Сценарий образовательной ситуации в разновозрастной группе детей 4–6 лет «Швейная фабрика»
МБДОУ «Шухободский детский сад комбинированного вида»
Методическая разработка сценария образовательной деятельности в технологии «Ситуация» по конструированию из бумаги «Швейная фабрика» для детей 4-5 лет.
Автор разработки:
воспитатель Разумова В.Н.
разновозрастная группа детей
4-6 лет
Сценарий образовательной ситуации в разновозрастной группе детей 4-6 лет.
Тема: «Швейная фабрика».
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «художественно-эстетическое».
Тип образовательной ситуации : для детей старшей подгруппы: открытие нового знания, для детей средней подгруппы: тренировочное .
Цель: формировать у детей элементарные знания о труде людей швейной фабрики, умение конструировать из бумаги одежду для бумажных кукол и украшать её аппликацией.
Задачи: учить детей старшей подгруппы изготавливать одежду для бумажных кукол из листа бумаги, сложенного пополам (прикладывать правильно трафарет –«выкройку» к месту сгиба – обводить его карандашом, вырезать ножницами, украшать изделие деталями – аппликацией);
Тренировать у детей средней подгруппы умение украшать готовое изделие аппликацией, придумывать композицию из заранее подготовленных аппликативных элементов (цветков, геометрических фигур, полосок, картинок);
Вызывать интерес к обыгрыванию изготовленной одежды, использование её в детских играх;
Формировать элементарные знания о профессиях людях, работающих на швейной фабрике.
Материалы к занятию: иллюстрации различных цехов на швейной фабрике, бумажные куклы (девочки и мальчики), листы цветной тонированной бумаги, листы бумаги с различными рисунками («ткань» для изготовления платьев), готовые платья и костюмы для детей средней подгруппы, вырезанные заранее с детьми детали для украшения аппликацией, клей, кисти, клеёночки, салфетки, карандаши.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Образовательная задача: мотивировать детей на включение в деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей:
- Посмотрите друг на друга, что на вас надето?
Дети называют различные виды одежды.
- Скажите, отличается ли одежда мальчиков и девочек? Чем?
- Кто знает, где шьют одежду? (На швейной фабрике).
- Ребята, сегодня к нам пришли гости (показывает детям бумажных кукол). У них проблема: вся одежда порвалась и они не знают, где взять новую. Можем ли мы им помочь? Чем? (Дети предлагают различные варианты). Воспитатель предлагает открыть в группе фабрику по изготовлению одежды для кукол.
2. Актуализация знаний
Образовательные задачи: актуализировать знания детей о людях, работающих на швейной фабрике, об этапах изготовления платья.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации различных цехов на швейной фабрике, ведёт с детьми диалог о профессиях людей, работающих в них.
- Ребята, прежде, чем сшить платье, его нужно придумать, нарисовать, какого оно будет фасона. Кто этим занимается?
- Модельер, дизайнер одежды. Он сначала рисует платье, делает выкройку.
- Затем платье нужно раскроить. На швейной фабрике есть цех раскроя. Раскройщик прикладывает выкройку на ткань, обводит мелом и затем вырезает.
- Следующий этап – швейный цех, где получается готовое платье. Здесь работают швеи, которые сшивают на швейных машинках детали платья.
- Есть на швейной фабрике цех декорирования готовых изделий, где к платью пришивают различные красивые детали, оборки, воротнички, пуговицы, украшают кружевом, тесьмой, вышивкой.
- Когда платье готово, куда его отправляют? (сначала на склад готовой одежды, затем в магазин).
3.Затруднение в игровой ситуации.
Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности, выявления места и причины затруднения.
- Ребята, я вам напоминаю, что у нас в группе открывается фабрика по изготовлению одежды для кукол. Наша фабрика не совсем обычная. Раз куклы у нас бумажные, то и одежда ....(бумажная). На фабрике будет два цеха. Значит нам нужно разделиться на две команды. Дети средней подгруппы будут работать в цехе, где украшают готовые изделия, а дети старшей подгруппы – в цехе раскроя.
- Цех по украшению одежды может начать работу? Что вам для этого нужно?
С детьми средней подгруппы ведётся краткий диалог, в ходе которого дети повторяют этапы работы.
Затем они выбирают готовые вырезанные платья для девочек или костюмы для мальчиков, подбирают детали для украшения. (Всё необходимое для аппликации лежит на отдельном столе. Дети могут подходить, выбирать, при желании изготовить несколько платьев, примерить готовую одежду на кукол, поиграть). Далее дети средней подгруппы приступают к работе под присмотром младшего воспитателя.
Педагог обращается к детям старшей подгруппы:
- Может ли приступить к работе цех по раскрою одежды? С чего начнём?
Дети предлагают различные варианты, но как правило точно не знают с чего начать изготовление платья.
4. Открытие нового знания
Образовательные задачи: познакомить детей с этапами конструирования платья из бумаги.
- Если чего-то не знаем, но хотим узнать, что можем сделать?
Дети предлагают различные пути выхода из ситуации (спросить у того, кто знает, придумать самим). Воспитатель предлагает подумать самим и вспомнить, как работает раскройщик (обращает внимание детей на иллюстрацию). Подводит детей к выводу, что нужна выкройка.
Предлагает детям несколько выкроек одежды для мальчиков и для девочек.
- Что будем делать дальше?
Опять обращаясь к иллюстрациям, подводит итог детских высказываний: выкройку приложить на ткань и обвести.
- А какую ткань мы возьмём? (Дети говорят о том, что для платьев возьмём бумагу).
- Педагог демонстрирует детям листы различной тонированной бумаги и листы бумаги с принтом, говоря о том, что к нам на фабрику привезли различные ткани и дети могут выбрать себе ту, из которой они будут изготавливать одежду. Обращает внимание детей, что при выборе «ткани» они должны учитывать, для кого (мальчика или девочки) они будут делать платье, фасон платья и т.д.
Дети старшей подгруппы выбирают материал для работы («ткань», выкройку, карандаши, ножницы), подготавливают рабочее место.
- Ребята, как нужно расположить выкройку на нашей «ткани». (Дети предлагают свои варианты).
Воспитатель подводит итог и демонстрирует последовательность работы:
- Сгибаем лист бумаги пополам, прикладываем выкройку точно к месту сгиба, обводим карандашом. Убираем выкройку и аккуратно вырезаем. Делаем сзади надрез, чтобы платье одевалось на куклу.
5. Введение нового знания в систему знаний.
Дети приступают к работе – изготовлению одежды для кукол, а затем её декорированию. При желании они могут изготовить несколько костюмов. После изготовления дети примеряют одежду на кукол, могут поиграть с ними. Вечером и в последующие дни дети играют с бумажными куклами, изготавливают для них одежду. Педагог показывает другие способы конструирования и украшения кукольной одежды. Можно поиграть в «Ателье», «Магазин одежды», «Кукольная семья», «Идём в гости» и другие игры.
6. Осмысление.
Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь.
Педагог собирает детей около себя:
- Ребята, что мы сегодня делали, кому помогали?
- Смогли мы помочь бумажным куклам?
- Какие знания вам в этом помогли?
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1450631469.jpg (1920x1440)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/b1450631550.jpg (1920x1440)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1450631635.jpg (1920x1440)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1450631721.jpg (1920x1440)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1450631794.jpg (1920x1440):
Иллюстративный материал использован из интернет ресурса:
1).www.google.ru/search?g=картинки+швейная+фабрика
2).tverigrad.ru/tblog/odin-chaz-iz-zhizhi-tverskoj-shejnojfabriki-foto-ekskursiya
Приложение.
1.Иллюстративный материал к беседе с детьми о швейной фабрике и этапах изготовления одежды:
1). Модельеры, дизайнеры одежды за работой.
2). Цех раскроя одежды.
3). Швейный цех.
4). Дизайн одежды.
5). Склад готовой одежды.
В магазине.
2. Вот, что получилось у детей. Выставка детских работ для родителей.
Алчинова Екатерина Леонидовна
Андрей Анатольевич
Евдакименко Ольга Юрьевна
Фомина Олеся Сеогеевна
Разумова В.Н.