ХОД УРОКА 1.Мотивация к совершению учебной деятельности
ХОД УРОКА 1.Мотивация к совершению учебной деятельности
Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада васвидеть! Наш урок сегодня пройдет поддевизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Запишите эти слова после числа втетради, оставив пустую строчку для темы, название которой вы самисформулируете немного позже.Учитель: - Ребята, похлопайтев ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе.Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, ктоузнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что зачасть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами частьречи. - Работать вы будете тремя группами, сядьтетак, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаныгрупп – с красными жетонами.(красные– высокий уровень, синий – средний, зелёный – низкий уровень) - Кто догадался, какова тема нашего урокасегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное какчасть речи».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений вдеятельности.
Цель этапа: повторениеизученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельностикаждого учащегося. -Про себя мы уже можем сказать, что с существительными на «ты», ведь они вамхорошо знакомы с начальных классов.Давайтесоставим кластер (денотатный граф), который поможет нам легко узнавать этучасть речи.
Методом мозгового штурма создаётсякластер на доске и в справочниках обучающихся: Задание всему классу:Подчеркнитесуществительные на интердоске, используя при рассуждении данный кластер: ветер,буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.(Призатруднении учитель обращает внимание обучающегося на признакисуществительного)
3.Этап определения места и причин затрудненияЦель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичногозакрепления, алгоритм правильногодействия. - Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»(ИКТигра: слова разных частей речи даны вперемешку, надо разложить существительныев «свой» мешочек, при правильном действии загорается звёздочка, при неверном –слово возвращается назад)Обучающиесяыходят к интердоске и помещают существительные в мешочек, радуются успеху илиповторяют действие, исправляя ошибку.
4.Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: обеспечениевосприятия, осмысления и первичного закрепления.
Сказка.Давным давно все существительные былипохожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моихслов-существительных знаки различия, будет вознаграждён» - Перед вами на столах карточки ссуществительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы?Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.
Разноуровневоезадание: При этом высказывают версию «синие».«Зелёные»говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.(ученикимогуг классифицировать существительные по родам или по склонениям).
5.Реализация проекта выхода из затруднения. Цель этапа: алгоритм правильного действия.
роблемноезадание.- Кнам на урок снова пришёл Петя Ошибкин (вымышленный герой – допускает многоошибок). Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбратьсуществительные из текста?Заданиебыло таким: Подчеркнуть существительные.Посмотрите, как выполнил его Петя.Тройка,третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка,единица, сотый, сотня. - Ребята, давайте объясним Пете, как надо действовать, чтобы определитьсуществительные в ряду других частей речи.Составималгоритм:(Записывают в справочники)Обучающиеся дают алгоритм действия:1.Задатьвопрос Кто? или Что?2.Значение– предмет3.Имеетли род, склонение4.Изменяетсяли по числам, падежам Затем обучающиеся выполняют задание в тетрадях. В роли проверяющих – капитаны групп.6.Первичное закрепление изученного.
Цель этапа:выявить проблемы первичногоосмысления, провести коррекцию. -Сейчас каждый из вас будет выполнять задание по карточке.Задания трёх уровней.3уровень «зелёные»:Выписатьиз текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.772уровень «синие»:Выписатьиз текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж.Упр.781уровень «красные»:Составитьтекст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных. Учительконтролирует работу. Проводит коррекцию.Проверяютсяработы обучающихся. - Все справились с заданием, потому чтоусвоили порядок действий при определении существительного как части речи. - Прошу встать из-за парт тех учеников, ктосможет перечислить признаки существительных.Ученикивстают.Называютпризнаки существительных. (проговаривание)Есликто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.
Физминутказрительная Игра «Путаница: -Вы должны смотреть туда, куда яназываю. А я буду вас путать – показывать и смотреть на другие объекты. - А теперь вы становитель конструкторами новыхслов. Запишите получившиеся существительные.Словесный конструкторФутбол (суффиксальный) Храбрый (суффиксальный) Погода (приставочный) Город (приставочный) Стакан (прис.-суф.) Служить (прис.-суф.) Луна, ходить (сложение) Железо,бетон (сложение)Записываютполучившиеся слова, выделяют ту часть слова, которая явилась словообразовательной. 7. Этап самостоятельной работы с проверкой пословарю Цель этапа: закреплениеалгоритма действий -Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.Задания трёхуровней.3 уровень «зелёные»
- 1.Спиши, дописывая окончания. Укажипадеж и склонение имен существительных.
- Капли дождя барабанили по крыш... . Завтра мы пойдем в гости к тет... и дяд.... Дети написали письмо отц... . Мальчик подошел к окн... . По деревн...проехала машина. К кроват... ребенка подошла мать.
- 2.Спиши. Обозначь цифрой склонение. Проверь по словарю.Рю…зак, брош…Ра,хо…ей, спор…мен, б…скетболистка, …,…….,…,
- 2 уровень «синие».1.Тест № 9.«Русский язык 5 кл. Тесты часть 1» М.П.Книгина – Саратов: Лицей, 2012.2.Выпиши изорфографического словаря по два существительных каждого рода.3 уровень«красные»1.ИКТ тренажёр«Имя существительное».2. Составь предложение со словом конве…ер, проверьнаписание по словарю.
Проверка будет осуществляться «по конвейеру»: второй уровеньпроверяет работу третьего, первый – работу второго, учитель – работу первого. Результаты капитаны групп заносят в«бортовой журнал» 8. Этап включения нового УУД в систему 1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой .Подбираюти записывают слова парамиБеда – (несчастье) Ложь–(неправда)Противник – (неприятель)Отсутствие – (неявка)Свобода – (независимость)Враг – (недруг)Горе– (несчастье) Рабство – (неволя)2. - Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду:· Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница.• Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.Ученики находят и объясняют свой выбор.3.Речевая ситуация: - Ребята, объясните сложившуюся речевуюситуацию.• Мамочка и папочка – это мои самые близкие люди.• В классе длязаполнения документов потребовались данные материи отца. - Попробуйте подобрать свои примеры. Ученикиобъясняют разницу в ситуациях.Подбираютсвои примеры. (если не получается сходу, предложить подумать дома.) Домашнее задание. -Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.Домашнеезадание трёх уровней.1уровень:Составитькроссворд по теме «Имя существительное».2уровень: Составить текст по данномуначалу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежисуществительных.3уровень: Тест № 9 – вариант 2.Все:п. 9.Этап рефлексии Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценкарезультатов деятельности своей и класса. -Подведите итог работы в группах по «бортовому журналу» (учитель помогает призатруднении)Подводятитог работы в группах, подсчёт суммы баллов каждого участника группы. - В заключении – сюрприз!Разгадайтекроссворд и узнаете, как я оценила вашу работу на уроке. Морфология Винительный Подлежащее Творительный Число Склонение Род 1.разделнауки о языке, изучающий части речи.2.Падежсуществительного (вижу)землю.3.Членпредложения, чаще всего выраженный существительным.4.Падеж,обозначающий орудие действия.5.Количествопредметов у существительного.6.Изменениесуществительных по родам.7.категориясуществительного, различающая нас по полу. -Как же я оцениваю вашу работу на уроке? (отлично!) -Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость» Выставление оценок за урок.
Сорокина Агнесса
Скалина Светлана
Абсалямова Айгуль Минихановна
Тикунов Данила Геннадьевич
Абсалямова Айгуль Минихановна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Татьяна Сташкова
Абсалямова Айгуль Минихановна
Парфенова Оксана Александровна
Скалина Светлана
Скалина Светлана
Селиванова Галина Геннадьевна