Сценарий урока-беседы "По страницам творчества" Г. В. Свиридова

1
0
Материал опубликован 16 May

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы








СЦЕНАРИЙ

(урок – беседа)

  1.                                              «По страницам творчества»


Г. В. Свиридова











Составитель:

концертмейстер

высшей категории

Курмаз И.И.



Г. Таганрог



Цель урока: расширить представления обучающихся о творчестве Г. В. Свиридова, сформировать понимание особенностей стиля композитора на примере фортепианного цикла «Альбом пьес для детей».

Тип мероприятия: урок-беседа.

Задачи:

 - обучающая – учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, жанровую принадлежность, форму строения пьесы, находить средства художественной выразительности, размышлять, о чем говорит музыка.

 - воспитательная – прививать любовь к прекрасному, воспитывать интерес к музыке русских и советских композиторов, отечественной культуре.

 - развивающая – развивать образное мышление, творческие способности, пробуждать фантазию, формировать понимание связи музыки, литературы, живописи.

















«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека.

И в этом – ее основная миссия».

Г. В. Свиридов.



В истории классической музыки детские фортепианные альбомы заняли важное место. Очень многие композиторы сочиняли и сочиняют музыку для детей. Сборники пьес для детей создали и замечательный немецкий композитор Р. Шуман, вокальный цикл «Детское» - гениальный М. Мусоргский, а детскую музыку для фортепиано советские композиторы-классики С. Прокофьев, А. Хачатурян, С. Майкопар, А. Гречанинов. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Тематика циклов разнообразна: события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, портреты человеческого характера, сказки и т. д.

Не стал исключением и Георгий Васильевич Свиридов, сочинивший в 1948 году «Альбом пьес для детей» по случаю рождения сына. Впервые в музыке Свиридова возникает мир детства…

Чтобы лучше понять особенности свиридовского стиля, обратимся к историческим событиям жизненного и творческого пути композитора.


Нет в нашей стране человека, который никогда не слышал бы музыки из кинофильма «Время, вперед!» (ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА). Надо быть глубоко современным художником, чтобы так почувствовать динамику и пульс XX века. А рядом — не менее известные иллюстрации к пушкинской «Метели» — художественное отражение классической эпохи. (ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА). Эту музыку любят знатоки и самые неискушенные слушатели.

Творческий путь Свиридова никак не назовешь легким, а его жизнь — безоблачной. Он достиг известности только благодаря своему таланту и самоотверженному труду, вошел в историю русской музыки как один из крупнейших вокальных композиторов.

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле и петь в церковном хоре. Но вскоре занятия по фортепиано прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и был принят в класс композиций. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, выражать музыкой смысл слова. Пьесы, написанные для фортепиано, кажется, словно говорят с нами, и вместе с тем очень ярко рисуют картины окружающей жизни, так, как это сделал бы в своем альбоме художник. Вот поэтому название «Альбом пьес для детей» очень точно обозначает характер сборника фортепианных пьес Г. В. Свиридова, который вы услышите.

Бесконечно разнообразна звучащая вокруг нас музыка, но как часто первые музыкальные впечатления человека связаны со слышанными в самом раннем детстве задушевными колыбельными песнями. Может быть, поэтому и открыл свой альбом композитор КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНЕЙ. Это и в самом деле песня, только без слов. Но зато смысл угадать ее совсем не трудно. Во всей пьесе много раз повторяется одна и та же простая, убаюкивающая мелодия. Но послушайте, как разнообразно ее звучание:

(звучит музыка)


Баю,баю за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорёшенько!


А вот и утро настало, хорошее, погожее, когда так весело начертить на асфальте клетки-квадратики и скакать на одной ноге, играя в классики. «ПОПРЫГУНЬЯ» - так называется следующая пьеса. Это первый портрет в альбоме. А что такое портрет? (показать любые портреты). Послушайте, как музыка передает скачки на одной ноге маленькой попрыгуньи.

«ЛАСКОВАЯ ПРОСЬБА» - так называется следующая пьеса из альбома. Чья же это просьба? О чем она? Кому она обращена? Ответов мы не найдем в авторском названии, но об этом можно догадаться, слушая саму пьесу. Но ведь в этом и цель музыкальных произведений, чтобы, создав общее настроение, позволить каждому вспомнить что-то свое собственное, созвучное этому настроению. (игра педагога).

Хорошее ли это качество – упрямство? Ответ на него не такой и простой. Упрямство оказывается порой очень важным, просто необходимым, когда нужно преодолеть какую-нибудь трудность, научиться чему-нибудь, решить сложную задачу. Это упрямство точнее было бы назвать упорством. Но есть и другое упрямство, бессмысленное, жалкое, упрямство ради упрямства. Вот о таком маленьком упрямце и написал свою пьесу композитор. На все уговоры он твердит свое: «Не хочу», «Не буду».

(Звучит пьеса « УПРЯМЕЦ»)

Как это было?
Три волшебника злых –
Не Могу, Не Хочу и Не Буду
Нашу девочку Киру
Преследуют всюду.

Мама фартук подвяжет,
Мама девочке скажет:
– Я на кухню пойду,
Поиграй-ка одна.
– Не могу, – отвечает она.

Просит мама: «Помой посуду!»
Отвернется она: «Не буду!»
Надо Кире идти к врачу,
А она свое: «Не хочу!»

Так всегда и повсюду:
– Не хочу и не буду!
И на каждом шагу:
– Не могу!
А других и не знает слов она.


Творчество Свиридова очень связано с народной музыкой, часто обращается он к народным напевам, что на протяжении многих столетий создавал русский народ. В основу пьесы «ЗВОНИЛИ ЗВОНЫ» положена русская народная песня. Мелодия ее напоминает мерный, торжественный звон колокола. Послушайте, как к одинокому колоколу-набату присоединяются все новые колокола, непрерывно растет и ширится он до самого конца пьесы. (Звучит музыка в исполнении ребенка).

А вот перед нами старый музыкальный ящик, играющий лишь одну единственную мелодию с незатейливым сопровождением. Сейчас его встретишь только в музее, как воспоминание о давно прошедших временах, когда не было ни проигрывателей, ни радио, ни телевидения. Незатейливая музыка пьесы, словно прошла к нам из сказок Г. Х. Андерсена о маленьких колокольчиках, живущих в сказочной музыкальной табакерке. (Звучит пьеса «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЩИК»).

Г. В. Свиридов любил живопись и прекрасно разбирался в ней. Куда бы не приезжал композитор, он обязательно посещал художественный музей или картинную галерею. Сейчас мы с вами тоже посетим картинную галерею. Но, не обычную, а музыкальную. Что же такое пейзаж? Пейзаж это изображение окружающей нас природы (показать пейзажи на выбор). Георгий Васильевич неоднократно обращался к изображению русской природы. Первый музыкальный пейзаж называется «ДОЖДИК» (звучит музыка в исполнении педагога).

К нам на длинной мокрой ножке                                                                                       Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Расплескал на грядки воду,
Тучу-лейку перенес,
Напоил в полях овес.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождь прошел.


Следующая пьеса, с которой мы с вами познакомимся, называется «МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОМЕНТ». Момент это совсем короткий, запоминающийся промежуток времени. В этой пьесе композитор стремится передать момент ожидания какого-то радостного события. ( звучит музыка).

Каждый из вас, наверное, читал сказки. В сказках есть герои - злые и добрые. Давайте назовем сначала злых, а потом добрых героев (называют дети). Одного из героев вы сейчас сможете себе представить. Это - «КОЛДУН». (Звучит музыка в исполнении педагога).

О давних временах рассказывает следующая пьеса альбома. «СТАРИННЫЙ ТАНЕЦ» - кажется, что повествует она о благородных рыцарях и прекрасных дамах, о древних замках с зубчатыми стенами. Сам ритм и характер пьесы напоминает распространенный ранее танец менуэт. Размеренное движение музыки кажется то чопорным, то горделивым. А в середине пьесы словно слышишь звон оружия, старинных мечей и сабель. (Звучит музыка).

Из путешествия в чужие страны, в давние времена возвращает нас музыка Свиридова на родную землю. Звонкие, заливистые звуки гармошки, озорной мотив так и подмывает пуститься в пляс. «ПАРЕНЬ С ГАРМОШКОЙ» - так называется эта пьеса. (Звучит музыка).

Но вот утихло веселье, сгустились вечерние тени, ночь вступила на порог. Снова убаюкивает малыша ласковая, нежная колыбельная песня. «Бояться нечего, я с тобой, мой милый»- словно говорит полная любви мелодия пьесы «ПЕРЕД СНОМ» (звучит музыка).

И снова перед нами возникают картины, рисующие окружающую жизнь. Озорным ликованием полна музыка «ВЕСЕЛОГО МАРША». Так и видятся яркие краски, слышится смех карнавала. А в конце, к задорным возгласам труб присоединяется дробь барабана (звучит музыка).


Лес ветвями качает,                                                                                                                            Весь в пушистом снегу.
Почему он печален,
Я понять не могу.

Ты скажи мне, береза,
Отчего ты грустна?
– Оттого, что не скоро
К нам вернется весна.

Одна из самых красивых пьес альбома – «ГРУСТНАЯ ПЕСНЯ». Грусть ее очень спокойная, светлая. Аккомпанемент напоминает гитару, а красивая мелодия – звучание женского голоса, в средней части, аккордовой слышится пение целого хора. (Звучит музыка). Название следующей пьесы «МАЛЕНЬКАЯ ТОККАТА» может показаться вам непонятной. Токкатой называется виртуозная, трудная для исполнения музыкальная пьеса, выдержанная в быстром, ровном, четком движении. И в ней, разумеется, есть свое содержание, но композитор ничего о нем не сказал, давая простор фантазии слушателей. (Подумать о содержании пьесы. Звучит музыка).

Зима – суровая поступь басовых звуков. Природа словно застыла, скованная льдом и холодом. Есть суровая красота и в долгих зимних ночах, и в бескрайних снежных полях, и в глубоких сугробах. Об этой величавой красоте поется в пьесе «ЗИМА ПРИШЛА». Это словно гимн природе, которую так любит сам композитор. (Звучит музыка в исполнении педагога).

Многогранна образность пьес альбома Свиридова. Здесь и картины природы («Зима», «Дождик»), и жанровые картинки («Парень с гармошкой»), и музыкальные характеристики сказочных персонажей («Колдун»). Многие пьесы рисуют различные психологические состояния: «Попрыгунья», «Ласковая просьба», «Упрямец», «Перед сном».

Широко используются автором разнообразные музыкальные жанры: «Колыбельная песенка», «Грустная песня», «Веселый марш», «Маленькая токката», «Музыкальный момент». Встречаем мы в пьесах и элементы звукоподражания («Музыкальный ящик»), порою ощущаем влияние «театральной» музыки («Веселый марш»). Но, особенно обращает на себя внимание тесная связь музыки с русским фольклором ( «Звонили звоны»).

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, потому свиридовская кажущаяся простота, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику – за внимание к национальному искусству, к русской народно-песенной стихии.

За большие заслуги в области развития советской музыки Г.В. Свиридову присвоены звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич Свиридов.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.