Календарно-тематическое планирование театрального объединения

2
0
Материал опубликован 15 September 2017
 

Пояснительная записка

Объединение «Феникс»

Педагог дополнительного
образование Воложенинова Е.С.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе объединения «Феникс» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, то есть создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Объединение «Феникс» - это совершенно иная форма организации внеурочной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

В объединении внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий педагог осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.

Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности воспитанника.

Театральное объединение «Феникс» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую педагог включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие объединения всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера в о взаимодействии.

2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих, является создание среды, основная цель которой, помочь детям окунуться в мир сказки и добра, что положительно повлияет на миропонимание и мироощущение. Так же особенностью программы является то, что организация всего творческого процесса ведется одним педагогом-режиссёром, который должен уметь преподавать некоторые театральные предметы (актёрское мастерство, ритмопластику и др.).

Календарно-тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теор.

Практ

1 Раздел «Вводное занятие»

1

Знакомство с театральным объединением. ТБ.
Игры на знакомство
«Здравствуй, друг»

2

1

1

 

2 Раздел «История театра. Театр как вид искусства»

2

Эволюция театра. Театр в России.

2

2

   

3

Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.

4

3

1

 

4

Народные истоки театрального искусства славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски, игры, празднества).

4

1

3

 

5

Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.

2

1

1

 

6

Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром.

2

1

1

 

7

Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».

3

2

1

 

8

Знакомство с произведениями великих драматургов мира. Выдающиеся театральные деятели и актеры.

2

1

1

 

9

Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления.

3

1

2

 

10

Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

3

1

2

 

3 Раздел «Основы театральной культуры»

11

Элементарные сведения о сценическом действии и практическое знакомство с его элементами.

2

1

1

 

12

Жест, мимика, движение.

8

3

5

 

13

Актерское мастерство на развитие памяти. Чтение наизусть стихотворений, отрывков из художественных произведений.

2

1

1

 

14

Практическое занятие на развитие внимания.

2

1

1

 

15

Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером.

3

2

1

 

16

Технология общения в процессе взаимодействия людей.

2

1

1

 

17

Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений).

2

 

2

 

18

Нормы общения и поведения.

2

1

1

 

19

Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации

1

 

1

 

20

Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения

1

 

1

 

21

Искусство диалога

2

2

   

22

Интонация, настроение, характер персонажа

4

2

2

 

23

Театральная сцена

2

1

1

 

24

Творческое взаимодействие с партнером.

3

1

2

 

25

Творческое действие в условиях сценического вымысла.

2

 

2

 

4 Раздел «Сценическая речь»

26

«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.

2

2

   

27

Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы.

2

2

   

28

Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

2

1

1

 

29

Артикуляционная гимнастика.

1

 

1

 

30

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

3

 

3

 

31

Совершенствование навыка развития речевого аппарата. Дыхание, самомассаж, дикция.

3

1

2

 

32

«Основы практической работы над голосом».

4

1

3

 

33

Творческие занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.

3

 

3

 

34

Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса, тембра, дикции.

3

 

3

 

35

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

2

 

2

 

5 Раздел «Ритмопластика»

36

Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами.

Пластическая выразительность актера.

4

2

2

 

37

Упражнения на развитие жестикуляции рук и пластики тела. Невербальные символы.

3

2

1

 

38

Этюды на движение. Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”.

3

1

2

 

39

Совершенствование осанки и походки.

2

1

1

 

40

Упражнения на развитие пластики. «Скульптор». Упражнения на передачу реакции человеческого тела на разные погодные условия «Краски времен года».

1

 

1

 

41

Упражнение на развитие пластики «Сад», «Если бы я был»

1

 

1

 

42

Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”

2

1

1

 

43

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

1

 

1

 

44

Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? Почему?

2

1

1

 

45

Упражнение на развитие пластики. Пластилиновые упражнения. Упражнения на развитие жестикуляции. Игра в жесты.

2

 

2

 

46

Танцевальная импровизация.

2

 

2

 

6 Раздел «Работа над пьесой»

47

Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

2

2

   

48

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

2

1,5

0,5

 

49

Работа в коллективе. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним.

3

2

1

 

50

Распределение ролей. Чтение по ролям.

2

0,5

1,5

 

51

Репетиционные занятия по технике речи, движениям.

2

 

2

 

52

Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

2

1

1

 

53

Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации

4

1

3

 

54

Репетиционные занятия по технике речи, движения.

5

 

5

 

7 Раздел «Мероприятия и психологические практикумы»

55

Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

4

 

4

 

56

«Творческий капустник»

2

 

2

 

57

«Все мы актеры!»

2

 

2

 

Итоговое занятие

58

Викторина по разделам программы за весь учебный год.
Подведение итогов за прошедший год.

1

 

1

 


 

2 год обучения

Тема

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теор.

Практ

1 Раздел «Вводное занятие»

1

Театрализованная игра
«Здравствуй, друг» ТБ. ПБ.
Мероприятие «Как я провел лето!»

3

1

2

 

2 Раздел «История театра. Театр как вид искусства»

2

Страницы истории театра: театр Древнего Востока.
Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр.

2

1

1

 

3

Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в храмах Древнего Востока.

2

1

1

 

4

Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя.

2

1

1

 

5

Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.

2

1

1

 

6

Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Взаимосвязь театра с другими видами искусства.

3

2

2

 

7

Закрепление представлений и зрительского опыта воспитанников. Практическая работа по составлению произведений различных видов искусства.

2

 

2

 

8

«Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Театральный этикет)

3

1

2

 

9

Пантомимический этюд.

3

1

2

 

3 Раздел «Основы театральной культуры»

10

Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия.

4

1

3

 

11

Параллельная работа над несколькими ролями каждого воспитанника как средство активизации овладения техникой действий.

2

 

2

 

12

Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда (парного).

2

 

2

 

13

Искусство диалога.

3

1

2

 

14

Интонация, настроение, характер персонажа.

4

2

2

 

15

Выразительность бессловесного поведения человека.
Вхождение в образ.

3

1

2

 

16

Распределение ролей. Чтение по ролям. Импровизация сказки.
Анализ инсценировки.

5

1

4

 

17

Ремарка: суть, смысл, назначение

3

1

2

 

18

Многообразие стилистики сценического монолога:
монолог - исповедь,
монолог - мечта,
монолог - признание,
монолог - вызов,
монолог - осуждение,
монолог - раскаяние,
монолог - призыв,
монолог - клевета,
монолог - размышление наедине с самим собой.

5

2

3

 

19

Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.

2

1

1

 

20

Эстетическое оформление инсценировки

2

1

1

 

21

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

3

3

   

4 Раздел «Сценическая речь»

22

Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста.

Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона.

3

1

2

 

23

Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Особенности исполнения лирики.

3

1

2

 

24

Словесные воздействия. Их классификация. Текст и подтекст литературного произведения.

2

1

1

 

25

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

4

1

3

 

26

Игры по развитию языковой догадки.

2

 

2

 

27

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

2

2

1

 

28

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

4

2

2

 

29

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

3

 

3

 

30

Игры со словами, развивающие связную образную речь.

2

 

2

 

5 Раздел «Ритмопластика» 19/5/14

31

Сценическая акробатика, универсальная разминка, Танцевальные композиции.

3

1

3

 

32

Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами.

2

 

2

 

33

Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений.

3

1

2

 

34

Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

3

1

2

 

35

Совершенствование осанки и походки.

3

1

2

 

36

Образ героя. Характер и отбор действий.

4

1

3

 

6 Раздел «Работа над пьесой»

37

Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

3

2

1

 

38

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

3

1

2

 

39

Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

3

2

1

 

40

Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

2

2

   

41

Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.
Выразительное чтение по ролям.
Определение сквозного действия роли.

5

2

3

 
 

Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

1

 

1

 
 

Соединение сцен, эпизодов.

2

 

2

 
 

Репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией.

2

 

2

 
 

Репетиции в костюмах. Репетиции с музыкальным и световым оформлением.

3

 

3

 
 

Генеральная репетиция.

1

 

1

 

7 Раздел «Мероприятия и психологические практикумы» 12/-/12

 

Показ спектакля для школьников

3

 

3

 
 

«Театральный капустник»

3

 

3

 
 

«Мы такие разные!»

3

 

3

 
 

Мероприятие «Вот такие мы актеры!»

3

 

3

 

Итоговое занятие. 1/-/1

 

Викторина по разделам программы. Подведение итогов за прошедший год.

1

 

1

 


 

3 год обучения

Тема

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теор.

Практ

1 Раздел «Вводное занятие»

1

Мини-конференция. «Театр , где играют дети»

3

1

2

 

2 Раздел «История театра. Театр как вид искусства»

 

Знакомство с искусством средневековой Европы. Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных развлекателей».

4

2

2

 
 

Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных театрализованных празднествах.

3

2

1

 
 

Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель – Симеон Полоцкий. Современные школьные театры.

3

2

1

 
 

Изучение русской драматургии. Знакомство с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова, В.Каратыгина, Н. Островского и других драматургов.

4

2

2

 
 

Заочная экскурсия по современным театрам.

5

2

3

 

3 раздел «Основы театральной культуры»

 

Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий. Знакомство с логикой межличностного общения.

4

1

3

 
 

Этюды на удерживание настойчивости.

2

 

2

 
 

Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий.

2

1

1

 
 

Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.

3

1

2

 
 

Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя).

4

1

3

 
 

Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один...»

2

 

2

 
 

Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

1

 

1

 
 

Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером. Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.

3

1

2

 
 

Упражнения на коллективную согласованность действий. Этюды на выразительность подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения делом. «Большое зеркало».

5

1

4

 
 

Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Выполнение этюдов, упражнений - тренингов.

3

1

2

 
 

Мизансцены спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

2

1

1

 
 

Выполнение этюдов, упражнений - тренингов. Анализ работы своей и товарищей.

3

1

2

 
 

Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

4

2

3

 
 

Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером.

2

1

1

 
 

Закрепление представлений и зрительского опыта. Практическая работа по составлению произведений различных видов искусства.

4

2

2

 
 

«Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Театральный этикет)

3

2

2

 

4 раздел «Сценическая речь» 36/14/22

 

Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.

2

1

1

 
 

Самостоятельная режиссерская работа с товарищами. Умение выстроить постановочную часть выступления.

4

2

2

 
 

Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера».

4

2

2

 
 

Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью».

1

 

1

 
 

Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан».

2

 

2

 
 

Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.

2

1

1

 
 

Многообразие групповых форм выступления.

3

1

2

 
 

Создание композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев.

3

1

2

 
 

Соединение различных по содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.

3

1

2

 
 

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

3

2

1

 
 

Игры по развитию языковой догадки.

3

1

2

 
 

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

3

1

2

 
 

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

3

1

2

 

5 раздел «Ритмопластика»

 

Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами.

4

2

2

 
 

Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.

3

1

2

 
 

Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Виды и сюжеты танцев. Особенности их движений.

8

3

5

 
 

Элементы современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

4

1

3

 
 

Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку.

4

1

3

 
 

Упражнения на вокально-двигательную координацию.

3

1

2

 
 

Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног.

5

2

3

 
 

Сценическая акробатика, универсальная разминка. Танцевальные композиции.

4

2

2

 
 

Развитие психофизического аппарата. Пластическая выразительность актера.

 

2

2

 

6 раздел «Работа над пьесой»

 

Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.

3

2

1

 
 

Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы и характер героев.

5

2

3

 
 

Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.

3

1

2

 
 

Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.

1

2

1

 
 

Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.

2

2

1

 
 

Работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.

5

2

3

 
 

Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.

2

1

1

 
 

Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

2

2

1

 
 

Соединение сцен, эпизодов.

4

 

4

 
 

Репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией.

4

 

4

 
 

Репетиции в костюмах.

1

 

1

 
 

Репетиции с музыкальным и световым оформлением.

2

 

2

 
 

Сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств.

3

 

3

 
 

Генеральная репетиция.

1

 

1

 

7 раздел «Мероприятия и психологические практикумы»

 

Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

5

2

3

 
 

Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Оформление стенгазеты
«В мире театра».

4

2

2

 
 

«Дневник настроения»

3

 

3

 
 

«Горячие ладошки»

3

 

3

 
 

«Театр глазами детей»

4

2

2

 
 

«Творческий капустник»

3

 

3

 
 

«Яркие эмоции»

3

 

3

 

Итоговое занятие.

 

Подведение итогов 3 года обучения. Творческий экзамен

3

2

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.