Сценарий вечера, посвящённого творчеству С.С. Прокофьева (1–7 классы)

2
0
Материал опубликован 25 October 2021

Сценарий вечера, посвящённого творчеству С. С. Прокофьева.


Начинаем вечер, посвящённый творчеству Сергея Прокофьева, выдающегося русского композитора, пианиста, дирижёра, Народного артиста России (1947 год), награждённого Государственными премиями СССР (1943,1946 – трижды, 1947,1951 годах), награждённого Ленинской премией посмертно.

«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему...»

В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества. Прокофьев вошёл в историю музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль. Свою систему выразительных средств.

Родился Сергей Прокофьев 11 апреля 1891 года в Сонцовке, ныне село Красное Донецкой области Украины. Его отец был учёным агрономом. Родители были людьми образованными и сами обучали мальчика по всем школьным предметам.

Музыкой Сергей начал заниматься с 5 лет. В 1902-1903 годах брал уроки теории и композиции у Рейгольда Морицевича Глиэра. Учился с 1904 года с13 лет в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. Н. Есиповой (по фортепиано), Анатолия Константиновича Лядова (композиции). Окончил консерваторию как композитор в 1909 году, как пианист – 1914 году. По окончании консерватории как пианист получает золотую медаль и премию Артура Рубинштейна – рояль «Шредер».

Первые нотные публикации относятся к 1911году, первые выступления Прокофьева – пианиста со своими произведениями – к 1908 году, первые зарубежные гастроли - к 1913 году.

С первых же шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» средств выразительности. Музыка раннего Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией, в то же время ей не чужд своеобразный, несколько «застенчивый лиризм».

1№ «Этюд» до минор – исполняет А.Н. А.

Детские впечатления отражены в сборнике пьес «Детская музыка», написанном в 1935 году. Это 12 лёгких пьес для фортепиано ор.35.

Утро. 2. Прогулка. 3. Сказочка. 4. Тарантелла. 5. Раскаяние. 6. Вальс.

7. Шествие кузнечиков. 8. Дождь и радуга. 9. Пятнашки. 10. Марш.

11. Вечер. 12. Ходит месяц над лугами.

Свою «Детскую музыку» Прокофьев обозначает – это программная сюита зарисовок о летнем дне ребёнка. Есть в ней картины природы – «Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», и зарисовки ребячьей жизни – «Прогулка», «Пятнашки».



2№ «Утро» - исполняет П. О.

В пьесах «Детской музыки» слышны не только звуки родной природы, жизнерадостные детские мотивы, но и элементы пионерских песен в форме маршей.

3№ «Прогулка» - исполняет Г. М.

«Сказочка» - хотя это коротенькая пьеса, в ней можно найти несколько разных музыкальных образов, каждый из которых имеет свой музыкальный материал. Начинается пьеса тихим фоном, на котором разворачиваются события, он одноголосен и наполнен интонациями – в нём уже заключён один из музыкальных образов: тихая монотонная речь рассказчика. На этом фоне разворачивается певучая мелодия, похожая на русскую народную песню. Это ещё один музыкальный образ: русская сказка о старинных, давно забытых временах.

4№ «Сказочка» - исполняет П. О.

В «Детской музыке» Прокофьев представляет два танца «Тарантеллу» и «Вальс».

И бубен свой берёт невеста молодая -

И вот она, одной рукой, кружа его над головой,

То вдруг кружиться легче птицы, то остановится….

5№ «Тарантелла» - исполняет Г. М.

Ещё один танец: вальс – он ведёт своё происхождение от неторопливого крестьянского танца лендлера. Размер вальса трёхдольный, он подчёркнут типичным для вальса аккомпанементом. На первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей четвертях – два аккорда, образующим с басом слитно звучащую гармонию. У Прокофьева вальс радостный, он имеет трёхчастную форму. Мелодии свойственна напевность, плавность.

6 № - исполняет К.Ю.

У Прокофьева музыка имеет настолько сильные изобразительны свойства, что создаётся целая картина образов. Легко представить себе и марширующих кузнечиков, и месяц на тонких ножках, гуляющий по ночному небу.

7№ «Шествие кузнечиков» - исполняет Р. А.

8№ «Ходит месяц над лугами» - исполняет Г. М .

Какой чудесный звук, какое-то завораживающее, волшебное звучание.

У Прокофьева отмечалось столь естественное отношение к музыке, что произведения, по его словам, рождались из самой жизни: их всего, что его окружало, волновало и радовало. Композитор говорил, что никогда не искал тем своих произведений, всё получалось само собой.

«Склонность к записыванию была мне свойственна с самого детства, и она поощрялась родителями, - сообщает Прокофьев на первых страницах «Автобиографии». В шесть лет я уже писал музыку. В семь, научившись играть в шахматы, завёл тетрадку и стал записывать партии. В двенадцать я подсмотрел, ка мой профессор музыки писал дневник. Это показалось совершенно замечательным, и я стал вести свой собственный, под страшным секретом ото всех».

С шести до одиннадцати лет Сергей записал несколько пьесок, которые были написаны в такой колкой манере, что друзья предложили назвать их «собачками».

Балет «Золушка». Над музыкой композитор работал в период с 1940 по 1944 года. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! И вы правы, потому что бал – время волшебства.

Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны.

Композитор Сергей Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет. Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию часов, которые должны напоминать Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. Полночь их часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время.

Появляется Золушка, она прекрасна. Очаровательный принц не может отвести от неё глаз. Послушайте три танца.

9№ «Бурре» - исполняют А. Н. А. и Ч. И. А.

Начинается «Вальс», который Золушка танцует с принцем. Музыка рисует картину веселья и танцев, счастливую Золушку. Её образ рисует мелодия вальса, которая звучит в балете неоднократно. На балу она громкая, торжественная. В «Паване» передаётся волшебный мир, куда Золушку и принца переносит волшебник.

10№ «Вальс» - исполняют А.Н. А. и Г. М .

11№ «Павана» - исполняют А. Н. А. и Г.М .

В области оперы и балета Прокофьеву нет равных. Многие говорили, что Прокофьев слышал в звуках пластическое изображение.

Прокофьев умел писать яркую, своеобразную музыку практически любого уровня сложности. Во многом, в этом секрет его популярности у исполнителей. Даже в отношении самых несложных произведений, он оставался ярким, убедительным, свежим, мелодически изобретательным.

На этом наш вечер закончен.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.