Сценарий спектакля «Дворец пионеров — наш дом» Театрального объединения «Эхо»

3
0
Материал опубликован 10 November 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА



















Сценарий спектакля

«Дворец пионеров - наш дом»

Театрального объединения «Эхо»





Разработчик: педагог дополнительного

образования Стырова В. С.













г. Зверево

2022г.

Сцена 1

Настя:  К началу Великой Отечественной войны Ленинградскому Дворцу пионеров исполнилось всего четыре года.

Рита:  Пионеры занимались танцами, пением, лепкой, учились рисовать, вязать, шить, играть на народных инструментах, осваивали сценическое искусство.

Настя:  В страшные дни войны и блокады, нужно было вернуть к жизни Дворец пионеров.

Света:   Ленсовет в марте 1942 г. принял решение о возобновлении деятельности Дворца пионеров.

Рита:  Стали работать кружки: шахматный, биологический технические и многие другие, несмотря на то, что более половины педагогов ушли на фронт.

Света:   Пионеры летом собирали лекарственные травы, сосновую хвою и сдавали в аптечные пункты.

Рита:  Осенью того же года они рыли окопы, дежурили на крышах и в газоубежищах.

Настя:  Пионеры из юннатского кружка все вместе побеждали голод – разбивали грядки в саду Дворца, на Марсовом поле и выращивали на них овощи, картофель. Зина Николаева и Лена Кубланова, которые посадили один клубень картофеля, а урожай получили – 1300 клубней. Это было целое событие для голодных ленинградцев.

Света:   Теперь занятия в кружках были посвящены помощи фронту. Занятия проходили в комнатах нижнего этажа и в подвальном помещении.

Сцена 2

Сережа:: Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости.

Дима: Сережа, пойдём, попьём чайку горячего.

Сережа: Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. А ты, Дима, молодец. Тебе всего 11 лет, а уже первый из ребят получил разряд! Стал настоящим механиком швейных машин.

Дима: Да ладно, Сергей, и ты тоже скоро мастером станешь. Представляешь, (мечтательно) завтра мы получим настоящую военную одежду.

Сережа:: Вот здорово! Сразу почувствуем себя взрослыми

Дима: Знаешь, я мечтаю стать героем. Ну, не обязательно так уж сразу Героем Советского Союза, — но всё-таки — героем. Ну в крайнем случае я, как Тёркин, буду согласен на медаль. Но нужен мне и орден, а ещё лучше — два.

Сережа: Ну ты и фантазёр!

Дима: Погоди, это только начало. Меня ещё обязательно должны ранить, но желательно не тяжело — в руку или ногу. Я так и вижу, иду прихрамывая по улице с палочкой, как юный фронтовик. И все смотрят на мои ордена…

Сережа: Ну ты даешь юный фронтовик

Дима: И ещё такая картина. Я сижу в блиндаже. Рвутся снаряды, ревут самолёты. Через полчаса бой.

Сережа: Ладно, боец,  пойдём спать.

Дима: Хорошо. Давай часик отдохнем и в Дворец пионеров. Сегодня Владимир Федорович будет показывать как делать воздушных агитзмеев по заданию штаба Ленинградского военного округа

Сережа: Ладно пошли отдыхать.

Дима: Только не долго, а то не научимся

Сережа: Ребята тебе все покажут (обнимает его и уходят)

Настя: Юные техники изготовили 200 воздушных агитзмеев и 5 шаров для распространения листовок.

Сцена 3

Репетиция у балетного станка

Миша Зимой 1942 года Аркадий Обрант, который до войны работал балетмейстером Дворца пионеров собрал танцевальную группу для агитвзвода из ленинградских пионеров . Их поместили в одном из бывших классов Дворца. На доске было написано: "Завтра подъем в шесть, завтрак в семь, политинформация в семь тридцать, репетиция в восемь, выезд на концерт в десять".

Света: Вот, принимай подружку. Постучать стесняется..

Таня: (подбегает к подруге, помогает снять торбу): Маша! Ты что? Проходи, скорей, раздевайся - только «буржуйку» растопили. Ты что так поздно по городу ходишь? Как тебя отпустили-то?

Маша Некому отпускать. Страшно одной в квартире…

Света: А бабушка?

Маша: (присаживается к столу, вытирает нос): Умерла бабушка… Ночью так страшно было, просто жутко одной. Ты когда-нибудь ночевала с умершим? (оглядывается вокруг) Вам хорошо, у вас во Дворце пионеров. Вон, народу много. А возьмите меня к себе а? Я петь умею и танцевать. А у меня еще вот (кладет торбу на стол, показывает Тане содержимое) продукты кое-какие остались.

Света: Да оставайся уж.

Маша (радостно):А еще я готовить умею! Я однажды такой суп сварганила с отцовского кожаного ремня - наваристый, ух! (усмехнулась) Меня папаня этим ремнем до войны бывало так охаживал, неделю сидеть не могла. Я так этот ремень ненавидела! А голодуха пришла, сгодился - кожа то настоящая, свиная!

Таня: Сейчас, наверное, жалеешь, что у отца только один ремень был.

Маша: (вытирает нос): Ага. Вот вернется папанька с войны, а я ему: «Тю-тю твой ремень, мы с бабкой его съели! И добавки попросили». Хотя, он меня уже бить не сможет!

Таня: Почему это?

Маша: А мы –пионеры блокадники! (сжимает кулак) Нас немец ломал, да не сломал. Мы - кремень!

Сцена 4

Кирилл С: Мы - фронтовые актеры. Мы странствуем по частям и подразделениям. Выступаем в заброшенных домах и в землянках.

«Синий платочек»

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила,

Что не забудешь радостных

Ласковых, встреч.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю, с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок дорогой.

Сколько заветных платочков

Носим мы в сердце с собой!

Радости встречи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Любимых, желанных таких,

Строчит пулеметчик,

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Света:  Любили вальс – его ритмы словно уносили в другой мир, где пахнет настоящим балом, где поскрипывает паркет, где полная защищённость.

Дима:  Кто ежедневно пребывал на границе жизни и смерти, находили время для танца,

Рита :  Вокруг стрельба, взрываются бомбы, совершаются налёты, но танец не должен прекращаться – если ты остановишься, сдашься, позволишь печали одолеть тебя, сломаются и твои товарищи.

Дима:   Когда нет опоры, приходится создавать её иллюзию, заменяя хлеб насущный и чувство безопасности тем, чего не отнять - искусством, музыкой, танцем

Сцена 5

Миша: Однажды группе раздали посылки из тыла. Одна из посылок досталась Тамаре Самсоновой. Черным карандашом было выведено: "Доблестному бойцу". Посылка предназначалась взрослому фронтовику, а досталась девчонке.

Тамара Самсонова: (открывает посылку, читает письмо) Здравствуй, доблестный боец! Посылаю тебе носки и кисет Пусть у тебя не мерзнут ноги. Бей фашистов! Отомсти за моего батьку. Мамки у меня тоже нет. Я совсем одинокий. Серега Филиппов, третий класс. Я должна, должна быть там, где настоящие бойцы. Я должна идти под пули, должна бить фашистов, потому что не имею права обмануть Серегу Филиппова.

Миша:   Какая от тебя польза в роте? Ты же не держала в руках автомата. Стрелять-то ты можешь?

Тамара Самсонова: Могу.

Миша:  Разве ты не на фронте?

Тамара Самсонова На фронте стреляют, а не танцуют.

Миша: Стреляют тысячи людей. Десятки тысяч. А танцевать - вы уж меня извините! Своими танцами ты помогаешь ковать победу. Ты мстишь фашистам.

Тамара Самсонова: Вам меня не понять.

Миша: Родная моя.

Тамара Самсонова : Не надо. Я не ваша. Я теперь Сереги Филиппова. (уходит)

Сцена 6

Тамара Самсонова (Зовет и выбегает) Сергей (мнется) Сережа.

Сережа: Ты говори, чего тебе?

Тамара Самсонова: Я бы сказала, да боюсь.

Сережа: Я не кусаюсь.

Тамара Самсонова: Лучше бы кусался. Я боюсь, что ты меня не поймешь. Ты ведь был под обстрелом, правда? И ничего?

Сережа: Ничего, остался жив.

Тамара Самсонова: Конечно, остался! И не обязательно в бою погибать. Когда боец идет под огонь, он верит, что пуля пролетит мимо, а осколок вопьется в землю. Ведь большинство осколков попадает в землю.

Сережа: Ты говори ясней.

Тамара Самсонова: Завтра на плацдарм идет пополнение. Ночью будут переправляться. Давайте махнем туда. Я договорилась с одним лейтенантом. Дадим концерт.

Сережа: Там без нас будет концерт, на плацдарме-то.

Тамара Самсонова: Не поняли Ты меня. Ты знаешь, что с человеком бывает после боя? Радостная усталость? Ерунда! Человек опустошается. И эта пустота давит на него. Ему ничто не помогает, кроме искусства. Вот если станцевать им!

Сережа: Ты с ума сошла! Там земля наполовину железная!

Тамара Самсонова: Люди тоже наполовину железные, - но они все же люди! И защищать Родину они могут, только оставаясь людьми. Ты боишься, что ли?

Сережа: Что?

Тамара Самсонова: Если ты против, я пойду одна. В конце концов, мне бойцы подпоют.

Сережа: Ладно. Пойду с тобой.

Сцена 7 Финал

Идет репетиция станок

Миша:  Где Тамара?

Саша: Не знаем. (На сцену выходит Кирилл  )

Миша: Тамара пропала!

Сережа: Знаю.

Миша:  Вы знаете, где она?

Рита: Она жива?

Сережа: Жива.

Миша:  Где же она?

Кирилл: Она в Ленинграде. В госпитале. Ранена Тамара. На переправе. Возвращались с плацдарма, и тут ее. миной.

Миша: Какой плацдарм? Какая мина? Вы там были?

Сережа: Был.

Миша:   Зачем?

На заднем плане Тамара Самсонова танцует под «Смуглянку»

Сережа: В этом вывернутом наизнанку мире Тамара возникла как видение. Оттого, что на мертвой земле распустился такой цветок жизни, война сбилась с толку. Даже фашисты притихли.

Те, кто должен был стрелять, не стреляли. Стволы автоматов и орудий молчали. Ах, Тамара, Тамара! Она не просто танцевала на маленькой площадке, она бросала вызов войне. Сотни родных и чужих глаз смотрели на нее. Не было на этом пятачке ни одной живой травинки, деревца, по всему плацдарму огненным валом прошла смерть, но была она - танцующая пионерка, балерина политотдела.

Она стала символом неистребимой жизни, во имя которой стоило держать этот пятачок и не отступать.

"Пляска смерти" - так назвал этот танец немцы.

"Пляска жизни" - назвали ее танец наши бойцы.

Дима: Более 3 тыс. выступлений провёл пионерский ансамбль под руководством Обранта на линии фронта.

Настя: В День Победы под грохот салюта эти ребята танцевали на Дворцовой площади, словно смерть отступила перед лицом юности и танца.

Миша:   70 «кружковцев» Дворца пионеров были награждены медалями «За оборону Ленинграда»,

Диана: Участники танцевального ансамбля получили боевые награды - ордена Красной Звезды.


Ссылка на спектакль https://www.youtube.com/watch?v=9cJ4e9-Z4-k


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.