Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Дружба»
Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Дружба»
Цель: расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Задачи: формирование нравственных качеств, обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; развитию связной речи.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся.
Методы: беседа, игра, диспут, мозговой штурм.
Оборудование: компьютерная презентация, радуга, ладошки, конверт с пословицами и разыгрывание ситуаций, карточки с заданиями, карандаши и клей для детей.
Ход мероприятия
Учитель.
- Здравствуйте дорогие гости и ребята.
- Ребята, посмотрите на гостей и поприветствуйте их улыбкой.
-Садитесь, начинаем наше занятие.
Создание проблемной ситуации.
Учитель.
-Отгадайте загадку. ( читает ученик с учебника)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга.)
Беседа.
Учитель.
-Я хочу вам подарить «Радугу», но наша радуга будет необычной.
-Возьмите карандаши и раскрасьте её.
-Что необычного вы заметили?
(на листочках восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно будет прочитать)
-Прочитайте первое слово сверху и т. д.
Обществу - фиолетовый
Дарить - синий
Радость - голубой
Улыбку - зеленый
Желание - желтый
Благородство - оранжевый
Единство - красный
- Прочитаем сверху вниз первую букву каждого слова.
- О чем будем говорить? (О дружбе)
Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит, что оно?
Мозговой штурм
-Как вы понимаете, что такое дружба?
«Дружба – это …» обсуждение понятия – дружба.
(Дети излагают свои мысли)
Работа со словарем. Прочитаем со словаря понятия дружбы.
Домашнее задание по группам.
-Домашним заданием было найти в словарях определение, что такое дружба?
1 группа: словарь С.И. Ожегова.
«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
2 группа: словарь В. И. Даля.
«Дружба - это бескорыстная приязнь».
Словарная работа.
Учитель.
- Владимир Иванович Даль в своем знаменитом "Толковом словаре” на первое место ставит бескорыстие. КОРЫСТЬ - страсть к приобретению, к наживе; Выгода, польза.
БЕСКОРЫСТИЕ. 1) Не стремящийся к личной выгоде, наживе.
Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир.
-А сейчас, послушаем стихи о дружбе, которые вы подготовили.
Домашнее задание по группам. Каждая группа подготовила стихи о дружбе.
1 группа: Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
2 группа: Землю обмотали
тоненькие нити,
нити параллелей
и зеленых рек.
Совершите чудо
руку протяните,
надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Игра «Ассоциация»
- Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1-слово.
- Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
- Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
- Какая она на ощупь?
- На вкус?
- С какой погодой вы бы сравнили дружбу»?
- С какими животными можно связывать слово дружба?
- Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
Физминутка.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать повсюду не спеши.
Учитель.
- Ребята, поделитесь своими мыслями, поразмышляйте над такими важными вопросами, которые даны на карточке. Каждая группа отвечает на два вопроса.
Вопросы по группам.
1 группа Нужна ли дружба?
Кого можно назвать настоящим другом?
2 группа Как ты думаешь, для чего человеку нужен настоящий друг?
Должен ли друг всегда делать то, что хочешь делать ты?
Словарная работа.
Учитель.
- А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так ли это на самом деле?
- Скорее всего, это широкий круг приятелей, товарищей, знакомых… просто приятных для время провождения и общения людей. А друзей не может быть много.
- Так давайте разберёмся, чем отличаются все эти понятия.
Друг, приятель, товарищ, знакомый.
- Выберите к словам соответствующие понятия.
Друг – человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.
Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Товарищ – человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни.
Знакомый - это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.
Учитель:
- Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
У вас на столах даны 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1- 1 группа
Вы пришли из школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед.
А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами.
(Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2- 2 группа
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.
(Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Учитель:
- Давайте познакомимся с правилами дружбы.
(дети по очереди читают правила)
Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам.
Не завидуй другу!
Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться.
Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке.
О достоинствах своего друга расскажи каждому.
Учитель.
-У нашего дерева - дружбы не хватает кроны. Ваши ладошки будут листьями, прикрепите их к дереву.
- Посмотрите, какое красивое дерево получилось из хороших качеств настоящего друга с крепкими корнями.
– Вам нравится?
Вывод:
Человек, как и наше дерево, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.
Закончите пословицей о нашем дереве. (Дерево держится корнями, а человек - друзьями)
Обсуждение пословиц и роговорок о дружбе.
Как ты понимаешь пословицу:
Старый друг лучше новых двух.
Не бросай друга в несчастье.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Итог занятия. Рефлексия.
Учитель.
Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Синквейн со словом «друг».
Список использованной литературы и источников
Гамзатов Р. Г. Берегите друзей / Р. Г. Гамзатов — «Эпоха», 2012
Зарахович И. С., Тубельская Г. Н., Новикова Е. Н., Лебедева А. Э. 10 000 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок: жемчужины
народной мудрости / «АСТ», 2012
Материал из Википедии [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Дружба
Синквейн [Электронный ресурс]. - https://sinkvein.ru/d/sinkvejn-druzhba.html