Сценарий православного праздника «Рождество Богородицы. Осенины» (4 класс)

Северо-Западное управление Министерства образования и науки
Самарской области
ГБОУ СОШ им. Е.А. Кирюшина с. Большая Раковка
м.р. Красноярский Самарской области
Праздник Рождества Богородицы
(Обрядовый праздник «Осенины»)
(Для обучающихся начальных классов и их родителей)
Автор: Пшенина Марина Владимировна,
Учитель начальных классов
с. Большая Раковка
Цель: познакомить с историей возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы, народного праздника – Осенины
Задачи:
воспитывать любовь к своему народу, народным традициям;
приобщать к истории православной культуры;
расширять кругозор, стремление узнать новое;
способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы;
развивать у учащихся познавательные интересы, творческие возможности, творческую инициативу;
учить работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими;
воспитывать наблюдательность, воображение, образное мышление;
воспитывать культуру речи.
Форма занятия: праздник, включающий в себя выступление обучающихся с мультимедийным сопровождением, зараннее отрепетированная сценка, старинная народная детская игра
Оборудование:
компьютер, экран, мультимедийный проектор, аудиосистема, костюмы, несложные в изготовлении, вещи для красного угла (украшенная репродукция иконы, 2 лавки, стол с вышитой белой скатертью), сноп (ленты, бантики, цветы), каравай «Богач»
Подготовка: 1) Провести беседу о празднике на уроке «Основы
православной культуры».
2) Изготовить цветы для украшения иконы Богородицы.
3) Изготовить сноп.
4) Разучить стихи, игру «Кто с нами?», песню-хоровод «Ой, вставала я ранёшенько…».
5) Написать плакаты: «Хлеб всему голова», «Хлебом и солью
встречаем дорогих гостей», «Где хлебно, там и тепло, там и жить добро».
6) Испечь пирог «Богач» (хлеб из пшеницы нового урожая,
украшенный особыми знаками).
7) Подобрать костюмы для участников праздника в русском народном стиле.
8) Подготовить аудиозаписи: колокольный праздничный трезвон, духовное песнопение.
9) Рассказать и показать старинные орудия труда для обработки земли.
10) Подготовить презентацию
11) Подготовить и оформить «красный угол» избы в классе.
Ход праздника.
СЛАЙД 1
Праздничный трезвон (Большая Лаврская колокольня)
СЛАЙД 2 (Колокольня в Троице-Сергиевой Лавре)
СЛАЙД 3
Учитель: Тропарь (краткая молитва) Рождеству Пресвятой Богородицы
Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней.
Из Тебе бо восия солнце правде Христос Бог наш, разрушив клятву,
Даст благословение, и упразднив смерть, дарова нам Живот Вечныи.
Рассказ об Иоакиме и Анне,
СЛАЙД 4 (Икона «Рождество Богородицы»)
Менее чем за два десятилетия до Рождества Христова в Иудее, в малом городе Назарете жили два старых человека, супруги Иоаким и Анна. Оба они происходили от древних царей и пророков, оба были добры и смиренны. Тихо жили они в городе, оплакивая давнее тайное горе: пятьдесят лет прошло со времени свадьбы Иоакима и Анны, а детей у них не было. Люди в этом городе считали, что дети – благословение Божие, а тех, у кого детей не было, считали неугодными Богу злодеями. Однажды в праздник Иоаким шёл в храм. У самых ворот оборванец со злыми глазами толкнул старика, крикнул ему в лицо: «Куда спешишь, Иоаким из Назарета! Верно, Вседержителю неугодна твоя жертва, верно, много зла ты сделал в тайне, если нет у тебя детей!». И захохотал. Опустив седую голову, ушёл Иоаким из праздничного города высоко в горы. Сорок дней просидел он на камне, молчал и не хотел возвращаться в дом. А соседи рассказали Анне, как обидели её мужа у ворот храма. Много дней прожила она в тихом домике совсем одна. Однажды на рассвете вышла в сад, опустив голову. Бедная Анна заплакала, воздев руки к небесам: «Господи!... Я одна, одна, как выжженная степь, без жизни и растения!» Долго молилась она, и тогда предстал старой женщине Ангел: «Воздыхания твои проникли облака, и слёзы твои канули пред Господом. Ты родишь Дочь Благословенную, Ею дастся спасение всему миру, и наречётся она Марией…». Помолодев от счастья, шла Анна в Иерусалим. У Золотых ворот встретилась с мужем Иоакимом. У подножия крутой лестницы, ведущей к Иерусалимскому храму, дали они обет – посвятить жизнь будущего ребёнка Богу. В сентябре родилась у них темноглазая Девочка. Имя же Ей, Пречистой Деве Марии, было дано ангелом ещё до рождения. И каждый день, в конце каждого богослужения вспоминает Православная Церковь святых и праведных Богоотец – Иоакима и Анну.
СЛАЙД 5 Духовное песнопение. (аудиозапись)
СЛАЙД 6
Учитель: Рождество Богородицы в народе называли-Малая Пречистая, вторая встреча осени. Встречали матушку Осенину. Это благодарность природе, землице-матушке, царице-водице, солнышку и животным за их летние труды, за урожай.
Дети: Осень, осень, в гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
СЛАЙД 7 (Поле и хлеб-соль) Входят три девочки в русских сарафанах, вносят последний сжатый сноп- «именинник», пирог «Богач» на расшитом полотенце, родниковую воду в хохломском ковше.
Осень! Осень!
Сноп последний вносим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным.
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С толокой, обмолокой,
Золотым венцом.
Дети кланяются. Сноп и каравай ставят посреди зала.
Учитель: Сегодня мы прославляем труд жнецов.
Дети: Это наше поле золотом блестит.
Жницы не дремали.
Жницы жито жали.
СЛАЙД 8
Обращаются к иконе Богородицы:
Ты, Пречистая Мать,
Ходи борозду полоть
Своей правой рукой,
Своим золотым серпом.
Учитель: А самый главный подарок Осени, самый главный кормилец
русского человека – это хлебушек. А откуда же берёт начало хлеб?
СЛАЙД 9
Правильно. С золотого зёрнышка, с золотого пшеничного полюшка.
А вот как хлеб приходит на стол, расскажут нам дети в игре «Кто с
нами».
СЛАЙД 10-11
Проводится игра с движениями.
—Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
—Мы с вами, мы с вами пашенку пахати!
—Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
—Мы с вами, мы с вами жито рассевати!
—Кто с нами, кто с нами жито покосити?
—Мы с вами, мы с вами жито покосити!
—Кто с нами, кто с нами зёрна молотити?
—Мы с вами, мы с вами зёрна молотити!
—Кто с нами, кто с нами муку просевати?
—Мы с вами, мы с вами муку просевати!
—Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
—Мы с вами, мы с вами тесто замесити!
—Кто с нами, кто с нами пирог испекити?
—Мы с вами, мы с вами пирог испекити!
СЛАЙД 12
Учитель: Вот и последний сноп готов. Его наряжали, прославляли, вносили в дом и ставили в «красный угол» как почитаемого гостя, чтобы год был богатым. Называли этот сноп именинник и оставляли его до следующего урожая.
Дети: С песней Осень! Осень!
Сноп последний вносим.
(Сноп наряжается и ставится в «красный угол» в классе).
СЛАЙД 13
Учитель: От работы отдохнём,
В светлу горенку войдём.
Проходите, на лавочки садитесь.
Отгадываем старинные загадки:
Баба-яга
Вилами нога.
Весь мир кормит, сама голодна. (Соха)
Один льёт,
Другой пьёт.
Третий зеленеет да растёт.
(Дождь, земля, хлеб)
Худая рогожа Вырос в поле дом,
Всё поле накрыла. (Борона) Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Согнута в дугу, Ставни заколочены.
Летом на лугу, Ходит дом ходуном
Зимой на крючку.(Коса) На столбе золотом. (Колос)
Месяц-новец И комковато, и ноздревато,
Днём на поле блестел, И мягко, и ломко,
К ночи на небо слетел. (Серп) А всех милей. (Хлеб)
Проводятся игры, в которых в качестве приза – осенние плоды (например, яблоки): «Срежь приз», «Возьми приз» (музыкальная игра), «Не урони яблоко» и т. п.
—А теперь приглашаем в наш общий хоровод. (Исполняется хоровод под русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько…»).
Дети: Ох, и слава Богу, На гумне стогами,
Что жито пожали В клети закромами,
И в копны поклали. А в печи пирогами!
Учитель: Не пора ли нам отведать нашего праздничного пирога «Богача»? Пирог нельзя резать, только отламывать по кусочку и угощать гостей.
Дети: Осень, осень на порог,
Осенинщикам – пирог!
За ваше терпенье
Всем угощенье!
(Всех гостей угощают пирогом).
СЛАЙД 14
Учитель: Спасибо природе, Землице-матушке, Царице-водице да Солнышку за их труд, за урожай богатый! (Общий поклон).