Сценарий урока: "Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке»

0
0
Материал опубликован 21 May

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»

Мантуровского района Курской области













СЦЕНАРИЙ УРОКА: «Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке».



Материал подготовила: Астахова Ю.В. – учитель истории, обществознания.



























Тема урока: Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в 17 веке.

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: формировать представление о России, как многонациональной стране.

Задачи:

- формирование у обучающихся уважения к истории и культуре народов России, через знакомство с обычаями, традициями народов, проживающими на территории Российской Федерации.

- развитие толерантности и интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, традициям в одежде,

- развитие коммуникативных навыков: умение и желание помогать друг другу, уважать и ценить отношение между собой.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- знать о многообразии народов России,

- знать характерные черты культурного развития народов в 17 веке,

- описывать основные традиции, образ жизни, сознания народов России.

Личностные:

- привить любовь к своей стране, своему народу,

- понимать важность сохранения традиций и культуры каждого народа,

- воспитывать уважительное отношение к представителям других народов.

Метапредметные:

коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в группе и индивидуально;

-формулировать, аргументировать, высказывать и отстаивать свое мнение;

-владеть устной и письменной речью.

регулятивные:

- формировать целевые установки учебной деятельности;

- выстраивать алгоритм действий;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

познавательные:

- владеть общим приемом решения учебных задач;

- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.


Оборудование: ноутбуки (5 шт с выходом в Интернет), презентация, видеоролики, раздаточный материал по конвертам, подготовленные блюда для конкурса капитанов.

















п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

I.Организационно – мотивационный этап.

- Добрый день, ребята! Хэерле кон! Сэлам! 

Туругур - по якутски Здравствуйте!

Я вижу, что вы удивлены, но все это пожелание вам доброго дня, только на различных языках.

- Ребята, а где мы можем услышать эти приветствия?

- Какие народы вы знаете, проживающие на территории России?

- Молодцы! Наша страна – Многонациональное государство, в котором проживают представители 193 народов. Для абсолютного большинства из них наша страна – историческая родина. Славяне, финно-угры, тюрки, монголы, кавказцы, и другие народы. Мы очень разные, но веками живем вместе, хорошо друг друга понимаем, но при этом каждый народ самобытен, уникален, имеет свои культурные особенности и традиции. Некоторые даже называют многонациональную Россию уникальной цивилизацией.

Еще больше, чем народов у нас языков и наречий – 238! Мало кто на земле может похвастаться, что на территории его страны одновременно бытуют целых 12 языковых семей.

-приветствуют учителя


- у разных народов,



- перечисляют русские, татары, буряты, ненцы, черкесы и др.


Должны прийти к выводу, что Россия – многонациональное государство, которое формировалось несколько веков, состоящее из многих народов со своей культурой, ценностями, традициями.








2.

II. Постановка цели и задач урока.

Ах, ты, Русь моя, многоликая!

Над тобою свет яркий солнечный!

И в реках твоих воды чистые,

И в горах твоих снега белые!

И живут же здесь люди вольные,

Люди честные, богатырские,

Дружбой верною озарённые

И святой любовью согретые!

И земля твоя плодородная

Колыбелью нам дана – матерью!

Мы отцов своих песни звонкие

Широко поём – распеваемся!

Так стоять тебе, Русь великая,

Много лет ещё и столетия!

И народы разные под крылом твоим

Берегут тебя – миром славятся!


- Какая основная мысль данного стихотворения ?


Сегодня мы с вами продолжим говорить о формировании многонационального Российского государства. И речь будет идти о народах, Украины, Сибири, Поволжья и Северного Кавказа.


- На какие вопросы вам бы хотелось сегодня получить ответы?

 Тема нашего занятия созвучна с темой 2022 года - год культурного наследия народов России.

   – Сегодня мы познакомимся с культурными особенностями некоторых национальностей. 

   – Чем отличаются эти все народности? 

   – Что может быть у них общего?

- В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?- проблемный вопрос

   Рассмотрим эти вопросы на примере украинского, татарского, якутского и кавказских народов.

- ученик читает стихотворение

(фоном идет презентация «Русь, Россия»)
















- Русь, Россия – великое, многонациональное государство.






Какие культурные особенности были у каждого народа?

В чем схожесть жизни, быта этих народов?

Как их культура перекликается с культурными особенностями русского народа?

Обучающиеся ставят цель формулируют тему урока, определяют задачи урока.

3.

III. Работа по теме урока.

Урок будет проходить в форме игры. Вы сформировали четыре команды, заняли свои места. Выберите себе капитана команды и название.

(команды формируются посредством того, что вытягивают номерок с номером от 1 до 4-х)


Два человека из класса – это будет оценочная команда. Каждый конкурс оценивается 5 баллами.

Все конкурсные задания посвящены культурным особенностям, изучаемых народов. Желаю все удачи!



Я в трудный час домой спешу скорее — Родные стены сердце мне согреют; Родимый дом — надёжный мой причал, Он для меня — начало всех начал! 


Итак, первый наш конкурс будет называться «Построй дом».

Каждая команда получает конверт с заданием.

- Попрошу капитанов получить конверт.

В конверте находятся «части жилищ», изучаемых народов. Необходимо правильно построить (прикрепить к листу отдельные части) дома-жилища украинцев, татар, якутов и народов Кавказа. Дать краткое описание внешнего вида дома и внутреннего убранства дома.


1)Украинцы. Хата-мазанка. Стены беленые мелом или глиной. Четырехскатная крыша, покрытая камышом или соломой.

2) Татары. Четырехстенная срубная изба с двускатной крышей из коры, соломы или дранки.

3) Якуты. У них были летние и зимние жилища.

В летних жилищах якуты жили с мая по август (с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах).

4) Народы Кавказа. На Кавказе дома строили обычно небольшой дом из дерева, глины, керамического кирпича с плоской крышей. Часто располагались на склонах гор в виде террас, примыкая вплотную один к другому. Таким образом крыша нижестоящего дома, являлась полом или двором вышестоящего.


- Молодцы! Закончили выполнять задание! Давайте посмотрим на слайдах как выглядели жилища украинского народа, татарского народа, якутов и жителей Кавказа.


- Ребята! Какие новые слова, связанные с жилищем мы с вами запишем в тетрадь?


- Как вы думаете, что общего можно выделить при рассмотрении домов этих народов?



- В чем различия?










Второй конкурс. «Назови занятие»


Для каждой команды на слайд выводятся орудия труда.

-Определите, с каким народом связаны эти орудия труда. Назовите основные занятия, изучаемого народа.

Для первой команды:

плуг, рало и соха

Для второй команды:

серпы, пчелиный улей, жернова.
ткацкий станок, приспособление для ловли рыбы

Для третьей команды:

сабли, панцири, золотая и серебряная утварь, бурдюки, ковры

Для четвертой команды:

топоры, ножи, котлы, наконечники копий и стрел, кольчуги, кузнечные принадлежности (молот, наковальня)


- Молодцы! Отлично справились с этим этапом.

Следующий третий конкурс – конкурс капитанов! И называется он - «Национальное блюдо».

Каждый капитан получает четыре тарелки, на которых:

1)вареник

2)хинкали

3)пельмени

4)лепешка

Дайте название каждого блюда, чьим национальным блюдом является?

Можно пробовать.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:     

Вновь у нас физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

(https://nsportal.ru )


А теперь «вкусный» третий конкурс для всей команды.

Первая команда – татарская кухня

Ваша задача за 5 минут написать напротив каждого блюда, что оно из себя представляет, и из чего готовится. На всё это у вас есть 5 минут. Можно пользоваться любыми источниками, в том числе интернетом: Эчпочмаки, Кыстыбый, Бешбармак, Перемячи


Вторая команда – кухня народов севера

Вам сейчас предстоит за 5 минут написать максимальное количество национальных блюд народов севера. Но не просто написать, а указать из чего оно состоит. Можно пользоваться любыми источниками, в том числе интернетом.


Третья команда – кухня народов Кавказа

Ваша задача за 5 минут написать напротив каждого блюда, что оно из себя представляет, и из чего готовится. На всё это у вас есть 5 минут. Можно пользоваться любыми источниками, в том числе интернетом: Хычин, Шурма, Халтама, Хинкал


Четвертая команда – украинская кухня

Вам сейчас предстоит за 5 минут написать максимальное количество национальных блюд украинцев. Но не просто написать, а указать из чего оно состоит.


-Какие из этих блюд готовят в вашей семье.

Используя текст учебника докажите, что для многих народов были характерны обычаи гостеприимства. (с информацией вы работали дома)


Четвертый конкурс «Музыкальный»

Песня и музыка — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу. Александр Островский

На слайде появляется изображение музыкального инструмента, включается звучание этого инструмента (видео).

Надо определить – чей это национальный инструмент и как он называется.

Первая команда: бандура (украинский народ)

Вторая команда: барабан (кавказские народы)

Третья команда: хомус (якутский народ)

Четвертая команда: курай (татарский народ)


Пятый конкурс «Народный костюм»

Каждая команда получает набор аппликаций национального костюма мужского и женского (летний костюм).

Первая команда: украинский народ

Вторая команда: кавказский народ

Третья команда: якутский народ

Четвертая команда: татарский народ

Необходимо выполнить аппликацию и презентовать (описать национальный костюм) её другим группам.


Разработать фрагмент макет рисунка для одежды, отражающего особенности народа.






- Ребята! Вы сегодня отлично справились со всеми конкурсными заданиями!

- слово предоставляем оценочной команде.






- ребята совещаются, выбирают капитана команды



Обучающиеся готовятся работать в команде, самостоятельно выбирают лидера – капитана, который будет принимать решения и координировать работу команды.







- обучающиеся выполняют задание:

1) собирают дом

2) дают описание

Капитан команды определяет – кто из членов команды будет отвечать.



















- смотрят презентацию, сравнивают со своей работой!

- рассказывают о внутреннем убранстве домов народов

- каждая команда перечисляет новые слова


- материал, из которого строили – дерево, камень, глина

- по внешнему виды схожи


- украинцы селились в хатах-мазанках, жители Поволжья – в срубных избах и в основном по берегам рек; кочевые народы постоянно меняли место жительства – поэтому их жилища можно было разбирать и перевозить с места на место.









- ребята рассматривают изображения, называют народ, делают вывод об основных занятиях (земледелие, ремесло, скотоводство)

- занятия зависят от места проживания народа






- рассматривают, пробуют

Капитан первой команды:

-вареник – украинский народ

Капитан второй команды:

- хинкали – народы Кавказа

Капитан третьей команды:

- пельмени – татарский народ

Капитан четвертой команды:

- лепешка – якуты.





Проведение физкультминутки для активизации внимания детей и повышения способности к восприятию учебного материала.


















- ребята активно обсуждают, работают с информацией в сети Интернет, записывают названия блюд и из чего они приготовлены.




Обучающиеся учатся работать с дополнительными материалами в сети Интернет, отбирать нужную информацию, формулировать свой ответ.
















- Отвечают на вопрос


Обучающиеся работают с текстом учебника, учатся находить ответ на вопрос, находить информацию.






- просматривают видео, слушают, отвечают на задания.












- выполняют задание.

- дают описание народного костюма.

- предлагают свой макет рисунка


Обучающиеся учатся работать с наглядным материалом.


Развитие творческих способностей – самостоятельно придумать и нарисовать.



- называют количество баллов каждой команды, определяют победителя


Оценочная команда учится оценивать работу других во время урока.

4.

IV. Первичное закрепление знаний.

- Сегодня мы познакомились только с малой частью культурного наследия народов России.  Вернемся с вами к нашему проблемному вопросу «В чем проявлялось бережное отношение народов России к традициям своих предков?»

- все народы бережно хранят свои культурные традиции, некоторые сохранились до наших дней; это отчётливо проявлялось в особенностях повседневной жизни народов России.

5.

V. Рефлексия.

- Давайте оценим нашу работу на уроке. Возьмите листочек и допишите предложение или можете сказать вслух (по желанию)

1.На уроке я работал…….

2.Урок показался для меня….

3.Материал урока для меня был…..

4. Своей работой на уроке я…..

5.Моё настроение …….

- дописывают предложения



Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.

6.

Выставление оценок


7.

Домашнее задание:

- прочитать материал для самостоятельного изучения на с.113-121, задание 1 или 3 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (по выбору)

- записывают домашнее задание










8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.