Сценарий музыкального развлечения экологической направленности «Домовёнок Кузя в гостях у ребят»
Авторы: творческая группа педагогов ДОУ
Игольникова А.В., Володина О.В., Мезько И.Г., Касаткина А.В., Ацкан Т.Н.
Действие в группе
Ворона: Вот они касатики! День добрый вам! Сидят, понимаешь, играют, новость не знают.
Воспитатель: Добрый день! Что за шум, уважаемая ворона? Как ты здесь оказалась и какую новость мы не знаем.
Ворона: Знамо дело, из леса прилетела. Щастье вам привало, щастье! Ой, издалека летела, вся упрела. Кузька – домовой к вам направляется. Он у нас теперь знаете чем забавляется? По детским садам ходит, сундук свой за собой таскает, сказку, шутки-прибаутки детям малым сказывает.
Воспитатель: Теперь понятно, что за гостья к нам пожаловала. Ребята, вы догадались из какой сказки Ворона к нам пожаловала? А главный персонаж в этой сказке кто? И я так поняла, он идёт к нам со своим волшебным сундучком.
Ворона: к вам, к вам. Здесь он уже, и сундук здесь. Говорю же – Щастье привалило.
Воспитатель: Да где же он? Мы кроме тебя никого не видим.
Кузя из спальни: Кхе! Кхе! Туточки я! Денёчка вам доброго ребятня. Хороша горница (осматривает группу). Твоя что ли (обращаясь к воспитательнице)?
Воспитатель: Наша это группа, нравится тебе у нас Кузя?
Кузя: Не понравилось бы, так не пришёл. А раз пришёл так значит по нраву. А вы меня дряпать не будите?
Воспитатель: Ворона сказала, ты нам сказки пришел рассказывать, мы любим с ребятами сказки! А сундук твой где?
Кузя: что сказки любите, про то знаю. Чай не первый год с детворой дружу. Вот на вопросы мои ответите, тогда и про сундук скажу.
Ворона: ой, умора! Вопросами ребят решил напугать.
Кузя: уймись, пернатая. Знаю, что сказываю. Авось и не знают они
- в какой сказке живу то я?
- а кто имячко такое звучное придумал мне?
- а кто еще со мной в сказке в дрУжках?
- а сундук то мой, почёму волшебный? В чем волшебство его заключается?
(ответы детей)
Кузя: Сообразительные однако! Не зря значится к вам пришел. Сундук мой туточки. Я без его родимого никуда. Вся жизнь моя в ём. Токмо больно тяжёл он. Не доволок его до горницы вашей. Другую горницу присмотрел да там и оставил нас дожидаться.
Ворона: Ой, простодырый! Такое добро без присмотру оставил, упрут, как пить дать упрут.
Кузя: твоя правда. Не гоже сундук волшебный надолго без надзору оставлять. Только я тут заплутал, боюсь сам теперь дорогу в ту горницу не найду. Дверей да лестниц у вас тут больно много. Ой, бяда, бяда, огорчение.
Ворона: конечно, беда! Коли в голове дыра. Пропал сундук, кошмар! Кошмар!
Воспитатель: Кузя, ты совсем, совсем дорогу не помнишь?
Кузя: совсем, совсем. Вот только пометочки мои да и остались (протягивает листок с планом).
Воспитатель: ой, Кузя, да это же у тебя самый настоящий … ребята, как думаете, что это у Кузи за листок? С обозначениями разными.
Дети: план.
Ворона: так, что мы время то теряем? Вперёд! Сундук зовёт!
Ориентировка по плану.
Действие в музыкальном зале
Воспитатель: Ну, что Кузя узнаёшь место? Здесь сундук свой оставил?
Кузя: здесь, здесь, родимыя!
Воспитатель: Справишься Кузя дальше один с ребятами?
Кузя: Ребяты, а вы свориться не будете?
Тогда заходи по одному, удивлять буду!
(дети и герои входят в музыкальный зал)
Кузя: О! я смотрю напрасно мы волновалися, вон сколько людей мой сундук сторожили то, тоже пришли сказочки мои полюбопытствовать? Ну, не робей ребяты! Проходите рассаживайтесь, волшебство смотреть будем.
(дети садятся на стулья)
Кузя: сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок
Расписная крышка, медная задвижка,
1,2,3,4,5
Можно сказку начинать
(открывает сундук, свечение, на экране волшебство)
Баба Яга (далее Б.Я.): Нашла. Нашла. Вот он мой родименький! Чадушко моё яхонтовое! Отыскала тебя, ненаглядный мой! Бабуля за тобой приехала. Ох пропадёшь ты здесь не пивши, не еши.
(замечает всех присутствующих)
Батюшки! Да ты и не один то тут. Крсавцы с тобой писаные, драгоцунчики мои. Как вас много то. Ах, ты, ватрушечка моя, мяконькая. А ты кренделёчек сахарный. А что это вы все сюда пожаловали?
Кузя: это ты ответ держи. Как выследила меня? За сундуком моим опять охотишься?
Б.Я.: что-ты, что-ты, родственничек мой золотой, брильянтовый! Поигратеньбкать к ва заявилася. Ладушки, ладушки. Где были у бабушки. Хороводик будем водить, каравай, каравай, кого хочешь выбирай
Кузя: АААА! Молчи старая. Опять гадость каку задумала, отправляйся кА ты в болото кикиморок няньчить игрульками своими. За делом мы здесь собрались.
Б.Я.: (обидевшись и посерьёзнев) посмотрите-ка на него! Деловой какой стал, бабушку родную одну на произвол судьбы бросает (плачет, резко встаёт). Всё, касатик! Кузька, бери свой сундук в дом возвращаемся, а то изба не мётена, самовар не чищен.
Кузя: не пойду! Сгинь восвояси!
Б.Я.: ах ты так, касатик? Ну получайте моё колдовство болотное, супротив сундука втоего сказочного.
Чих-пых, полынь-трава
Вся правда-ушла в никуда!
Ничего не помню, ничего не знаю,
Всех запутаю, всех заплутаю!
(убегает из зала)
Ворона: кошмар, кошмар, Яга сундук испортила, слов наговорила, дел натворила.
Кузя: Цыц! Угомонись пернатая! Нет таких слов, чтоб сундук мой с понталыку сбить. Каких рисунков в него положил, о том и сказ сказывать будет.
сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок
Расписная крышка, медная задвижка,
1,2,3,4,5
Можно сказку начинать
(открывает сундук, свечение, на экране волшебство, сменяется осенним пейзажем)
Кузя: ой, бяда! Бяда! Огорчение! Испортила таки сундук старая. Заговорила, заплутала, как теперь дитям всю правду об осени то рассказать?
Ворона: (смеётся) нашёл чем детвору удивить, уму-разуму научить. Доставай с сундука рисунки свои, сейчас с ребятыми тебе не только про осень, про все времена года расскажем.
Игра «Приметы времён года»
Кузя: да и взаправду, как мой сундук, много ведают. Токмо вещица эта всё ж волшебная, хоть и подпорченная. Давай сюда пейзаж мой осенний, исправленный. Поглядим, как сундук с задачей справится.
(кладет за сундук картину осени и приговаривает)
сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок
Расписная крышка, медная задвижка,
1,2,3,4,5
Можно сказку начинать
(открывает сундук, свечение, на экране волшебство, сменяется осенними пейзажами, звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень» Входит Осень.)
Кузя: осень, матушка! Сама пожаловала, ай да сундук!)
Осень: Здравствуйте, герои сказочные!
Здравствуйте, люди добрые! Все наряды вам свои показала, все дела осенние отхлопотала, да ненадолго к вам с благодарностью пожаловала. Люди любят природу, находят очарование в разных временах года, но осенняя пора вызывает особые чувства. - Скажите, какие чувства, настроения испытываете вы осенью?
- Как влияет на ваши чувства погода?
- почему одно и то же чувство может вызывать разные переживания?
- ребята, а в искусстве вы встречались с осенним образом природы?
Поэты посвящают осени стихи. Композиторы - … А художники - … пишут картины. А чем можно написать картину? Посмотрите, эта картина, чем написана? А эта? А здесь художник, что использовал? Сейчас я хочу вам показать, как ребята вашего возраста создают живые картины при помощи песка.
- какое время года изображали ребята?
- кто запомнил, какую картину создавали ребята?
- почему ее можно назвать живой?
- ребята, как вы думает, музыка, которая звучала, какую роль выполняла? А если бы ее не было, что бы было?
- а если бы музыка звучала другая, например вот эта (звучит музыка зимы), а вот эта? (звучит музыка лета).
Это удивительно, правда, что музыка, которую мы слышим, рождает в нашей голове картинки, образы… вам понравилась живая картина? Хотите попробовать сами создать живую картину? Идите за мной.
(осень и дети перемещаются за стол)
Осень: посмотрите, что на столе? (ткань и объекты живой и не живой природы). С их помощью мы и попробуем сейчас создать свою живую картину. А музыка нам подскажет, о чем будет картина, что будет на ней изображено.
Упражнение «Живая картина»
Осень: Ребят, кто узнал, что за музыкальное произведение сейчас звучало? Кто его автор?
- как вы думаете, у нас получилась живая картина?
Ребята, я пережила удивительные минуты рядом с вами, спасибо за эту душевную встречу. И пусть вокруг вас чаще звучит такая музыка, которая рождает чувство гармонии с природой. (осень уходит)
Кузя: красота, красотой, но, что - то я уже и проголодался!
Где скатёрка? Накрывай на стол. У вас ватрушки с собой есть? А кашки котелок? а баранки? Да о чем это я? У меня ж в сундуке всегда есть чем подкрепиться. Айда на места, в сундук заглянем.
(дети садятся на стульчики, Кузя открывает сундук, достаёт узелок с едой, рассматривает содержимое)
Кузя: ой, беда, беда, огорчение. Всё чудит мой сундучок, узелок с едой мой, признаю, а что внутри? Первый раз вижу.
А вы ребятня из незнакомых продуктов обед себе устроите?
Вот и я, чтоб лихорадушкой да лихоманочкой не заразится поостерегуся.
Ворона: даром, что домовой!
Среди людей живёшь, а что и как в людском мире до сей поры не ведаешь. Ребята, поможем Кузьме узнать, что полезно употреблять в пищу, а что здоровью вред?
Игра-эстафета «Полезно-не полезно»
Кузя: Эх, вам то хорошо в лавку продуктовую зашел, полон узелок продуктов набрал, вот тебе и трапеза. А вот зверям…
Ворона: а что зверям, что зверям?
Кузя: тяжело говорю зверям, не вся еда даже просто растёт, некоторая и вовсе бегает.
Ну, садитесь рядком, поговори ладком, поведаю и я вам кое-что.
Этот гриб в лесу растёт,
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный…(мухомор)
(на экране мухомор)
Ворона: ой, Кузьма, Кузьма, ты нашей лесной осине, чай не родственник? Да это даже малыши знают, нашел чем удивить.
Я вам вот, что скажу: разной мошке, да мушке, да люду человеческому мухомор – яд! А зверью лесному снадобье.
Мухор он же разный бывает, самым ядовитым лечится - … (на экране картинка лося)
А другими менее ядовитыми видами лихомань да лихорадку изгоняют белки, мы вороны, да сестрицы наши сороки.
Кузя: Вот ты про белку сказала, и у меня к ребятам такой вопрос: чем питается белка? (дети могут сказать: грибы, ягоды, желуди, орехи, семена растений, шишки, побеги и почки деревьев). Всё верно говорите, но мало кто из людей ведает, что еще белки едят перепелиные и муравьиные яйца, червей, из фруктов предпочитают яблоки, груши, бананы. А вот овощи совсем не уважают. А такой орех как миндаль – для белки яд смертельный.
Ворона: Ну, уморил опять! Где их взять то белке овощи, да бананы, миндаль этот, они чай в тайге не растут.
Кузя: в тайге не растут верно. Но многие белки живут в городских парках, на территориях домов отдыха, возле школ, детских садов, люди их прикармливают. Вот, чтоб бяды не случилося я секреты ребятам и раскрываю. Будете белок орехами миндаля кормить? (нет) А бананами? (да) А чем будете помогать белкам зиму суровую пережить? (ответы детей)
Ворона: А про птиц Кузенька, расскажи, что нибудь интересненькое.
Кузя: да пожалуйста. Вот вы ребята как думаете, птицы зернышки, да семячки едят? А насекомых, червячков? А камешки?
Э, в этом то вопросе и был подвох. Есть такие птицы, что специально глотают мелкие камешки. Вот смотрите:
Эксперимент «Камешки и просо»
Кузя: Этот мешочек, будто желудочек куриный, вот в него попали зернышки, а с ними вместе и камешки. Мышцы желудка сокращаются (шурудит мешочек), камешки и семячки трутся меж собой (высыпает содержимое мешочка), что стало с семячками? (они рассыпались, измельчились). Кто догадался для чего птицы камешки склёвывают?
Кузя: ребята, я ж тут за разговорами самое главное то и подзабыл, я ж вам подарочек осенний с собой прихватил, а ну ворона пойдём подсобишь.
(ищут в сундуке мешочек, не находят, удивляются, сетуют, включается скайп)
Б.Я.: Але, касатики мои! Как слышно, приём.
Ворона: слышно да видно хорошо!
Б.Я.: Ну, что все сказочки пересмотрели из сундука?
Кузя: Пересмотреть то пересмотрели, а ты случаем узелок с подарками для ребят с собой не прихватила?
Б.Я.: Узелок, горишь? Этот что ли?
Ворона и Кузя: Этот! Этот!
Кузя: Ах, ты
Б.Я.: да ту не шуми, верну я вам ваш узелок, только повеселите меня, грусть-тоску мою развейте.
Кузя: Повеселить говоришь?
Ворона: Да это ты мы запросто. Ребята, разбирай инструменты!
«Игра на шумовых инструментах»
(в конце влетает баба Яга и пританцовывает)
Б.Я.: Да, вы мои яхонтовые, да изумрудики мои ненаглядные! Да как же вы это бабушку то потешили… Вот ваш подарок, только просьбушка у меня к вам. Вы как подарок делить будете, про меня не забудьте! (отдаёт подарок Кузе).
Кузя: Ай, ладно, так и быть, с нами пойдёшь! Помогать станешь! Я тут у вас горницу удобную присмотрел, в аккурат нам, для дела одного подойдёт, подарок то не простой, осенний.
(уходят на продуктивную деятельность)
Продуктивная деятельность «Отпечаток осени»