Сегодня наш урок посвящен творчеству великого русского композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова.
«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич.
Г.В.Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей».
Вы все хорошо знаете, что такое альбом – альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес.
Одним из первых русских композиторов, который создал для детей альбом фортепианных пьес, был Петр Ильич Чайковский, который посвятил музыкальный альбом своему племяннику Володе Давыдову.
Музыкальные альбомы есть и у многих других композиторов, среди которых Р.Шуман, А.Гречанинов, С.Прокофьев.
В своих музыкальных альбомах композиторы рассказывают о том, что интересно детям. В «Альбом пьес для детей» Г.В Свиридова Входит 17 небольших сочинений разного характера – колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.
Первая пьеса, с которой мы с вами познакомимся, называется «Музыкальный момент». Момент это совсем короткий, но очень яркий и запоминающийся промежуток времени. В этой пьесе композитор стремится передать момент ожидания какого-то радостного события.
«Музыкальный момент»
Г.В.Свиридов любил живопись и прекрасно разбирался в ней. Куда бы не приезжал композитор, он обязательно посещал художественный музей или картинную галерею. Сейчас мы с вами тоже посетим картинную галерею. Но не обычную, а музыкальную.
Что такое пейзаж? Пейзаж это изображение окружающей нас природы. (Показать пейзажи – на выбор). В своем творчестве Георгий Васильевич неоднократно обращался к изображению русской природы. Об этом говорят сами названия его произведений – «Наш Север», «Рыбаки на Ладоге», «Зимняя канавка». Первый музыкальный пейзаж называется «Дождик».
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Расплескал на грядки воду,
Тучу-лейку перенес,
Напоил в полях овес.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождь прошел.
(З.Александрова)
«Дождик»
Следующий музыкальный пейзаж называется – «Звонили звоны».
На нашей земле к колоколам относились с особым уважением. На Руси колокола появились в X веке, вместе с Православием. Колокольный звон можно было услышать не только в большие праздники – на Пасху, Троицу, Рождество, – но и в будни. На Руси издавна по звукам колокола люди узнавали, что происходит у них в городе или в деревне. Печальный звон говорил о похоронах, тревожный колокольный набат – о бедствиях: пожарах, наводнениях; веселый трезвон оповещал о большом празднике.
«Звонили звоны»
(Показать портреты – на выбор).
Что такое портрет? Портрет – это изображение человека. Первый портрет нам покажет «Попрыгунью».
«Веревочка»
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
– Лида, Лида! Вот так Лида! –
Раздаются голоса. –
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
– Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе…
Доскакала до угла.
– Я б не так ещё могла!
(А.Барто)
«Попрыгунья»
В следующем стихотворении мы увидим «Упрямца».
«Заколдованная девочка»
Как это было?
Три волшебника злых –
Не Могу, Не Хочу и Не Буду
Нашу девочку Киру
Преследуют всюду.
Мама фартук подвяжет,
Мама девочке скажет:
– Я на кухню пойду,
Поиграй-ка одна.
– Не могу, – отвечает она.
Просит мама: «Помой посуду!»
Отвернется она: «Не буду!»
Надо Кире идти к врачу,
А она свое: «Не хочу!»
Так всегда и повсюду:
– Не хочу и не буду!
И на каждом шагу:
– Не могу!
А других и не знает слов она,
Сразу видно – заколдована!
(А.Крестинский, Н.Полякова)
Каждый из вас, наверняка, читал сказки. В сказках есть свои герои. А герои бывают злые и добрые. Давайте назовем сначала – злых, а потом добрых сказочных героев. (Называют сами дети).
Одного из героев вы сейчас сможете себе представать. Это –
«Колдун»
Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, великолепную резьбу по дереву, создал также изумительные по красоте и рисунку, и весьма разнообразные по содержанию песни и танцы. Наряду с музыкальными сценками, портретами и пейзажами, Г.В.Свиридов поместил в свой альбом русские песни и танцы.
«Старинный танец»
Лес ветвями качает,
Весь в пушистом снегу.
Почему он печален,
Я понять не могу.
– Ты скажи мне, береза,
Отчего ты грустна?
– Оттого, что не скоро
К нам вернется весна.
(Л.Дымова)
«Грустная песня»
Так как музыкальный альбом Георгий Васильевич написал специально для детей, он никак не мог пройти мимо тех событий, с которыми связана жизнь детей. Каждый день в жизни ребенка – это что-то новое: новое событие, приключение, маленькие обиды и, конечно же, разнообразные игрушки.
Сейчас вы услышите несколько музыкальных сценок из жизни детей.
Представьте себе: что уже наступил вечер, все уроки сделаны, спать ложиться рано, есть еще время заняться чем-нибудь перед сном. Что вы в это время делаете? (Ответы детей).
«Перед сном»
А теперь, пришло время, ложиться спать. Когда вы были маленькими, и чтобы быстрее вы заснули, мама вас убаюкивала и пела песенку, которая называется «Колыбельная».
Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорёшенько!
«Колыбельная»
Каждый из вас знаком с такой ситуацией: мама, уставшая, приходит с работы и просит вас не шуметь, чтобы она смогла немного отдохнуть. И вы замечаете, что она заснула.
«Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
В слух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама, спи, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом мелькнул ко мне:
– Ничего, шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!...
(Е.Благинина)
«Ласковая просьба»
Какие вы знаете музыкальные инструменты? (Ответы детей).
Особенность звучания одного из музыкальных инструментов композитор изобразил в озорной музыкальной сценке «Парень с гармошкой».
Балалаечка бренчит,
Гармошка заливается.
На весеннем на лугу
Веселье начинается!
«Парень с гармошкой»
Вот мы с вами и пролистали музыкальный альбом русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.
Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия».
Мы надеемся, что сегодня, встретившись с музыкой Г.В.Свиридова, вы тоже стали чуточку лучше, чище и красивее.
|