Конспект игровой образовательной ситуации «Прогулка в осенний лес»
Конспект игровой образовательной ситуации
(Ребёнок и окружающий мир: формирование элементарных экологических представлений)
во младшей группе
по теме: «Прогулка в осенний лес»
Автор конспекта ИОС
воспитатель МБДОУ № 16 Моторкина Светлана Александровна
Задачи ИОС:
Воспитательная: ; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания); воспитание любви к природе.
Образовательная: создать условия для получения детьми первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах; обобщение представлений детей о признаках осени, лиственных и хвойных деревьях.
Развивающая: развивать интересы детей, любознательность; формировать познавательную мотивацию.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (осень и ее признаки; свойства опавших осенних листьев); развитие познавательно – исследовательской деятельности.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» - обогащение активного словаря (холоднее, короче, листопад, сезонная, лиственный, хвойные; приглашение); развитие связной, грамматически правильной речи.
«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, выполнение основных движений; формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).
«Познавательное развитие» - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах; обобщение представлений детей о признаках осени (осенью стало холоднее; солнце светит не так ярко; с деревьев опадают листья; чаще идут дожди; люди сменили летнюю одежду на более теплую; осенью наблюдают за листопадом); развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Планируемые результаты ИОС:
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, исследовать; обладает элементарными представлениями из области живой природы; развивает навыки устной речи, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок может следовать правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила личной гигиены; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предварительная работа с детьми: беседа с детьми о том, что такое «приглашение», приметы осени, одежда по сезону, ознакомление с словами «лиственное», «хвойное»; разучивание физкультминутки.
Оборудование для педагога: конверт с осенним узором; листья, опавшие с деревьев; искусственная зеленая елочка; искусственная березка, проектор, экран, ноутбук.
Используемые современные образовательные технологии: ИКТ – технологии (презентация «В осеннем лесу»), здоровьесберегающие технологии (вибрационная гимнастика, логоритмические упражнения), технология исследовательской деятельности.
Форма проведения ИОС – экскурсия в осенний лес.
Структура ИОС |
Содержание ИОС |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы работы/испо-льзуемые средства |
Образовательные цели и задачи по ФГОС |
Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры) |
Вводная часть |
Дети входят в группу. Игровая зона. Воспитатель держит в руках конверт (на конверте изображены разноцветные осенние листья). - Ребята, что у меня в руках? - А что на нём изображено? - Ребята, здесь на конверте написано – приглашение. - А что такое приглашение, как вы думаете? - Интересно, от кого может быть это приглашение, как вы считаете? Выслушиваются предположения детей. |
Познавате-льное развитие (коммуни-кативная) |
Рассматрива-ние/слово |
Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира Обогащение активного словаря |
Ребёнок активно взаимодействует со взрослым Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность Использует устную речь для построения речевого высказывания в ситуации общения
|
- Сейчас я вам загадаю загадку, и мы с вами узнаем, кто же прислал нам такой красивый конверт с приглашением. - Утром мы во двор идем -Листья сыплются дождем -Под ногами шелестят -И летят, летят, летят…(Осень) - Ребята, так кто же прислал это приглашение? - Приглашение прислала сама красавица- Осень. И приглашает она нас к себе в гости, на прогулку в осенний лес. Отправимся? |
Познавате-льное развитие (коммуни-кативная) |
Рассматрива-ние/слово |
Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира |
Ребёнок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность |
|
- Ребята, что нам надо сделать, если мы с вами собираемся пойти осенью в лес? (Ответы детей). - Конечно, надо теплее одеться: Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам). Шапку, куртку, сапоги (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами). Руки дружно мы согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи). - Все тепло оделись? - А теперь я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте движения, которые я вам покажу, и мы окажемся в осеннем лесу: 1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши) В осенний лес пойдем гулять (ходьба на месте) Влево, вправо наклонись (наклон влево, вправо) Вокруг себя обернись (покружиться) В лесу осеннем окажись |
Физическое развитие (двигательная, коммуникативная) |
Физкульт-минутка (вибрационная гимнастика, логоритмичес-кое упражнение)/ слово и движение |
Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений |
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. |
Основная часть |
- Ребята, вот мы и в осеннем лесу. Смотрите, какая красивая тропинка (на полу выложена «тропинка» из листьев). Что в ней необычного? (тропинка из листьев). - Давайте по ней пройдём, и назовем признаки осени, не повторяя друг друга. (дети парами проходят по тропинке, называют признаки осени: стало холоднее, не слышно пения птиц, люди сменили летнюю одежду на более теплую, с деревьев опадают листья, по утрам легкие заморозки ).
|
Речевое развитие (коммуникативная) |
Словесная игра/слово |
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.
|
Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в общении. Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность. Обладает элементарными представлениями из области живой природы; формируются навыки устной речи, дети используют речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Основная часть |
- Посмотрите, куда мы пришли, что вы здесь видите? (Деревья). - А как они называются? (Елочка и береза) - А что вы увидели под березкой? ( Листья) -А как вы думаете почему их так много? (начался листопад) Выслушиваются ответы. |
Речевое развитие (коммуникативная) |
Ситуативный разговор/слово |
Развитие связной, грамматически правильной речи.
|
Ребенок развивает навыки устной речи, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. |
- А давайте возьмем по листочку, потрогайте его, подержите в ладошках (дети берут в руки листок березки). -Расскажите какой он осенний лист.(Выслушиваются ответы детей) -Вы правы – лист гладкий, влажный, желтый … - Ребята, а можно ли с ними поиграть? - Ребята, как можно играть с осенними листьями? (собрать букет, покружиться с ними, потанцевать) - А мы можем сейчас собрать букет? - Выберите 1 самый красивый, на ваш взгляд, листик. Давайте соберем с вами букет и украсим им наш уголок природы в группе (дети и воспитатель собирают букет). |
Познавате-льное развитие (познавательно – исследовательская) |
Практические действия/ исследование Рассматрива-ние |
Формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
|
Ребенок проявляет любознательность. Обладает элементарными представлениями из области живой природы; развивает навыки устной речи, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
|
- Ребята, вы собирали листики, посмотрите на свои руки, давайте их вытрем, а почему это надо сделать? (дети вытирают руки салфетками). - Продолжим наши наблюдения на прогулке. Ребята, а как вы думаете почему под елочкой нет листьев? (Вместо листьев-иголочки-хвоинки) Как можно назвать такое дерево? (Хвойное) - С елочки не опадают все иголочки с наступлением осени, и поэтому она всегда остается зеленой, даже зимой. -А теперь посмотрим на красавицу – берёзку. У неё на веточках что?....Как можно назвать дерево, у которого растут листья? (Лиственное) |
Физическое развитие (трудовая) Познавательное развитие (коммуникативная) |
Самообслуживание/практические действия |
Формирование полезных привычек (навыки самообслуживания). |
Может соблюдать правила личной гигиены. Обладает элементарными представлениями из области живой природы; формируются навыки устной речи, дети используют речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. Проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями. Овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции |
|
- Ну что ж, пора отправляться дальше. - Впереди нас ждет лесная полянка, на которой расположился волшебный осенний лес. Он просит, чтобы вы ему помогли выполнить задание. - Поможем? (Да) Присаживайтесь на пенечки, посмотрите, какой красивый осенний лес. По нему хочется прогуляться, подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой. Такую красоту надо беречь. Послушайте и выполните задание. -Нужно посмотреть на картинку, которая появится и назвать, какое это дерево: лиственное или хвойное? (Воспитатель показывает фотографии лиственных и хвойных деревьев) -Спасибо, ребята, помогли справиться с заданием. |
Речевое развитие (коммуникативная) |
Словесная игра/слово |
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.
|
Ребенок развивает навыки устной речи, может использовать речь для построения речевого высказывания Овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Давайте скорей возвращаться в детский сад . - Дружно скажем волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши). В лес ходили мы гулять (ходьба на месте). Влево, вправо наклонись (наклон влево, вправо) Вокруг себя обернись (покружиться). В детском садике окажись! |
Физическое развитие (коммуника-тивная, двигательная |
Логоритмичес-кое упражнение/ слово Игровые двигательные действия |
Приобретение опыта двигательной деятельности |
Ребенок подвижен, владеет основными движениями |
|
Заключи-тельная часть |
Ребята, сегодня мы с вами были на прогулке в лесу. - А кто нас с вами туда пригласил? - Что мы видели в осеннем лесу? Рефлексия. Воспитатель предлагает на выбор детям листья 2 цветов (жёлтый и коричневый). Жёлтый – понравилось, коричневый – нет. Педагог комментирует итог ОИС. |
Речевое развитие (коммуникативная) |
Ситуативный Разговор/слово |
Развитие связной, грамматически правильной речи. |
Ребенок развивает навыки устной речи, может использовать речь для построения речевого высказывания |