12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дмитриева Наталья Александровна17
Россия, Нижегородская обл., Павлово

Распространение наркомании в обществе, в частности среди молодежи, является в настоящее время проблемой чрезвычайно острой и актуальной. По данным социально-психологических исследований молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет живут в обществе, где в среднем каждый третий имеет опыт употребления наркотиков. Основной целью профилактической работы по борьбе с наркоманией является предоставление подросткам такой информации, которая явилась бы базисом для роста их психологической, социальной и гражданской зрелости при формировании отношения к химической зависимости как частному случаю личного неблагополучия, поскольку развитию наркомании всегда предшествует психологическая и социальная дезадаптация личности. Первичная профилактика прежде всего должна быть позитивной и направленной на умение противостоять давлению и находить без наркотиков то, что ищут в наркотиках.

Проблемы, возникающие при злоупотреблении наркотиками.

Медицинские

Социальные

Правовые

Психические расстройства

Прогулы в учреждении образования

Хулиганство

Слабоумие

Уход из учреждения образования

Воровство/ грабеж

Поражение всех систем и органов

Суицид

Нанесение телесных повреждений

Резкое уменьшение продолжительности жизни

Проблемы в семье

Убийство


Данное мероприятие может быть адресовано обучающимся старших классов, педагогам, студентам педагогических вузов, училищ.


Цель: формирование жизненных ценностей и ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

пропагандировать здоровый образ жизни;

учить подростков делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях;

помочь сформировать активную жизненную позицию;

помочь осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и её последствия.

Необходимое время: 60 минут.

Возраст: 15-16 лет.

Количество участников: 20-25 человек.

Необходимое оборудование: ватман, маркеры, ручки, портативный компьютер, верёвка 7-10 метров, губки для мытья посуды (8 шт.), пластиковые бутылки по 0,5 литров (8 шт.), конфеты «Чупа-чупс».

Мероприятие включает в себя комплекс ролевых игр, показ видеофильма, слайдов, тестирование.


Ход мероприятия

Игра «Меня зовут»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Оборудование: ватман, разноцветные маркеры.

Время: 5 минут.

Ход игры: группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане своё имя и ещё что-то, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом».

Каждый следующий участник делает то же самое. После того, как последний участник напишет своё имя, ватман вывешивается на стену и остаётся там на протяжении всего занятия.

Учитель: Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить проблему наркомании. Основное правило нашего мероприятия – создание атмосферы доверия и презумпция невиновности, т.е. если кто-то много говорит о наркотиках, то это не значит, что он употребляет их.

Оценка уровня информированности участников,
их личного опыта

Время: 5 минут.

Перед занятием необходимо раздать каждому участнику комплекты карточек зелёного, жёлтого и красного цветов. После каждого утверждения обучающиеся должны проголосовать карточкой соответствующего цвета. Проводящий исследование отмечает, какие из утверждений являются наиболее спорными для данной аудитории и каков общий уровень знаний участников в данной области.

Учитель: Сейчас мы проведём небольшой тест. Для этого вам раздали комплект карточек из трёх цветов, каждый из которых означает:

- красная – полностью не согласен;

- жёлтая – не уверен;

- зелёная – полностью согласен.

Тестируем следующие утверждения:

- Наркомания не вылечивается.

- Наркотики начинают пробовать вследствие: любопытства, трудностей в семье, моды, отсутствия цели в жизни, личной драмы, непонимания последствий, болезни, скуки, «за компанию», под давлением и т.д.

- Пристрастие к наркотикам – признак слабой воли.

- Подростки, употребляющие наркотики, всегда пытаются это скрыть.

- Наркоман долгое время считает, что если захочет, то перестанет употреблять наркотики.

- Анаша, гашиш, марихуана – это не наркотики.

- Можно всю жизнь употреблять наркотики и не стать наркоманом.

- Наркотики спасают людей от житейских невзгод.

Учитель: Наркомания, токсикомания быстро и прочно подчиняют себе человека, изолируя его от окружающих, лишая нормальных, житейских радостей, разрушая его интеллект, парализуя волю и чувства. Губительно отражается наркомания на здоровье потомства: дети, рождающиеся у наркоманов, часто имеют физические и психические дефекты.

Прежде чем попробовать первый в своей жизни наркотик, подумай: зачем тебе это нужно?


Показ видеофильма «Жестокая правда»

Время: 15 минут.

Обсуждение фильма

Время: 5 минут.

Вопросы:

- Что вы чувствуете, посмотрев фильм?

- Как вы думаете, почему молодые люди начинают употреблять наркотики?

- Известны ли вам случаи излечения от наркозависимости?

- Как вы думаете, как нужно бороться с наркоманией?


Учитель:

Нужно помнить, что всегда, в любой ситуации есть выход. Вы не одиноки, есть люди, которые переживают за вас, всегда помогут в трудной ситуации. И прежде всего это ваши родители! Есть единственный действительно эффективный способ не стать зависимым от наркотиков – это никогда, ни при каких обстоятельствах их не пробовать!


Игра «Отказ»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументированного отказа в ситуации выбора.

Время: 10 минут.

Ход игры: группа делится на три подгруппы. Каждой подгруппе предлагается одна из ситуаций:

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома;

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить у тебя дома какие-то вещи;

- одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.

Задание: в течение 3 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в такой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один участник играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияние тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.


Игра «Сбей бутылку»

Время: 15 минут.

Оборудование: веревка 7-10 метров, губки для мытья посуды - 8 штук, 8 пластиковых бутылок (по 0,5 л) с этикетками: №1, №2 и т.д., конфеты «Чупа-чупс».

Ход игры: Группа делится на две команды. Вдоль стены стоят несколько парт, на которых размещены 8 пластиковых бутылок. На расстоянии 4-5 шагов от парт верёвкой обозначена линия, от которой нужно будет сбивать бутылки. Ведущий просит команду встать вдоль линии.

Участники команды должны сбить губками для мытья посуды как можно больше бутылок. Каждому участнику дается по две попытки. Каждой бутылке соответствует определенный вопрос. Как только сбивается бутылка, ведущий зачитывает вопрос. Думать и подсказывать может вся команда, но окончательный ответ остается за тем, кто сбил бутылку. За каждую сбитую бутылку дается 1 балл, за каждый правильный ответ – 2 балла.

Бутылка №1: Сколько может быть проб наркотика, чтобы не попасть в зависимость? Как вы это определите?

Бутылка №2: Как следует себя вести, если вы подозреваете, что ваш друг, знакомый употребляет наркотики?

Бутылка №3: Если пить вино и не употреблять крепких напитков, то алкоголиком стать невозможно?

Бутылка №4: Наркотик помогает решать проблемы?

Бутылка №5: Наркотик – хорошее средство для развития общительности?

Бутылка №6: Пиво – это не алкоголь?

Бутылка №7: Употреблять или нет наркотики – личное дело каждого.

Бутылка №8: Наркомания генетически запрограммирована.

Бутылка №9: Употребляющих наркотики – надо наказывать.

Бутылка №10: Наркотики употребляют потому, что плохо работает полиция.

Итоговый вопрос: Перечислите способы, как можно отказаться, если тебе предлагают наркотик или выпить.

Участники получают поощрительный приз – конфеты «Чупа-чупс».


Показ слайдов «Простые правила здоровья»

Время: 5 минут.


Учитель: Я надеюсь, что вы приобрели новые знания и закрепили старые, которые в дальнейшем помогут вам противостоять соблазну и отказаться от употребления психоактивных веществ. Жить без наркотиков гораздо лучше и интереснее, жизнь богаче и разнообразнее без их употребления.


Заключение

Задача образовательных учреждений заключается в том, чтобы дети и подростки оставались здоровыми и не становились пациентами наркологических клиник. Они должны знать свои потребности и способы как их удовлетворить. Необходимо формировать у них убеждение о вреде наркотических веществ, огромной опасности их употребления и фатальной закономерности жестокой расплаты за это. Подростки должны приобрести позитивный опыт успешного самостоятельного удовлетворения жизненных потребностей.

Начавший употреблять наркотические вещества человек напоминает собой мотылька, стремящегося к огню: свет привлекает его, но огонь обжигает крылья, и мотылек погибает от того, к чему стремился. Однако, огонь тем привлекательнее, чем темнее вокруг. Если для мотылька вокруг будет светло, он не станет лететь на огонь – и это тоже следует помнить!


Список использованной литературы

1) Борсякова С.И., Жиренко О.Е. Классный час в 10-11 классе: Сценарии на основе новых технологий.- М.:5 за знания, 2007

2) Зарецкая Л.В. Обучение через общение: Интерактивные технологии ведение уроков-тренингов в образовательном учреждении.- М.: 2001

3) Концепция образовательной программы «Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью.- М.:2003

4) Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. – М.: 2000

5) Психология. Упражнения, игры, тренинги. 5-11 классы./Автор-сост. И.В. Гуреева.-Волгоград: ИТД»Корифей», 2010

6) Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (9-11 классы). 3-е изд.-М.:Генезис, 2010

7) http://www.otrok.ru/teach/narko/narkozav.htm

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.