12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пшенина М.В.98

Северо-Западное управление Министерства образования и науки

Самарской области


ГБОУ СОШ им. Е.А. Кирюшина с. Большая Раковка

м.р. Красноярский Самарской области





Праздник Рождества Богородицы

(Обрядовый праздник «Осенины»)



(Для обучающихся начальных классов и их родителей)





Автор: Пшенина Марина Владимировна,

Учитель начальных классов









с. Большая Раковка


Цель: познакомить с историей возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы, народного праздника – Осенины

Задачи:

воспитывать любовь к своему народу, народным традициям;

приобщать к истории православной культуры;

расширять кругозор, стремление узнать новое;

способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы;

развивать у учащихся познавательные интересы, творческие возможности, творческую инициативу;

учить работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими;

воспитывать наблюдательность, воображение, образное мышление;

воспитывать культуру речи.

Форма занятия: праздник, включающий в себя выступление обучающихся с мультимедийным сопровождением, зараннее отрепетированная сценка, старинная народная детская игра

Оборудование:

компьютер, экран, мультимедийный проектор, аудиосистема, костюмы, несложные в изготовлении, вещи для красного угла (украшенная репродукция иконы, 2 лавки, стол с вышитой белой скатертью), сноп (ленты, бантики, цветы), каравай «Богач»



Подготовка: 1) Провести беседу о празднике на уроке «Основы

православной культуры».

2) Изготовить цветы для украшения иконы Богородицы.

3) Изготовить сноп.

4) Разучить стихи, игру «Кто с нами?», песню-хоровод «Ой, вставала я ранёшенько…».

5) Написать плакаты: «Хлеб всему голова», «Хлебом и солью

встречаем дорогих гостей», «Где хлебно, там и тепло, там и жить добро».

6) Испечь пирог «Богач» (хлеб из пшеницы нового урожая,

украшенный особыми знаками).

7) Подобрать костюмы для участников праздника в русском народном стиле.

8) Подготовить аудиозаписи: колокольный праздничный трезвон, духовное песнопение.

9) Рассказать и показать старинные орудия труда для обработки земли.

10) Подготовить презентацию

11) Подготовить и оформить «красный угол» избы в классе.



Ход праздника.

СЛАЙД 1

Праздничный трезвон (Большая Лаврская колокольня)

СЛАЙД 2 (Колокольня в Троице-Сергиевой Лавре)

СЛАЙД 3

Учитель: Тропарь (краткая молитва) Рождеству Пресвятой Богородицы

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней.

Из Тебе бо восия солнце правде Христос Бог наш, разрушив клятву,

Даст благословение, и упразднив смерть, дарова нам Живот Вечныи.


Рассказ об Иоакиме и Анне,

СЛАЙД 4 (Икона «Рождество Богородицы»)


Менее чем за два десятилетия до Рождества Христова в Иудее, в малом городе Назарете жили два старых человека, супруги Иоаким и Анна. Оба они происходили от древних царей и пророков, оба были добры и смиренны. Тихо жили они в городе, оплакивая давнее тайное горе: пятьдесят лет прошло со времени свадьбы Иоакима и Анны, а детей у них не было. Люди в этом городе считали, что дети – благословение Божие, а тех, у кого детей не было, считали неугодными Богу злодеями. Однажды в праздник Иоаким шёл в храм. У самых ворот оборванец со злыми глазами толкнул старика, крикнул ему в лицо: «Куда спешишь, Иоаким из Назарета! Верно, Вседержителю неугодна твоя жертва, верно, много зла ты сделал в тайне, если нет у тебя детей!». И захохотал. Опустив седую голову, ушёл Иоаким из праздничного города высоко в горы. Сорок дней просидел он на камне, молчал и не хотел возвращаться в дом. А соседи рассказали Анне, как обидели её мужа у ворот храма. Много дней прожила она в тихом домике совсем одна. Однажды на рассвете вышла в сад, опустив голову. Бедная Анна заплакала, воздев руки к небесам: «Господи!... Я одна, одна, как выжженная степь, без жизни и растения!» Долго молилась она, и тогда предстал старой женщине Ангел: «Воздыхания твои проникли облака, и слёзы твои канули пред Господом. Ты родишь Дочь Благословенную, Ею дастся спасение всему миру, и наречётся она Марией…». Помолодев от счастья, шла Анна в Иерусалим. У Золотых ворот встретилась с мужем Иоакимом. У подножия крутой лестницы, ведущей к Иерусалимскому храму, дали они обет – посвятить жизнь будущего ребёнка Богу. В сентябре родилась у них темноглазая Девочка. Имя же Ей, Пречистой Деве Марии, было дано ангелом ещё до рождения. И каждый день, в конце каждого богослужения вспоминает Православная Церковь святых и праведных Богоотец – Иоакима и Анну.


СЛАЙД 5 Духовное песнопение. (аудиозапись)


СЛАЙД 6

Учитель: Рождество Богородицы в народе называли-Малая Пречистая, вторая встреча осени. Встречали матушку Осенину. Это благодарность природе, землице-матушке, царице-водице, солнышку и животным за их летние труды, за урожай.


Дети: Осень, осень, в гости просим!

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

СЛАЙД 7 (Поле и хлеб-соль) Входят три девочки в русских сарафанах, вносят последний сжатый сноп- «именинник», пирог «Богач» на расшитом полотенце, родниковую воду в хохломском ковше.

Осень! Осень!

Сноп последний вносим.

Приходи с ливнем,

С хлебом обильным.

С льном высоким,

С корнем глубоким,

С толокой, обмолокой,

Золотым венцом.

Дети кланяются. Сноп и каравай ставят посреди зала.


Учитель: Сегодня мы прославляем труд жнецов.

Дети: Это наше поле золотом блестит.

          Жницы не дремали.

         Жницы жито жали.

СЛАЙД 8

Обращаются к иконе Богородицы:

Ты, Пречистая Мать,

Ходи борозду полоть

Своей правой рукой,

Своим золотым серпом.

Учитель: А самый главный подарок Осени, самый главный кормилец

русского человека – это хлебушек. А откуда же берёт начало хлеб?

СЛАЙД 9

Правильно. С золотого зёрнышка, с золотого пшеничного полюшка.

А вот как хлеб приходит на стол, расскажут нам дети в игре «Кто с

нами».

СЛАЙД 10-11

Проводится игра с движениями.

Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?

Мы с вами, мы с вами пашенку пахати!

Кто с нами, кто с нами жито рассевати?

Мы с вами, мы с вами жито рассевати!

Кто с нами, кто с нами жито покосити?

Мы с вами, мы с вами жито покосити!

Кто с нами, кто с нами зёрна молотити?

Мы с вами, мы с вами зёрна молотити!

Кто с нами, кто с нами муку просевати?

Мы с вами, мы с вами муку просевати!

Кто с нами, кто с нами тесто замесити?

Мы с вами, мы с вами тесто замесити!

Кто с нами, кто с нами пирог испекити?

Мы с вами, мы с вами пирог испекити!

СЛАЙД 12

Учитель: Вот и последний сноп готов. Его наряжали, прославляли, вносили в дом и ставили в «красный угол» как почитаемого гостя, чтобы год был богатым. Называли этот сноп именинник и оставляли его до следующего урожая.

Дети: С песней Осень! Осень!

Сноп последний вносим.

(Сноп наряжается и ставится в «красный угол» в классе).


СЛАЙД 13

Учитель: От работы отдохнём,

В светлу горенку войдём.

Проходите, на лавочки садитесь.

Отгадываем старинные загадки:

Баба-яга

Вилами нога. 

Весь мир кормит, сама голодна. (Соха)

Один льёт,

Другой пьёт.

 Третий зеленеет да растёт.

  (Дождь, земля, хлеб)


Худая рогожа                                      Вырос в поле дом,

Всё поле накрыла. (Борона)                Полон дом зерном.

                                                          Стены позолочены,

Согнута в дугу,                                   Ставни заколочены.

Летом на лугу,                                     Ходит дом ходуном

Зимой на крючку.(Коса)                      На столбе золотом. (Колос)


Месяц-новец                                      И комковато, и ноздревато,

Днём на поле блестел,                        И мягко, и ломко,

К ночи на небо слетел. (Серп)            А всех милей. (Хлеб)


Проводятся игры, в которых в качестве приза – осенние плоды (например, яблоки): «Срежь приз», «Возьми приз» (музыкальная игра), «Не урони яблоко» и т. п.

А теперь приглашаем в наш общий хоровод. (Исполняется хоровод под русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько…»).


Дети: Ох, и слава Богу,                                  На гумне стогами,

Что жито пожали                                             В клети закромами,

И в копны поклали.                                         А в печи пирогами!

Учитель: Не пора ли нам отведать нашего праздничного пирога «Богача»? Пирог нельзя резать, только отламывать по кусочку и угощать гостей.

Дети: Осень, осень на порог,

Осенинщикам – пирог!

За ваше терпенье

Всем угощенье!

(Всех гостей угощают пирогом).


СЛАЙД 14

Учитель: Спасибо природе, Землице-матушке, Царице-водице да Солнышку за их труд, за урожай богатый! (Общий поклон).



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.