Пояснительная записка к презентации
Тема: Буквы Г, г, звуки [г], [г’].
УМК «Школа России»
Цель: Познакомить учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г.
Задачи:
Учить выделять звуки [г], [г’] из слов, давать им характеристику; узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений; формировать представление о разнообразии мира грибов.
Совершенствовать речевые способности, фонематический слух, наглядно-действенное мышление, логическое мышление; развивать внимание, память, наблюдательность, кругозор учащихся; стимулировать их познавательные и интеллектуальные способности; формировать творческое воображение.
Воспитывать интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный; словесный; наглядный; проблемный; игровой.
Формы обучения:
- фронтальная работа; индивидуальная; работа в парах.
Элементы современных образовательных технологий: - здоровьесберегающая - личностно – ориентированная - проблемное обучение.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания –
Приходи старание.
На гостей вы посмотрите,
Поздоровайтесь и улыбнитесь.
На меня теперь взгляните,
потихонечку садитесь.
2 слайд. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Прочитайте слова (лиса, гном, зебра). Исключите одно из слов сразу по нескольким признакам.
1. Можно исключить слово гном, так как слова лиса и зебра обозначают названия животных, а гном – это сказочный человечек.
2. А так же в слове гном один слог, а в словах лиса и зебра по два.
3. Исключим слово гном, потому что в нем все согласные твердые, а в словах лиса и зебра есть мягкие согласные звуки.
3 слайд. Гном – это маленький сказочный человечек, он будет гостем нашего урока. Гном оказался вежливым человечком. Он сразу представился. Он сказал, что его зовут Гена.
Произнесите эти два слова: гном и Гена. Найдите в них общее и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слова гном и Гена начинаются с буквы г, значит тема сегодняшнего урока - Буквы Г, г и звуки, которые они обозначают.
Сегодня мы познакомимся с буквами Г, г и звуками [г], [г’], будем читать слова и слоги с новой буквой.
4 слайд. Знакомство с новыми звуками. Наш гость предлагает нам поиграть в «Исследователей».
Мы исследуем звук [г] и охарактеризуем его.
- Произнесите слово гном, выделяя в нем первый звук [г].
- Дайте характеристику звуку. (Согласный, твёрдый, звонкий).
Мы исследуем звук [г’] и охарактеризуем его.
- Произнесите слово Гена, выделяя в нем первый звук [г’].
- Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий).
5 слайд. Знакомство с новой буквой
На письме эти звуки обозначаются буквой Г (гэ).
- На что похожа буква Г?
Буква Г похожа на косу, которой косят траву.
Буква Г похожа на кочергуу.
Буква Г похожа на цаплю, которая стоит на одной ноге.
Буква Г похожа на клюшку
6 слайд. Игра «Поможем гному собрать буквы». Наш гномик, когда ходил в лесу, увидел, что в траве рассыпаны разные буквы. Давайте поможем ему их собрать. Но, собирая буквы, вы внимательно смотрите на них. Если среди букв вы увидите новую букву, то хлопаете, если буква знакомая сидите смирно, как ангелочки.
Работа над темой урока. Вот мы и познакомимся с буквой Г, а теперь давайте будем учиться читать слоги и слова с новой буквой.
Перед вами лежит маршрутный лист.
7 слайд. Прочитайте слоги. Какой слог лишний?
ГИ |
ГА |
ГУ |
ГО |
ГУ |
ГИ |
ГР |
ГА |
ГА |
ГИ |
ГО |
ГУ |
ГУ |
ГА |
ГИ |
ГА |
8 слайд. Найди пару. Запиши слова.
ГОР СИ ГРИ
ГУ ВА КА
ГОРКА ГУСИ ГРИВА
9 слайд. Выбери из слогов готовые слова. Подчеркни их.
ГОД ВА ШАГ НА БЕЛ СУМ
ПОД СУ РОГ КА ТЕ ВЕ ЛУ
СИ ГАЗ РО ГО ЛУГ СИМ
10 слайд. Найди слова. Обведи их в кружок
ДПЕМИГНОМДИРКВ
ЛИРГРИБЫРДЩЖУ
ДЛЛЕГРАДИПГУСИЛ
11 слайд. Прочитайте слова. Какое слово лишнее (слова перевёрнуты)?
галка гусь
гриб грач
12 слайд. Распутай слова
родго город
гараду радуга
родога дорога
13 слайд. Физкультминутка
14 слайд. Раздели предложение на слова, из которых оно состоит.
ДОРОГАШЛАВЛЕС
ДОРОГА ШЛА В ЛЕС.
15 слайд. Предложить прочитать текст с помехами.
16 слайд. Проверить прочитанное. Работа с учебником с. 119.
Галя и Гена набрали много грибов.
В корзинке у Гали одни боровики.
А у Гены - поганки.
Чтение рассказа по цепочке. Анализ рассказа.
- Как можно озаглавить рассказ (По грибы)?
- С чем вернулись дети домой? (С грибами)
- Какие грибы лежали в корзинке у Гали (боровики)?
- А что набрал Гена (поганки)?
- Можно ли Гену назвать горе-грибником? Почему?
- В каком лесу растут боровики?
- Что такое бор (бор – это сосновый лес)?
17 слайд. Картинки бора.
- Как по-другому называется боровик (белый гриб)? Белый гриб часто называют боровиком. Боровик – самый главный гриб в лесу. Название буквально переводится как “гриб, растущий в хвойных лесах”.
Боровик - белый гриб назван так потому, что он не темнеет ни при варке, ни при сушке.
18 слайд. - Какие грибы можно собирать (съедобные грибы)?
- Прочитайте названия грибов. Объясните названия грибов:
Подосиновик, подберезовик – эти грибы растут под соответствующими деревьями.
Опенок, опенки – грибы растут обычно на пнях (пень).
Рыжики названы по своему цвету.
Маслята - эти грибы имеют жирную (маслянистую) пленку, покрывающую их шляпку.
19 слайд. - Какие грибы нельзя собирать?
- Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?
Грибы играют значительную роль в природе, в жизни леса. Так мухомор для лосей и оленей служит прекрасным лекарством, помогающим им избавиться от глистов.
Да и человек давно научился извлекать пользу из ядовитых грибов. В современной медицине используются препараты на основе ядовитых грибов.
20 слайд. Некоторые ребята читали другие тексты, послушаем их.
1. Грибы – это удивительный мир. У них нет корней, стеблей, листьев. Грибы – это не только то, что растет под елкой или на поляне. Зеленоватый пушок плесени на кусочке хлеба – это гриб. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – тоже гриб.
2. Грибы – это не только то, что растет под елкой и на поляне. Пушок плесени на кусочке хлеба – это гриб. Пятна на листьях деревьев – тоже грибы. Разнообразен мир грибов! Всем известные дрожжи для выпечки хлеба – тоже грибы. Серый налет на ягодах крыжовника – это тоже грибы.
3. В старые времена мало кто знал секрет приготовления кефира. Люди сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов живет чудо-растение. Брось его зерна в кувшин с молоком – молоко превратится в целебный и вкусный напиток. На самом деле, вкусный кефир готовит кефирный грибок.
4. На одном кефире сыт не будешь. Возьмем булочки. Такими пышными их сделал дрожжевой грибок-хлебопек. На пользу человеку работают: грибы-хлебопеки, грибы-сыровары, грибы-пивовары, грибы-маслоделы. А есть грибы, которые человек взял себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь.
21 слайд. Итог урока.
- С какими звуками и какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Дайте характеристику звукам [г] и [г’]. (Звук [г] – согласный, звонкий, твердый. Звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий..
22 слайд. Домашнее задание.
Наш урок подходит к концу. Гном предлагает отправиться в город, в котором он живёт (с. 118)
- Какую сказку вы сразу вспомнили, посмотрев на иллюстрацию (Белоснежка и семь гномов)?
- В форме чего построены дома?
- Чем занимаются жители города?
Дома придумайте сказку о городе грибов.
Гному понравилось, как вы сегодня работали на уроке.
За работу на уроке он дарит всем грибок!
23 слайд. Рефлексия
- Если ваше настроение похоже на солнышко, хлопайте смелей, ладошек не жалей.
- Похлопайте, у кого настроение похоже на тучку с солнышком.
- Похлопайте те ребята, чье настроение к концу урока похоже на тучку.
Спасибо за урок!