИЧЕСКИХ.ОНА ТАК УСТАЛА, ЧТО СПИТ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ.
3 ПЕШКА: А МЕЛ ИВАНОВИЧ ВЕСЬ СЕГОДНЯ ПОЗЕЛЕНЕЛ, КОГДА ДИМКА СЕЛЕЗНЕВ НЕ МОГ ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКОГО СКЛОНЕНИЯ СЛОВО « КОРОЛЕВА».
4 И 5 ПЕШКА: ОХ, НАМ САМИМ ПЕРЕЖИТЬ БЫ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ.
КОРОЛЕВА( ФЕРЗЬ)( ПОПРАВЛЯЯ КОРОНУ): А Я СОВСЕМ НЕ БЕСПОКОЮСЬ, ЗНАЮ, ЧТО ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ.
КОНЬ:ПЕРЕКУСИТЬ ЧЕГО-ТО ХОЧЕТСЯ.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО: Я ДЕЛАЮ ВАМ ПОСЛЕДНЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ, ВСЕ БЫСТРО В ШАХМАТНУЮ ДОСКУ И СПАТЬ.
ЯВЛЕНИЕ 2
ТЕМНЫЕ УЛИЦЫ ПОСЕЛКА НАСЛЕДНИЦКИЙ. В ДВУХ СОСЕДНИХ ДОМАХ СВЕТ ОТ НАСТОЛЬНОЙ ЛАМПЫ.
ПЕТЯ ИВАНОВ( РАЗЫГРЫВАЕТ ШАХМАТНУЮ ПАРТИЮ):ТАК, А ЕСЛИ Я СХОЖУ КОНЁМ ТАК.БУДЕТ ЛИ У МЕНЯ ПРЕИМУЩЕСТВО?
ВИТЯ ПЕТРОВ( СОЧИНЯЕТ В ГОЛОВЕ ШАХМАТНУЮ ЗАДАЧУ): ТАК У БЕЛЫХ ВСЕ ГОТОВО, ЧТОБЫ ПОСТАВИТЬ МАТ ЧЕРНОМУ КОРОЛЮ, НО ПОЛЕ «g7» ЗАЩИЩЕНО ЧЕРНЫМ КОНЕМ .БЕЛЫЕ ПРОВОДЯТ ДВОЙНОЙ УДАР(d4-d5).
ЗАСЫПАЮТ ФАКТИЧЕСКИ ОДНОВРЕМЕННО.
ДЕЙСТВИЕ 2
ЯВЛЕНИЕ 1
ШКОЛЬНОЕ ФОЙЕ УКРАШЕНО ЛОЗУНГАМИ, ВЫРЕЗАННЫМИ ИЗ КАРТОНА ШАХМАТНЫМИ ФИГУРАМИ, НА СЦЕНЕ БОЛЬШОЙ СТОЛ С ДВУМЯ СТУЛЬЯМИ.
НЕБОЛЬШАЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЛИНЕЙКА .ПОДНИМАЕТСЯ ШАХМАТНЫЙ ФЛАГ.
ДИРЕКТОР: СЕГОДНЯ ПОСЛЕ УРОКОВ СОСТОИТСЯ ФИНАЛЬНЫЙ ТУРНИР ПО ШАХМАТАМ МЕЖДУ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССОВ: ВИКТОРОМ ПЕТРОВЫМ И ПЕТРОМ ИВАНОВЫМ.ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОЖЕЛАЕМ ИМ УДАЧИ! КОММЕНТАТОРОМ ЭТОЙ ИГРЫ ОБЩЕШКОЛЬНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ ВЫБРАН ГЛЕБ ИГНАТОВ, УЧЕНИК 11 КЛАССА.
ШКОЛА КАК ОДИН СКАНДИРУЕТ: «ШАХМАТЫ-ЕДИНСТВЕННАЯ В МИРЕ ИГРА, В КОТОРОЙ РЕШАЕТ СИЛА УМА».УРА!
ЯВЛЕНИЕ 2
ЗВОНОК С ПОСЛЕДНЕГО УРОКА.ШКОЛА НАПРЯЖЕНА. ВСЕ СО СВОИМИ СТУЛЬЯМИ БЕГУТ НА ПЕРВЫЙ ЭТАЖ.
ШАХМАТНАЯ ДОСКА( В СТОРОНУ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ СЛЫШАЛ): ЗА ДВУМЯ КОНЯМИ ПОГОНИШЬСЯ-НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ
СЛОН:ДА,КОНЯ ИМЕЙ, ДА ВЛАДЕТЬ ИМ УМЕЙ.
ТАК ОНИ ГОВОРИЛИ ВСЕГДА ПЕРЕД РЕШАЮЩИМ МАТЧЕМ, ЧТОБЫ НЕ СПУГНУТЬ УДАЧУ.
ШКОЛА СКАНДИРОВАЛА: ВИТЯ!ПЕТЯ! ИГРОК ИГРОКА ВИДИТ ИЗДАЛЕКА!
КОММЕНТАТОР:ПРОШУ ВНИМАНИЯ , ДАМЫ И ГОСПОДА.СЕГОДНЯ МЫ СТАНЕМ СВИДЕТЕЛЯМИ ИНТЕРЕСНЕЙШЕГО ШАХМАТНОГО ПОЕДИНКА.ТИШИНА В ЗАЛЕ.ПРИГЛАШАЕМ НА ЖЕРЕБЬЕВКУ ЧЕМПИОНОВ НАСЛЕДНИЦКОЙ ШКОЛЫ ПО ШАХМАТАМ ВИКТОРА ПЕТРОВА И ПЕТРА ИВАНОВА.
ШКОЛА ЗАМЕРЛА В ОЖИДАНИИ
УЧЕНИКИ ГОРДО ПОДНИМАЮТСЯ НА СЦЕНУ И ВЫБИРАЮТ ЦВЕТ ФИГУР, КОТОРЫМИ ИМ ПРЕДСТОИТ ИГРАТЬ.
КОММЕНТАТОР:ИТАК БЕЛЫМИ НАЧИНАЕТ ВИКТОР ПЕТРОВ.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ РАССТАВЛЕНЫ, ПАРТИЯ НАЧАЛАСЬ, В ВОЗДУХЕ ВИТАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ.
КОММЕНТАТОР:У БЕЛЫХ НАХОДИТСЯ КОМБИНАЦИОННЫЙ УДАР, СОЧЕТАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТЫ СВЯЗКИ И ОТВЛЕЧЕНИЯ 1.Лe8!, СВЯЗЫВАЯ СЛОНА, НАНОСЯ ДВОЙНОЙ УДАР ПО ФЕРЗЮ И СЛОНУ ЧЕРНЫХ, ОТВЛЕКАЯ ФЕРЗЯ ОТ ЗАЩИТЫ ПОЛЯ f6. ,БЕЛЫЕ АТАКУЮТ .ОНИ УЖЕ ПОЖЕРТВОВАЛИ ДВЕ ПЕШКИ И СЛЕДУЮЩИМ ХОДОМ ЖЕРТВУЮТ ЕЩЕ СЛОНА.
ШКОЛА ЗАМЕРЛА, ДАЖЕ НЕУГОМОННЫЕ ЧЕТВЕРОКЛАШКИ ЗАМЕРЛИ В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ ШКОЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.ПЕРВОКЛАССНИКОВ ДАВНО ОТПРАВИЛИ ДОМОЙ,НО МНОГИЕ , КРЕПКО ПООБЕДАВ ДОМА,НЕЗАМЕТНО ПРОКРАЛИСЬ К СТЕНОЧКЕ.
КОММЕНТАТОР:ОДНАКО У ЧЕРНЫХ НА 1.Фе4 ЕСТЬ ИНТЕРЕСНАЯ ЗАЩИТА : 1...Ф:d2+! КАКОВА ЖЕ ЦЕЛЬ ЭТОЙ ЖЕРТВЫ? ЛИБО СЛОН С3 ОТВЛЕКАЕТ С ДИАГОНАЛИ а1—h8, И ТОГДА МОЖНО ВЗЯТЬ ФЕРЗЯ НА Е4. В ОБОИХ СЛУЧАЯХ ЧЕРНЫЕ СПАСАЮТСЯ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ УГРОЗ.
НА СТЕНЕ ВИСИТ МАКЕТ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ С ФИГУРАМИ, УЧЕНИКИ, ПОСЕЩАЮЩИЕ ШАХМАТНЫЙ КРУЖОК, ДВИГАЮТ ШАХМАТЫ , ЧТОБЫ ВСЯ ШКОЛА ПОНИМАЛА, ЧТО ТВОРИТСЯ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ.
ОДНАКО, ЗАГЛЯНЕМ НЕЗАМЕТНО НА ШАХМАТНУЮ ДОСКУ.ВИДИМ, КАК НАПРЯЖЕН ВЕСЬ ШАХМАТНЫЙ НАРОД.КТО-ТО УЖЕ ПОРАЖЕН В СТРАСТНОЙ БОРЬБЕ. КТО-ТО ПЛАМЕННО ЗАЩИЩАЕТ СВОИ ФИГУРЫ.СЛЫШИМ ПОБЕДНУЮ ПЕСНЬ ПЕШЕК.ДА, Я НЕ ВЕРЮ! !!
И ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ ПОЮТ В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ :
ЖИЛ ДА БЫЛ ЧЕРНЫЙ ФЕРЗЬ С КОРОЛЕМ,НА ФЕРЗЯ НАПАДАЛИ КОНЕМ,ТОЛЬКО ПЕСНЯ СОВСЕМ НЕ О ТОМ, КАК ОПАСНО БЫТЬ ЧЕРНЫМ ФЕРЗЕМ.
КОММЕНТАТОР: УРА! ШАХМАТНАЯ ИГРА МЕЖДУ ДВУМЯ ЧЕМПИОНАМИ НАСЛЕДНИЦКОЙ ШКОЛЫ ЗАКОНЧЕНА.НИЧЬЯ, ТОВАРИЩИ!
ШКОЛА В ЕДИНОМ ПОРЫВЕ ПОЕТ:
Игра красива — вам скажет каждый,
Кто в них играл,хотя б однажды.
Мелькают годы, бегут века,
Но шахмат опыт живёт всегда.
Его мы слышим издалека,
Нас восхищают те мастера.
Богиня шахмат возносит тех,
Кто в них открыл игры секрет.
Каисса всех боготворит,
Кто любит шахматы и чтит.
ДИРЕКТОР: МЫ ПОЗДРАВЛЯЕМ НАШИХ ЧЕМПИОНОВ И НАДЕЕМСЯ, ЧТО ТАКИХ ВСТРЕЧ У НАС БУДЕТ МНОЖЕСТВО.
МАМЫ И БАБУШКИ ЧЕМПИОНОВ УГОЩАЮТ ВСЕХ СЛАДКИМИ ПИРОЖКАМИ С ЯБЛОКАМИ.НАШИ ЧЕМПИОНЫ ЖМУТ ДРУГ ДРУГУ РУКИ.
ЗАНАВЕС.