Сценарий урока: "Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
Мантуровского района Курской области
СЦЕНАРИЙ УРОКА: «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке».
Материал подготовила: Астахова Ю.В. – учитель истории, обществознания.
Тема урока: Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке.
Класс: 7
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формировать представление о России, как многонациональной стране.
Задачи:
- формирование у обучающихся уважения к истории и культуре народов России, через знакомство с обычаями, традициями народов, проживающими на территории Российской Федерации.
- развитие толерантности и интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, традициям в одежде,
- развитие коммуникативных навыков: умение и желание помогать друг другу, уважать и ценить отношение между собой.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- знать о многообразии народов России,
- знать характерные черты культурного развития народов в 17 веке,
- описывать основные традиции, образ жизни, сознания народов России.
Личностные:
- привить любовь к своей стране, своему народу,
- понимать важность сохранения традиций и культуры каждого народа,
- воспитывать уважительное отношение к представителям других народов.
Метапредметные:
коммуникативные:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в группе и индивидуально;
-формулировать, аргументировать, высказывать и отстаивать свое мнение;
-владеть устной и письменной речью.
регулятивные:
- формировать целевые установки учебной деятельности;
- выстраивать алгоритм действий;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
познавательные:
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Оборудование: ноутбуки (5 шт с выходом в Интернет), презентация, видеоролики, раздаточный материал по конвертам, подготовленные блюда для конкурса капитанов.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | I.Организационно – мотивационный этап. - Добрый день, ребята! Хэерле кон! Сэлам! Туругур - по якутски Здравствуйте! Я вижу, что вы удивлены, но все это пожелание вам доброго дня, только на различных языках. - Ребята, а где мы можем услышать эти приветствия? - Какие народы вы знаете, проживающие на территории России? - Молодцы! Наша страна – Многонациональное государство, в котором проживают представители 193 народов. Для абсолютного большинства из них наша страна – историческая родина. Славяне, финно-угры, тюрки, монголы, кавказцы, и другие народы. Мы очень разные, но веками живем вместе, хорошо друг друга понимаем, но при этом каждый народ самобытен, уникален, имеет свои культурные особенности и традиции. Некоторые даже называют многонациональную Россию уникальной цивилизацией. Еще больше, чем народов у нас языков и наречий – 238! Мало кто на земле может похвастаться, что на территории его страны одновременно бытуют целых 12 языковых семей. | -приветствуют учителя - у разных народов, - перечисляют русские, татары, буряты, ненцы, черкесы и др. Должны прийти к выводу, что Россия – многонациональное государство, которое формировалось несколько веков, состоящее из многих народов со своей культурой, ценностями, традициями. |
2. | II. Постановка цели и задач урока. Ах, ты, Русь моя, многоликая! Над тобою свет яркий солнечный! И в реках твоих воды чистые, И в горах твоих снега белые! И живут же здесь люди вольные, Люди честные, богатырские, Дружбой верною озарённые И святой любовью согретые! И земля твоя плодородная Колыбелью нам дана – матерью! Мы отцов своих песни звонкие Широко поём – распеваемся! Так стоять тебе, Русь великая, Много лет ещё и столетия! И народы разные под крылом твоим Берегут тебя – миром славятся! - Какая основная мысль данного стихотворения ? Сегодня мы с вами продолжим говорить о формировании многонационального Российского государства. И речь будет идти о народах, Украины, Сибири, Поволжья и Северного Кавказа. - На какие вопросы вам бы хотелось сегодня получить ответы? Тема нашего занятия созвучна с темой 2022 года - год культурного наследия народов России. – Сегодня мы познакомимся с культурными особенностями некоторых национальностей. – Чем отличаются эти все народности? – Что может быть у них общего? - В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?- проблемный вопрос Рассмотрим эти вопросы на примере украинского, татарского, якутского и кавказских народов. | - ученик читает стихотворение (фоном идет презентация «Русь, Россия») - Русь, Россия – великое, многонациональное государство. Какие культурные особенности были у каждого народа? В чем схожесть жизни, быта этих народов? Как их культура перекликается с культурными особенностями русского народа? Обучающиеся ставят цель формулируют тему урока, определяют задачи урока. |
3. | III. Работа по теме урока. Урок будет проходить в форме игры. Вы сформировали четыре команды, заняли свои места. Выберите себе капитана команды и название. (команды формируются посредством того, что вытягивают номерок с номером от 1 до 4-х) Два человека из класса – это будет оценочная команда. Каждый конкурс оценивается 5 баллами. Все конкурсные задания посвящены культурным особенностям, изучаемых народов. Желаю все удачи! Я в трудный час домой спешу скорее — Родные стены сердце мне согреют; Родимый дом — надёжный мой причал, Он для меня — начало всех начал! Итак, первый наш конкурс будет называться «Построй дом». Каждая команда получает конверт с заданием. - Попрошу капитанов получить конверт. В конверте находятся «части жилищ», изучаемых народов. Необходимо правильно построить (прикрепить к листу отдельные части) дома-жилища украинцев, татар, якутов и народов Кавказа. Дать краткое описание внешнего вида дома и внутреннего убранства дома. 1)Украинцы. Хата-мазанка. Стены беленые мелом или глиной. Четырехскатная крыша, покрытая камышом или соломой. 2) Татары. Четырехстенная срубная изба с двускатной крышей из коры, соломы или дранки. 3) Якуты. У них были летние и зимние жилища. В летних жилищах якуты жили с мая по август (с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах). 4) Народы Кавказа. На Кавказе дома строили обычно небольшой дом из дерева, глины, керамического кирпича с плоской крышей. Часто располагались на склонах гор в виде террас, примыкая вплотную один к другому. Таким образом крыша нижестоящего дома, являлась полом или двором вышестоящего. - Молодцы! Закончили выполнять задание! Давайте посмотрим на слайдах как выглядели жилища украинского народа, татарского народа, якутов и жителей Кавказа. - Ребята! Какие новые слова, связанные с жилищем мы с вами запишем в тетрадь? - Как вы думаете, что общего можно выделить при рассмотрении домов этих народов? - В чем различия? Второй конкурс. «Назови занятие» Для каждой команды на слайд выводятся орудия труда. -Определите, с каким народом связаны эти орудия труда. Назовите основные занятия, изучаемого народа. Для первой команды: плуг, рало и соха Для второй команды: серпы, пчелиный улей, жернова. Для третьей команды: сабли, панцири, золотая и серебряная утварь, бурдюки, ковры Для четвертой команды: топоры, ножи, котлы, наконечники копий и стрел, кольчуги, кузнечные принадлежности (молот, наковальня) - Молодцы! Отлично справились с этим этапом. Следующий третий конкурс – конкурс капитанов! И называется он - «Национальное блюдо». Каждый капитан получает четыре тарелки, на которых: 1)вареник 2)хинкали 3)пельмени 4)лепешка Дайте название каждого блюда, чьим национальным блюдом является? Можно пробовать. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Вновь у нас физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. ( Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. ( дети садятся за парты.) А теперь «вкусный» третий конкурс для всей команды. Первая команда – татарская кухня Ваша задача за 5 минут написать напротив каждого блюда, что оно из себя представляет, и из чего готовится. На всё это у вас есть 5 минут. Можно пользоваться любыми источниками, в том числе интернетом: Эчпочмаки, Кыстыбый, Бешбармак, Перемячи Вторая команда – кухня народов севера Вам сейчас предстоит за 5 минут написать максимальное количество национальных блюд народов севера. Но не просто написать, а указать из чего оно состоит. Можно пользоваться любыми источниками, в том числе интернетом. Третья команда – кухня народов Кавказа Ваша задача за 5 минут написать напротив каждого блюда, что оно из себя представляет, и из чего готовится. На всё это у вас есть 5 минут. Можно пользоваться любыми источниками, в том числе интернетом: Хычин, Шурма, Халтама, Хинкал Четвертая команда – украинская кухня Вам сейчас предстоит за 5 минут написать максимальное количество национальных блюд украинцев. Но не просто написать, а указать из чего оно состоит. -Какие из этих блюд готовят в вашей семье. Используя текст учебника докажите, что для многих народов были характерны обычаи гостеприимства. (с информацией вы работали дома) Четвертый конкурс «Музыкальный» Песня и музыка — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу. Александр Островский На слайде появляется изображение музыкального инструмента, включается звучание этого инструмента (видео). Надо определить – чей это национальный инструмент и как он называется. Первая команда: бандура (украинский народ) Вторая команда: барабан (кавказские народы) Третья команда: хомус (якутский народ) Четвертая команда: курай (татарский народ) Пятый конкурс «Народный костюм» Каждая команда получает набор аппликаций национального костюма мужского и женского (летний костюм). Первая команда: украинский народ Вторая команда: кавказский народ Третья команда: якутский народ Четвертая команда: татарский народ Необходимо выполнить аппликацию и презентовать (описать национальный костюм) её другим группам. Разработать фрагмент макет рисунка для одежды, отражающего особенности народа. - Ребята! Вы сегодня отлично справились со всеми конкурсными заданиями! - слово предоставляем оценочной команде. | - ребята совещаются, выбирают капитана команды Обучающиеся готовятся работать в команде, самостоятельно выбирают лидера – капитана, который будет принимать решения и координировать работу команды. - обучающиеся выполняют задание: 1) собирают дом 2) дают описание Капитан команды определяет – кто из членов команды будет отвечать. - смотрят презентацию, сравнивают со своей работой! - рассказывают о внутреннем убранстве домов народов - каждая команда перечисляет новые слова - материал, из которого строили – дерево, камень, глина - по внешнему виды схожи - украинцы селились в хатах-мазанках, жители Поволжья – в срубных избах и в основном по берегам рек; кочевые народы постоянно меняли место жительства – поэтому их жилища можно было разбирать и перевозить с места на место. - ребята рассматривают изображения, называют народ, делают вывод об основных занятиях (земледелие, ремесло, скотоводство) - занятия зависят от места проживания народа - рассматривают, пробуют Капитан первой команды: -вареник – украинский народ Капитан второй команды: - хинкали – народы Кавказа Капитан третьей команды: - пельмени – татарский народ Капитан четвертой команды: - лепешка – якуты. Проведение физкультминутки для активизации внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала. - ребята активно обсуждают, работают с информацией в сети Интернет, записывают названия блюд и из чего они приготовлены. Обучающиеся учатся работать с дополнительными материалами в сети Интернет, отбирать нужную информацию, формулировать свой ответ. - Отвечают на вопрос Обучающиеся работают с текстом учебника, учатся находить ответ на вопрос, находить информацию. - просматривают видео, слушают, отвечают на задания. - выполняют задание. - дают описание народного костюма. - предлагают свой макет рисунка Обучающиеся учатся работать с наглядным материалом. Развитие творческих способностей – самостоятельно придумать и нарисовать. - называют количество баллов каждой команды, определяют победителя Оценочная команда учится оценивать работу других во время урока. |
4. | IV. Первичное закрепление знаний. - Сегодня мы познакомились только с малой частью культурного наследия народов России. Вернемся с вами к нашему проблемному вопросу «В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?» | - все народы бережно хранят свои культурные традиции, некоторые сохранились до наших дней; это отчётливо проявлялось в особенностях повседневной жизни народов России. |
5. | V. Рефлексия. - Давайте оценим нашу работу на уроке. Возьмите листочек и допишите предложение или можете сказать вслух (по желанию) 1.На уроке я работал……. 2.Урок показался для меня…. 3.Материал урока для меня был….. 4. Своей работой на уроке я….. 5.Моё настроение ……. | - дописывают предложения Обучающиеся оценивают свою работу на уроке. |
6. | Выставление оценок | |
7. | Домашнее задание: - прочитать материал для самостоятельного изучения на с.113-121, задание 1 или 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (по выбору) | - записывают домашнее задание |
8