Сценарий творческого школьного мероприятия «Музыкально-творческая летняя смена для дошкольников "ДоМиСолька" в музыкальной школе»
Управление культуры Исполнительного комитета г.Казани
МБУДО «Детская музыкальная школа №8» г.Казани
Сценарий творческого школьного мероприятия «Музыкально-творческая летняя смена для дошкольников «ДоМиСолька».
Авторы: преподаватель фортепианного отделения
Таушева Ксения Анатольевна,
преподаватель струнного отделения
Афандеева Людмила Михайловна,
преподаватель хорового отделения
Кожевникова Дарья Сергеевна.
Республика Татарстан.
Казань, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка - - 3
Сценарий «Музыкально-творческой
летней смены для дошкольников «ДоМиСолька».
Ознакомительное занятие на фортепианном отделении. - 6
Сценарий «Музыкально-творческой
летней смены для дошкольников «ДоМиСолька».
Знакомство с музыкальным инструментом- скрипкой. -20
Сценарий одного дня музыкально-творческой
летней смены для дошкольников «ДоМиСолька»
Ознакомительное занятие на хоровом отделении. - 32
Дидактический материал,
список использованной литературы - 45
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В конце каждого учебного года детские музыкальные школы объявляют прием учащихся в 1 класс. В вопросе привлечения целенаправленного контингента, музыкально способных детей, коллеги всех школ дополнительного образования проводят большую работу. Оригинальным решением в данного вопроса является создание программы, которая даёт возможность выявить музыкально способных детей, и подготовить потенциальных учащихся школы к вступительным прослушиваниям. Преподавателями нашей школы, МБУДО «ДМШ №8» г.Казани было принято решение о необходимости создания на базе ДМШ № 8 детского музыкального лагеря для дошкольников. Был разработан и реализован проект «Музыкально-творческая летняя смена для дошкольников «ДоМиСолька». Этот проект позволил найти решение актуальных проблем, которые волнуют и преподавателей, и родителей, и детей при поступлении в музыкальную школу. Также подобная практика и данная программа проекта пригодится коллегам других музыкальных учреждений.
Не секрет, что вопрос выбора специальности при поступлении в музыкальную школу остро стоит практически перед каждым ребенком и его родителем. Данная программа помогает в решении этой проблемы. В процессе посещения музыкально-творческой смены происходит знакомство детей с различными направлениями и специальностями, которые существуют в музыкальной школе. Дети посещают музыкальные занятия в непринужденной творческой обстановке, происходит знакомство и интерактивное взаимодействие детей с преподавателями, погружаются в атмосферу музыкальной школы и на выходе имеют точное представление о том, на каком отделении они бы хотели обучаться и на каком инструменте они хотели бы играть.
Кроме того, что дети и родители могут решить проблему выбора отделения и инструмента, преподаватели, организующие данную смену, могут комплексно и профессионально оценить музыкальные способности и предрасположенности будущих учащихся, и дать профессиональные рекомендации для выбора направления в обучении. Это дает возможность и родителям, и педагогам быть уверенными в эффективности дальнейшего обучения в музыкальной школе. Ведь если выбор специальности сделан правильно, то обучение будет проходить легко и с удовольствием.
Реализация проекта происходит на протяжении первой летней недели. Дети, в возрасте 5-6 лет, ежедневно посещают музыкальные занятия разных специальностей. Это специальности струнного отделения, отделения специального фортепиано, отделение хорового пения, духового и народного отделения. Программа каждого дня рассчитана на 1,5 – 2 часа. На протяжении этого времени преподаватели данных отделений знакомят ребят с инструментами своей специальности. Хочется отметить, что каждому отделению присуща своя творческая атмосфера. Для того, чтобы участники смены могли погрузиться в нее, преподаватели приняли решение о том, что целесообразнее знакомить детей с одним отделением в день. В понедельник знакомство со струнными инструментами, во вторник – с роялем, в среду погружаются в атмосферу хорового пения, в четверг знакомятся с инструментами духового отделения и пятницу – с народными инструментами.
Занятия проходят в музыкально-игровой форме, что более всего соответствует возрасту детей. Были разработаны сценарии, включающие в себя максимально разнообразные формы преподнесения музыкального материала. Они включили в себя двигательно-ритмические упражнения, сценические действия с использованием разных вспомогательных средств выразительности, работу с детскими музыкальными инструментами шумового оркестра, и работу с фонограммами. Все это помогло преподавателям сделать занятия максимально увлекательными и интересными и достигнуть поставленных целей.
Цели:
- Привлечь творчески способных и одаренных детей в музыкальную школу.
Задачи:
- Мотивировать и заинтересовать участников смены в обучении музыкальному искусству.
- В процессе занятий выявить ярко выраженные способности и творческий потенциал к обучению на определенном музыкальном инструменте (скрипка, виолончель, фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, домра, блокфлейта, ударные) или пению.
- Дать рекомендации родителям и детям для обучения на конкретном направлении в музыкальной школе.
- Научить детей первоначальным музыкальным навыкам по каждому направлению.
- Провести ознакомительное занятие в творческой и эмоционально комфортной атмосфере лагеря.
В данной методической работе представлены сценарии преподавателей хорового отделения, отделения специального фортепиано и струнного отделения.
Сценарий «Музыкально-творческой летней смены для дошкольников «ДоМиСолька». Ознакомительное занятие на фортепианном отделении».
Проводят:
Преподаватели фортепианного отделения.
Используемый материал:
Шумовые инструменты (треугольник, бубны, маракасы, барабаны, ложки). Фортепиано или рояль. Карточки с изображениями музыкальных инструментов. Подарки детям. Домик или палатка для игры теремок.
Используемая литература:
П. Чайковский «Детский альбом».
М. Андреева «Ехали медведи»
Г. Эрнесакс «Едет, едет паровоз»
А. Жилинскис «Мыши»
С. Слонимский «Лягушки»
Е. Тиличеева «Лиса»
Е. Тиличеева «Зайчики»
Т. Ломова «Волк»
М. Раухвергер «Мишка»
Т. Попатенко «Теремок»
Методические рекомендации:
В течении двух часов ежедневно с детьми занимаются педагоги с целью выявления способностей, необходимых для овладения музыкальным инструментом – фортепиано.
Каждый этап работы проводят разные преподаватели.
Количество участников смены «ДоМиСолька» на фортепианном отделе зависит от количества педагогов на отделе, в связи с тем, что на четвёртом этапе работы участники смены расходятся по педагогам отдела для разучивания пьес на фортепиано, численностью не более 3-х человек на каждого педагога.
Первый этап.
Знакомство. На этом этапе педагог определяет кругозор и общее развитие ребёнка, его познавательный и творческий интерес. Дети и педагоги, все знакомятся.
Дети проходят в зал, где на сцене стоит рояль. Дети рассаживаются в зале.
ведущая-Здравствуйте, дети! Рада приветствовать сегодня в нашей школе. Давайте для начала познакомимся. Предлагаю каждому из вас выйти, назвать своё имя и рассказать о своих увлечениях, чем любите заниматься.
Каждый ребенок рассказывает немного о себе, о своих увлечениях. После представляются все присутствующие педагоги.
ведущая-Скажите, пожалуйста, дети, кто-нибудь из вас знает, чем занимаются в музыкальной школе?
Дети отвечают.
ведушая: -В музыкальную школу приходят, чтобы научиться музыкальному искусству, научиться играть на музыкальном инструменте. Какие музыкальные инструменты вы уже знаете?
Дети отвечают.
ведущая: - Музыкальных инструментов очень много. В нашей музыкальной школе вы можете научиться играть на …. давайте угадаем: (показывает разноцветные картинки, а дети должны угадать какой инструмент изображён на картинке) фортепиано, скрипке, виолончели, домре, балалайке, баяне, аккордеоне, гитаре, флейте, кларнете, саксофоне, ударной установке, валторне, трубе, и петь в хоре или сольно. А ещё в музыкальной школе есть такие интересные предметы, как Слушание музыки или Музыкальная литература, где ученики слушают музыку и знакомятся с композиторами. А кто такой композитор?
Дети отвечают.
Ведущая: - Композитор сочиняет музыку, которую можно исполнить на одном или нескольких музыкальных инструментах. Знаете ли вы, что когда одновременно играет много разных инструментов – это называется оркестр? ….Еще все ученики в музыкальной школе занимаются сольфеджио, где изучают ноты, длительности, интервалы и аккорды, и много всего интересного. И если, вы придёте к нам учиться, то все эти замысловатые для вас слова, станут понятными. А сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с фортепиано. Как называется инструмент, который стоит на сцене?
Дети отвечают.
Ведущая: -Совершенно верно! Это рояль! Это королевское фортепиано. Слово фортепиано состоит из двух слов Форте – это громко и Пиано – это тихо. Давайте скажем вместе форте (дети повторяют громко вместе с педагогом слово форте), а теперь пиано (дети повторяют тихо вместе с педагогом - пиано). Я предлагаю вам всем подняться на сцену и подойти к роялю.
Ведущая: -Посмотрите, рояль стоит на трех ногах и имеет впереди три красивые блестящие педали. (заглядываем вниз)
Открываем крышку рояля и показываем струны.
Ведущая: -Под струнами находятся молоточки, которые ударяют по струнам, струна вибрирует, и мы слышим звук. А теперь посмотрим на клавиатуру, здесь мы видим клавиши. Какого они цвета?
Дети отвечают.
Ведущая: - по очереди подходите к инструменту и нажимайте на три или две черные клавиши. Заметили ли вы, что в разных местах инструмента клавиши звучат по-разному? (педагог садится за инструмент) Справа от меня находятся высокие звуки, а слева – низкие. Девочки нажмите на клавиатуре высокие звуки (девочки поочередно подходят к инструменту и нажимают чёрные клавиши в высоком регистре). Мальчики нажмите на клавиатуре низкие звуки (мальчики поочередно подходят к инструменту и нажимают чёрные клавиши в нижнем регистре).
Второй этап.
На следующем этапе преподаватель разговаривает с детьми о музыке: где она нас сопровождает, какая бывает по характеру и по темпу. На этом этапе определяется эмоциональный отклик ребёнка на музыку, умение выражать свои чувства и мысли, а также чувство ритма.
Ведущая: -Пожалуйста, присаживайтесь на свои места в зал. Мы будем слушать музыку. Но для начала вы должны мне сказать, какая бывает музыка.
Озвучиваем вместе с детьми разный характер и настроение музыки: весёлая, грустная, задумчивая, энергичная, спокойная, радостная.
Ведущая: -И темп у музыки тоже бывает разный: быстрый, медленный, умеренный. А ещё, музыка умеет изображать, т.е. рисовать звуками картины. Давайте послушаем.
После чего один из преподавателей на рояле исполняет детям произведения из «Детского альбома» П.Чайковского, а другой преподаватель вместе с детьми описывают музыку словами (ее характер, темп, настроение, образное содержание).
Звучит пьеса «Игра в лошадки».
Ведущий: - Кто-то из вас услышал, какой темп и характер у этой музыки? Она быстрая, стремительная, энергичная, весёлая. А что изображает эта музыка? (Дети высказывают свои предположения). Мы ещё раз послушаем, и вы под музыку попробуете изобразить, то, что вам хочется.
Дети двигаются под музыку.
Ведущая: -Отлично у вас получилось! А теперь мы снова присядем и послушаем другое произведение.
Звучит Вальс из Детского альбома П. Чайковского. Снова дети вместе с педагогом описывают характер, настроение музыки, а потом двигаются под музыку. Определяют, что это танцевальный жанр. А значит, под музыку можно ещё танцевать.
Следующее произведение из Детского альбома П. Чайковского «Старинная французская песенка». Снова повторяем все действия. Описываем характер, темп, настроение. Предлагаем детям самим угадать, что можно делать под эту музыку. И если у них не получается, то подсказываем – петь. Говорим в заключении, что под музыку можно не только танцевать, но и петь.
Ведущая: -Мы с вами уже определили, что под музыку можно танцевать, можно петь, а что ещё можно делать под музыку?
Дети отвечают: - маршировать.
Ведущая: - Я предлагаю вам сейчас маршировать под музыку.
Звучит «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома.
Третий этап.
Раздаем детям шумовые музыкальные инструменты (треугольник, бубны, маракасы, барабаны, ложки, трещётки) и под исполняемую музыку просим подыграть на шумовых инструментах. На этом этапе выявляется метроритмический и творческий потенциал каждого ребёнка.
Дети выбирают себе шумовые инструменты. Педагог исполняет на фортепиано произведения из Детского альбома П.Чайковского «Полька», «Нянина сказка», «Мазурка». Под каждое произведение дети произвольно аккомпанируют на шумовых музыкальных инструментах. После каждого произведения меняются инструментами.
Четвертый этап.
Учимся находить на клавиатуре ноты: До, Ми, Соль. Разучиваем две простые мелодии на фортепиано. В заключении этого этапа, проводим конкурс на лучшее исполнения пьесы на рояле. Конкурс проходит в зале на сцене. Детей нужно научить кланяться перед и после исполнения музыкального произведения. На этом этапе выявляются различные виды памяти: слуховая, двигательная, зрительная. Способность быстро запомнить и воспроизвести на фортепиано несложные мелодии.
Ведущая: - Я снова вас приглашаю на сцену, мы будем ближе знакомиться с роялем. (Дети подходят к инструменту) В музыке есть семь нот. Я вам их сейчас сыграю и спою, а потом мы с вами повторим.
Педагог поёт все ноты первой октавы, затем дети повторяют их вместе с педагогом.
Ведущая: - Посмотрите внимательно, вот здесь снизу от двух черных клавиш находится нота До. Есть ли еще где-то на клавиатуре нота До?
Дети поочерёдно находят на клавиатуре все ноты До.
Ведущая: - Сейчас мы выучим на рояле две песенки. Сначала голосом со словами, и с хлопками (хлопки озвучивают музыкальный ритм мелодии песенки). А потом вы сами научитесь их исполнять на фортепиано.
Педагог играет на рояле мелодию и поёт. Затем разучивает слова, мелодию голосом и ритм хлопками.
Разучиваем пьесу «Ехали медведи». Работа повторяется: сначала педагог играет и поёт. Потом разучивает с детьми слова, мелодию голосом и ритм хлопками.
З атем дети расходятся по кабинетам с преподавателями по одному или два человека (преподаватель и ученик, или преподаватель и два ученика). С преподавателем в классе дети разучивают две песенки на фортепиано. Через 15 минут все собираются в зале и проводится конкурс на лучшее исполнение этих пьес. При этом ребёнок может исполнить, как одну из них, так и обе песенки. Каждый ребёнок получает приз за своё первое исполнение на сцене. У нас это были маленькие книжки с творческими заданиями.
Пятый этап.
На этом этапе выявляются способности запоминать музыкальные отрывки и ассоциативное мышление. Подвижная игра в конце занятия даёт детям эмоциональную разрядку раскрепощает и высвобождает творческий потенциал.
Ставим сказку «Теремок». Вспоминаем сказку теремок, какие персонажи участвуют в этой сказке. Для игры выбираются «звери» – Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Зайка-побегайка, Медведь. Для каждого персонажа педагог играет на фортепиано характерную музыку, дети должны запомнить какая музыка для какого персонажа. Когда звучит музыка одного из персонажей в сказке, значит в это время его выход. Каждый участник самостоятельно должен услышать и узнать музыку своего персонажа, под которую он выходит на сцену.
Ниже представлены музыкальные произведения, которые можно использовать для озвучивания персонажей. Но это на усмотрение педагога.
С детьми повторяем слова, которые говорит каждый персонаж чтобы попасть в теремок: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?». Ставим небольшую палатку или домик.
Каждый ребёнок выбирает себе роль, или несколько детей выбирают одну роль, если ролей не хватает.
Один из преподавателей озвучивает сказку, поет под музыку песню:
Но не допевает до конца, в это время другой преподаватель играет на фортепиано музыку характерную для персонажа. Звучит музыка Мышки. Дети, услышав музыку определяют сами какому персонажу выходить. Если ребенок, который играет этого персонажа не узнаёт музыку, другие помогают. Мышка подбегает к домику и говорит слова «Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?».
Ведущий: - Никого в теремке нет. Зашла мышка в теремок и стала там жить-поживать.
Затем ведущий снова поёт мелодию Теремок. Звучит мелодия лягушки. Лягушка бежит к теремочку, и спрашивает: «Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?».
В ответ мышка: «Я мышка-норушка».
Лягушка: «Пусти меня в теремок жить»
Мышка: «Заходи».
Затем ведущий снова поёт мелодию Теремок. Звучит мелодия лисички. Лисичка бежит к теремку и говорит ««Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?».
В ответ мышка: «Я мышка-норушка».
Лягушка: «Я лягушка-квакушка»
Лиса: «Пустите меня в теремок жить»
Мышка и лягушка «Заходи».
Ведущий снова поёт мелодию Теремок. Звучит мелодия зайчика. Зайчик бежит к теремку и говорит ««Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?».
В ответ мышка: «Я мышка-норушка».
Лягушка: «Я лягушка-квакушка»
Лиса: «Я лисичка-сестричка»
Зайчик: «Пустите меня в теремок жить»
Мышка, лиса и лягушка «Заходи».
Ведущий поёт Теремок. Звучит мелодия волка. Волк бежит к теремку и говорит ««Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?».
В ответ мышка: «Я мышка-норушка».
Лягушка: «Я лягушка-квакушка»
Лиса: «Я лисичка-сестричка»
Зайчик: «Я зайчик-побегайчик»
Волк: «Пустите меня в теремок жить»
Мышка, лиса, зайка и лягушка «Заходи».
Ведущий поёт Теремок. Звучит мелодия медведя. Медведь идёт к теремку и говорит ««Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?».
В ответ мышка: «Я мышка-норушка».
Лягушка: «Я лягушка-квакушка»
Лиса: «Я лисичка-сестричка»
Зайчик: «Я зайчик-побегайчик»
Волк: «Я волчок-серый бочок»
Медведь: «Пустите меня в теремок жить»
Мышка, лиса, зайка, волк и лягушка «Заходи».
Ведущий: Медведь навалился на теремок, а теремок под ним развалился.
Все персонажи и ведущий: «Будем строить новый дом!»
Далее происходит рефлексия.
Ведущий: -Дорогие ребята, на этом наша встреча подошла к концу. Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось на сегодняшнем занятии?
Дети совместно с педагогами обсуждают запомнившиеся моменты.
Ведущий: - Мы ждём вас завтра, чтобы познакомить с другими музыкальными инструментами. Вас ждут новые интересные творческие задания. Приходите осенью в музыкальную школу учиться.
Подведение итогов.
По окончании мероприятия коллектив фортепианного отделения представляет характеристику на каждого участника смены и свои рекомендации, которые передаются руководству школы. В дальнейшем, по итогам проведения всей лагерной смены, родителям даются рекомендации по обучению в музыкальной школе.
Сценарий творческого школьного мероприятия «Музыкально-творческая летняя смена для дошкольников «ДоМиСолька».
Знакомство с музыкальным инструментом- скрипкой.
Проводят:
Преподаватели струнного отделения.
Используемый материал:
Несколько скрипок размером 1/8, 1/4. Шумовые инструменты: треугольники, шейкеры, металлофоны, бубны.
Музыкальный материал:
В связи с тем, что на начальном этапе обучение игре на скрипке проходит по открытым струнам, музыкальный материал для данного сценария основан на коротких песенках на нотах, соответствующих открытым струнам. Это струны ми, ля, ре и соль. Песенки поются и исполняются на скрипке на одной ноте четвертными длительностями.
Мышонок.
Лягушонок.
Репка.
Мишка.
(Слова Т. Шевцовой.)
В. Моцарт Аллегретто.
Русская народная песня «Как под горкой».
Чешский народный танец Словацкая полька.
Загадки про музыкальные инструменты.
Методические рекомендации:
Не секрет, что вопрос постановки рук скрипача – это сложный, очень постепенный процесс. Невозможно научить ребенка вот так «с ходу» овладеть техникой профессиональной постановки.
Цель данного мероприятия познакомить детей с музыкальным инструментом – скрипкой, прислушаться к звучанию инструмента, почувствовать его в своих руках. Все это дает каждому ребенку реальное представление об инструменте, позволяет понять- нравится ему данный инструмент или нет. В то же время данный формат ознакомительного занятия, позволит и учителю составить представление о присутствующих на уроке детях. Поможет выявить тех детей, которые обладают выраженными способностями для обучения именно на скрипке. Это особые слуховые данные, умение координировать различные движения, интеллектуальные способности, физические данные детей.
Рекомендуемое количество присутствующих на занятии детей- 5-6 человек. Рекомендуемое количество преподавателей- не менее двух человек. Один из них выступает в роли ведущего, второй- помогает с организацией занятия. Если на музыкальной смене присутствует большее количество детей, рекомендуется разделить их на группы не более 6 человек и проводить занятия по данному сценарию параллельно в разных музыкальных аудиториях.
Данный урок включает в себя вступительную, основную и заключительную части.
Вступительная часть
Во вступительной части происходит знакомство между детьми и учителями, а также общее знакомство с инструментом. В данной части урока происходит коммуникация, в ходе которой учитель может оценить коммуникабельность детей, их эрудированность, отзывчивость на музыку.
Ребята заходят в класс, ведущая предлагает им располагаться на стульчиках.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас! Скажите пожалуйста, а знаете ли вы, где мы с вами сейчас находимся?
Дети отвечают, что пришли в музыкальную школу.
Ведущая: Правильно ребята. Наверняка у каждого из вас есть много увлечений. А в музыкальной школе собираются детки, которые увлекаются музыкой. Они учатся играть на музыкальных инструментах, учатся выступать на сцене. Ребятки, а вы тоже любите музыку?
Между ведущим и детьми завязывается диалог и ведущий предлагает каждому ребенку назвать свое имя и рассказать о своих увлечениях. Происходит знакомство между детьми и педагогами.
Ведушая: Ребятки, скажите пожалуйста, а какие музыкальные инструменты вы уже знаете? Где видели их? Может быть вы с родителями любите посещать концерты?
Дети называют знакомые им музыкальные инструменты.
Ведущая: ребятки, у меня для вас есть несколько загадок, давайте их отгадаем?
Дети отвечают, и ведущая загадывает несколько загадок про музыкальные инструменты:
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль
Как зовут меня? ( Рояль)
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он может.
Ритм любой из разных стран
Кто же это? (Барабан)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет-
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян, голосистый наш (Баян)
Ведущая: А сегодня мы познакомимся вот с этим красивым инструментом.
Ведущая показывает скрипку, играет простую пьесу, например, русскую народную песню «Как под горкой, под горой», и задает вопрос о том, что это за инструмент.
Дети отгадывают скрипку.
Ведущая: ребята, вы верно отгадали, это действительно скрипка. А сейчас посмотрите на скрипочку внимательно и скажите на кого или на что она похожа?
Как правило, дети активно включаются в процесс подбора ассоциаций для инструмента, перечисляя различные варианты: это и виолончель, и гитара, и волшебная коробочка. Кому-то кажется, что скрипка похожа на какое-то животное. Завязывается активное обсуждение этих вариантов.
Но тут учитель предлагает свой вариант: ребята посмотрите на скрипочку еще раз и послушайте, как она поет. Играет легкую короткую мелодию. Например Аллегретто В. А. Моцарта. По-моему, она очень похожа на маленького красивого человечка. Ведь у нее есть и головка, и шейка, и плечики (именно так называются части скрипки). И голос у нее нежный, как у милого человечка.
Но у каждого человечка бывает разное настроение. Каждый может быть веселым, грустным, задумчивым, счастливым. Ребятки, а какое настроение бывает у вас?
Ребята предлагают разные варианты.
Ведущий: А теперь давайте узнаем, какое сегодня настроение у нашей скрипочки.
Учитель исполняет на скрипке веселую чешскую народную пьесу «Словацкая полька». Сегодня у нашей скрипочки веселое настроение, и она готова с вами познакомиться.
Основная часть
В основной части занятия каждый ребенок имеет возможность выучить и сыграть на скрипке простую песенку с помощью приема пиццикато, а также с помощью смычка, поучаствовать в детском шумовом оркестре.
В данной части занятия, у детей складывается реальное представление об инструменте скрипка. Каждый ребенок держит скрипку в своих руках, он прислушивается к ее звучанию, оценивает свои ощущения и впечатления от взаимодействия с инструментом. В свою очередь, учитель оценивает данные каждого ребенка относительно возможности дальнейшего обучения на скрипке- его физические данные, координацию движений, умение приспособиться к данному инструменту.
Основная часть состоит из трех разделов. Первый раздел- знакомство со скрипкой, второй раздел- разминка, третий раздел- знакомство со смычком.
Знакомство со скрипкой.
Ведущая: Ребятки, сегодня каждый из вас попробует поиграть на инструменте. Но знает ли кто-то из вас ноты?
Как правило, в таком возрасте многие дети знают ноты. Они перечисляют названия нот, и учитель предлагает всем вместе спеть какую-либо попевку про ноты, например: До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Кошка села на такси
И поехала в буфет
Покупать себе конфет. (Слова народные).
Мелодия в данной попевке строится по звукам гаммы. Учитель, в ходе пропевания этой попевки, уже может услышать и оценить для себя некоторые слуховые данные детей.
Далее учитель объясняет детям, что каждая струна на скрипке –это тоже нота и предлагает послушать, как эти ноты звучат и услышать кого или что напоминает это звучание. Учитель приглашает одного из детей и предлагает пощипать ему самую тонкую струну ми. Все ребята слушают звучание и оценивают его характер. На кого похож звук струны ми? Какой он? Звук струны высокий и тонкий. Как правило дети угадывают в нем голос маленького животного-мышонка или маленькой птички.
Учитель предлагает детям выучить короткую песенку «Мышонок». Песенка поется ровными длительностями на ноте ми. Слова в песенке такие:
Ми-лый ма-лень-кий мы-шо-нок
♩ ♩ ♩ ♩ ♩ ♩ ♩ ♩
Нот-ку ми по-ет спро-со-нок. (Слова Т. Шевцовой)
♩ ♩ ♩ ♩ ♩ ♩ ♩ ♩
Полезно петь песенку с прохлопыванием на гласных звуках. Это помогает детям почувствовать ритм песенки, что необходимо для дальнейшего исполнения песенки на инструменте.
Затем учитель позволяет каждому ребенку сыграть песенку «Мышонок». Песенка исполняется на струне ми ровными четвертями приемом пиццикато.
Каждому ребенку по очереди, учитель помогает технологически верно поставить инструмент на плечо и обучает приему пиццикато (щипком).
В то время, как один ребенок играет на скрипке, остальные вместе с ним поют, либо играют на инструментах детского шумового оркестра. Можно использовать треугольник, металлофон, шейкеры. Так как на занятии присутствует не один преподаватель, а, как минимум, двое, второй преподаватель помогает детям выбрать инструменты, подходящие по звучанию к тонкому звуку и тембру струны ми.
Также, на усмотрение учителя, для более яркого и современного звучания песенки, можно использовать аккомпанемент к песенке в виде фонограммы, которую можно заранее подготовить. Хочется отметить, что в данном формате урока, когда работа ведется с несколькими детьми, использование фонограммы очень оправдано, т.к. дает возможность учителю контролировать процесс исполнения детьми пьесы, не отвлекаясь на исполнение аккомпанемента. Естественно, если на уроке присутствует концертмейстер, вопрос фонограммы отпадает. Функцию аккомпанемента берет на себя концертмейстер.
Далее по такому же принципу происходит знакомство детей с остальными струнами на скрипке. Учитель также предлагает оценить звучание других струн, услышать и охарактеризовать тембр и характер каждой струны, провести ассоциативный ряд относительно их звучания - на кого или на что похож звук струны ля, струны ре, струны соль.
Для исполнения на струне ля можно использовать песенку «Лягушонок». Для ре струны подойдет песенка «Репка». Для струны соль- песенка «Мишка». (Автор слов Т. Шевцова). В предлагаемых песенках используются двустишья ровными слогами. В словах каждого двустишья спрятано название соответствующей струны. На ми струне- милый маленький мышонок, на струне ля- это лягушонок, на ре-репка. Характер низкой струны соль хорошо слышен в песенке про мишку, который поет низко, как нота соль. Сначала выучиваются слова песенки, затем песенка пропевается на соответствующей ноте с прохлопыванием ритма и затем исполняется ровными длительностями по открытым струнам ля, ре, соль приемом пиццикато (щипком).
Каждому ребенку дается возможность сыграть каждую песенку на скрипке в качестве солиста. На усмотрение присутствующих на занятии преподавателей солистов может быть несколько. Педагоги помогают детям правильно взять скрипки и показывают, как правильно «щипать» струнки. Остальные детки аккомпанируют на инструментах шумового оркестра. Гармоническую поддержку обеспечивает концертмейстер или подготовленная заранее фонограмма. Получается очень красивое объемное, практически оркестровое звучание, которое не оставляет равнодушным ни одного ребенка.
Разминка.
Прежде чем дать возможность детям «познакомиться» со смычком, целесообразно провести небольшую разминку, чтобы немного переключить внимание детей и дать им отдохнуть. В качестве разминки можно использовать какие-то музыкально двигательные игры. Например, «Деревце».
Ведущая: Ребятки, вы все так здорово выступили! А теперь давайте немного отдохнем? Давайте представим, что каждый из вас превратился в красивое деревце. Ведь у каждого из вас, наверное, есть любимое дерево?
Ребята называют свои любимые деревья. Девочки часто представляют себя березкой, мальчики называют себя дубом, кленом.
Ведущая: а теперь представим, что наши ручки- это ветви, которые тянутся к солнышку. Поднимаем ручки вверх и тянемся к солнцу, вытягиваем спинки.
Дети тянутся руками вверх.
Ведущая: но вот солнышко спряталось и подул ветерок. Он стал колыхать листочки на дереве. Детки, листочки-это наши пальчики, давайте пошевелим пальчиками.
Дети разминают пальчики.
Ведущая: ребятки, ветер усилился и у деревца закачались веточки. Веточки- это наши ручки. Раскачиваем ручки!
Дети разминают ручки.
Ведущая: Ребятки, ветер стал еще сильнее, будто ураган, наше деревце испугалось и наклонилось вниз.
Ребята делают наклон вниз, чтобы расслабить спину.
Ведущая: ветер похулиганил и улетел, наше деревце снова красиво выпрямилось.
Детки поднимаются в исходное положение.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Знакомство со смычком.
Учитель показывает детям этот необычный предмет, рассказывает из каких частей он состоит- это трость, конский волос, колодка. Учитель объясняет и показывает детям как нужно правильно держать смычок. Смычок превращается в красивую карету, которая «ездит» по струнам, а каждый пальчик на смычке-это своеобразный персонаж, который несет свою функцию. Указательный пальчик- кучер, который управляет смычком, средние пальцы –король с королевой, которые сидят в карете, мизинец- слуга, который вынужден все время сгибаться и «прислуживать». Под смычком- каретой круглый большой пальчик, он похож на колесо. В данном разделе занятия, детям дается возможность попробовать поиграть смычком.
Смычок вкладывается в ручку каждого ребенка. С помощью учителя мы проводим смычком по струне, слушаем звук скрипки в исполнении arco (смычком). Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему песенку из ранее выученных, и теперь, с помощью учителя, исполняет ее смычком.
Конечно все основные движения ведения смычком по струне выполняются только с помощью учителя, т.к. ребенку сложно правильно удерживать скрипку, и координировать ведение смычка. Учитель буквально держит ручку ребенка в своей руке и направляет ее по нужной траектории. Тем не менее, скрипка лежит на плече ребенка, смычком извлекается скрипичный звук. Ребенок воображает себя скрипачом, солистом.
Заключительная часть
В заключительной части занятия происходит обсуждение полученных впечатлений от знакомства с инструментом и от занятия в целом. Учитель спрашивает, понравилась ли ребятам скрипка, ее звучание. Обсуждаются впечатления, полученные на занятии.
Ведущий: ребятки, наше занятие подходит к завершению. Понравилось ли вам играть на скрипочке? Чем вам запомнится наше сегодняшнее занятие?
Между преподавателями и детьми происходит диалог о том, что больше всего понравилось детям на занятии, что их заинтересовало, хотели бы они еще побывать на занятии.
Ведущий: ребята, нам пора прощаться, но завтра мы ждём вас снова. Приходите, и вы познакомитесь с другими музыкальными инструментами, а потом расскажете где вам понравилось больше всего! До свидания!
Подведение итогов
По окончании мероприятия, преподаватели струнного отделения собираются для обсуждения проведенного занятия. Они делятся впечатлениями, возникшими в процессе занятия о проявленных музыкальных способностях детей и составляют характеристику на каждого ребенка. В дальнейшем, по итогам проведения всей лагерной смены, родителям даются рекомендации по обучению в музыкальной школе.
Сценарий творческого школьного мероприятия «Музыкально-творческая летняя смена для дошкольников «ДоМиСолька». Ознакомительное занятие на хоровом отделении.
Проводят:
- 2 преподавателя хорового отдела
- концертмейстер.
Используемый материал:
- глобус малый
- шумовые инструменты (ложки, треугольники, бубенцы, бубны)
- цветные ленты
- листы для рисования, цветные карандаши
Музыкальный материал:
- М.Е. Белованова. Сборник «Азбука пения для самых маленьких». г.Ростов-на-Дону 2011г. Песни: Барабан, Эхо, Разговор на лугу, Зелёный, Красный, Жёлтый, Чёрный, Розовый, Сказка про Зайчика-крошку и нотки.
- Ж.Металлиди. «Чудеса в решете» песни для детей дошкольного возраста. Песни на стихи Ивана Демьянова «Кукушкин подарок», «Ладушки». Песни на слова О.Сердобольского «Я лошадь вот такая».
- фонограмма
Похожие публикации