12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Людмила Владимировна1997
Работаю в школе с 2004 года, преподаю русский язык и литературу, историю, МХК, ОРКСЭ.
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Тема урока

«Слово-дело великое...»

Тип урока: урок-беседа

Цель урока: показать что слово – это не только средство общения, но и показатель культуры человека, его мыслей, намерений и поступков.

Задачи :

1) Раскрыть понятия «черное слово», «пустое слово», «теплое слово», «золотое слово», «красивое слово», «вещее слово» и «святое слово».

2) Познакомить учащихся с высказываниями писателей, ученых и поэтов о слове.

3) Показать значение слов-приветствий, слов-благодарностей, слов-просьб, слов-извинений.

4) Показать, что слово отражает поступки человека.

5) Воспитывать уважительное отношение к другим людям.

6) Прививать культуру слова на примере писателей, поэтов и известных людей.

7) Развивать навыки работы с источниками информации.

8) Развивать память и логическое мышление посредством самостоятельных заданий на уроке

Прогнозируемый результат:

Знание основных понятий «черное слово», «пустое слово», «теплое слово», «золотое слово», «красивое слово», «вещее слово» и «святое слово».

Понимание школьниками значения слова в речи человека.

3) Совершенствование учащимися навыка работы с различными источниками информации (учебником, ИКТ, иллюстрация и т.д.)

4) Приобщение школьников к духовно-нравственному сознанию и поведению

5). Воспитание уважительного отношения к окружающим

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Иллюстративный материал (Библия, книги Тургенева, Толстого, Лихачева, В.Осеевой)

Слайды

Ватманы.

Ход урока

I Организационный момент (1 минута)

(приветствие, отметка в журнале отсутствующих)

Учитель:

III Объяснение новой темы (40 минут)

Слово – удивительный дар природы, которым обладает только человек. Слов в мире множество. Но мы не просто произносим пустые звуки, а вкладываем в них глубинный смысл. И от того, какие слова человек произносит, можно справедливо судить о нем. Итак, ребята, речь сегодня пойдет о слове. Запишите тему урока «Слово – дело великое», как сказал писатель Лев Толстой. А почему именно «великое», мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что все священные тексты мировых религий состоят из слов. Так, протоиерей Артемий Владимиров пишет: «Слово, обыкновенное человеческое слово – это своего рода «лакмусовая» бумажка, по которой определяются как здоровье, так и нравственные недуги личности, ее болезни и аномалии души» Он также отметил, что все слова русского и другого языка можно представить в виде лестницы из семи ступенек. Итак, рассмотрим каждую ступеньку.

1. «Черное слово». Это – вербальный вирус, который передается не воздушно-капельным путем, а через слух. Если в речи есть ругань, мат, то это показывает, что болезнь вошла в силу. Да и само название слова «черный» означает «мрачный», «плохой», «темный» Причем, словесная брань, мат возникают в определенных случаях, а именно тогда, когда человек хочет оскорбить или унизить другого человека. Человек, чья речь изобилует «черными словами» не может построить даже одного предложения, не употребив мат и ругань. А знаете ли вы, что в 17 веке на Руси за бранные слова, произнесенные вслух или публично, полагалась смертная казнь. В священных текстах отмечалось, что человек, который бранится, сквернословит, тем самым, ругает Бога и свою мать. Черные слова заглушают в душе человека нравственность, делают его не способным прощать и любить. Много таких слов и у уголовников, преступников и людей, творящих зло:

«Зло только зло родит,

И ничего другого

В ответ лишь зло обид

Рождает злое слово», - пишет поэт.

К сожалению, очень много в наше время людей, речь которых изобилует «черными словами». Наверняка, таких людей знаете или встречали и вы.

2. «Пустое слово». Пустое слово – это слово, лишенное смысла. Эти слова бывают чаще всего у тех, кто слишком возвышает себя над другими, тех. Кто любит много болтать, но мало делать, тех, кто постоянно обижается на других и обижает сам. Это слово чаще всего у тех, кто много обещает, а сам ничего не делает. Пустое слово называют также «праздным», то есть слово от безделья. Пустое слово опасно тем, что из него выходят ссора, драка и конфликты. Пустое слово опустошает сердце излишней болтовней.

Особенно часто пустой болтовней занимаются на уроках многие из ваших школьных друзей, которые не только не запоминают темы уроков, но и мешают учителю

Размен – слова, слова-монетки

Для телефонной болтовни,

Как грызуны, как двери в клетке

Должны быть заперты они., - как вы думаете, ребята, почему такие слова должны быть заперты в клетке? (Потому что они часто произносятся просто так, не по делу) Да и в священных текстах, вы наверное помните, пустословие, сплетни – тоже грех. Есть даже заповедь, какая это ребята? (Не произноси имя Господа напрасно).

3.«Теплое слово» Теплое слово – это слово, идущее из сердца. Это искренний комплимент. Это и слова приветствия, слова-извинения, слова-благодарности, слова-просьбы. «Теплое» слово успокаивает и воодушевляет.

Поэтесса Будникова пишет:

Когда мне скажут что-то в лоб обидное и очень злое,

Я чувствую себя, как клоп, прижатый к кафелю ногою,

Когда же теплое словцо мне ветер донесет мгновенно –

Как с позолотою кольцо на память я его надену.

Помните, ребята, рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово» о мальчике, которому помогло такое необыкновенное и теплое слово «Пожалуйста». А вы, какие «теплые слова» знаете?. (Предлагается работа в группах с ватманом). Каждый выходит к доске и зачитывает слова. (4 человека).

Молодцы, что помните, ребята. Старайтесь всегда говорить такие слова, ведь они искренние, от души. Говорите комплименты и уважаете друг друга, как поется в песне Б.Окуджавы Давайте ее послушаем (звучит песня)

4.«Золотое слово». Это слово того, человека, которые не только приобрел знания, но может поделиться этим знанием, а также передать его. Золотыми словами обычно обладают учителя, воспитатели, родители. Вспомните золотое правило мудрецов, которых тоже можно назвать учителями, людей, говорящих «золотыми» словами. Вспомните золотое правило мудрецов (ребята вспоминают). Согласно этому правилу никогда не произносите слов, которые хотели бы услышать в свой адрес. Вспомните, где еще можно встретить золотые слова (или правила)? (В заповедях религий мира).

5.«Красное слово». Красное слово называют еще «красивым» словом. Это слова, поэтов, писателей. Слова, тех, кто борется за правду, справедливость и красоту родного языка, Вспомним слова известных писателей и поэтов (слова Чехова, Тургенева, Лихачева). Писатель Тургенев, мастер слова, владеющий богатством русского языка писал: «… Ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Чехов отмечал, что в человеке не только лицо и одежда должны быть прекрасны, но также, и мысли. А академик Лихачев говорил, что интеллигентный - это не только человек, наделенный знаниями, но также, человек, который уважительно спорит, помогает другому и не мусорит ни окурками ни «дурными» словами, ни «дурными» мыслями. Итак, ребята, речь человека становится в том случае красивой, если он много читает хороших книг. Давайте обратимся к пословицам и назовем их. Это ваше домашнее задание (Ученики говорят 5-7 пословиц).

6 «Вещее слово» Это слово пророков и предсказателей. Это, также во многом - напутственные слова. Многие вещие слова говорили святые. Их мы можем найти, также в священных текстах

7. «Святое слово» Это слова молитв и священных текстов. Это слова-обращения к Всевышнему, Богу. В Библии написано: «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог»

IV Закрепление материала (3 минуты)

Как вы думаете, ребята, к какой ступеньке необходимо стремиться? Конечно же, не все становятся святыми, писателями и поэтами. Но школьникам, на мой взгляд, необходимо быть или хотя бы стараться стоять на третьей ступеньке.

V. Домашнее задание (1 минута) Вот вам и задание на дом: Пусть каждый из вас подумает, на каких ступеньках он чаще всего стоит и к каким нужно стремиться.

Конечно же, мы не всегда властны над речью других, например, неизвестных взрослых людей, но мы можем изменить собственную речь, выбросить из нее все грязные, «черные» слова, перестать «пустословить» и сначала будем думать, а потом только говорить. Ведь в словах и интонациях выражается и отношение к людям. Не случайно тема нашего урока – «Слово – дело великое». Это слова русского писателя Льва Толстого, который говорил «Слово – дело великое… Великое потому, что словом можно соединять людей и разъединить их, словом можно служить вражде и ненависти»

Всегда помните, ребята,

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести

Человек воспитанный , доброжелательный желает всем только добра, а добро как известно всегда возвращается добром. Поэтому, ребята, очень хотелось бы, чтобы вы всегда шли дорогою добра

(звучит песня «Дорогою добра»).

Опубликовано


Комментарии (3)

Федорова Людмила Ивановна, 13.01.16 в 07:32 0Ответить Пожаловаться
Очень хороший материал Вы собрали, нужный.
Федорова Людмила Ивановна, 13.01.16 в 07:36 0Ответить Пожаловаться
Я скопировала Ваш материал. Спасибо.
Наталья Алексеевна Яковлева, 16.07.20 в 07:03 0Ответить Пожаловаться
Людмила Владимировна! Спасибо за столь важный и нужный урок для учеников да и для нас , учителей!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.