Сценарий внеклассного мероприятия «Всемирный день окружающей среды» (7–11 класс)
Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)»
«ПРИНЯТА»
методическим советом
МБУ ДО ЦДЮТур
Протокол № __ от __.__.2021 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Сценарий внеклассного мероприятия
«Всемирный день окружающей среды»
Составитель:
педагог-организатор МБУ ДО ЦДЮТур
Боярских Н.Н.
Ростов-на-Дону
2021 год
Цель: развитие экологической культуры учащихся, формирование активной жизненной позиции, воспитание бережного отношения к природе.
Образовательные задачи:
- обеспечить усвоение знаний об экологии, основных ее понятиях, вторсырье и сортировке отходов;
- расширить кругозор учащихся;
Развивающие задачи:
- создать условия для развития коммуникативных навыков при обсуждении заданий в команде;
- создать условия для развития аналитических способностей учащихся;
- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
Воспитательные задачи:
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах;
- содействовать формированию патриотических чувств;
- содействовать формированию активной жизненной позиции;
- содействовать повышению уровня мотивации к обучению;
- содействовать воспитанию культуры общения;
Планируемые результаты:
- развить самостоятельность в поиске решения различных задач;
- иметь базовые знания об экологии, основных ее понятиях, вторсырье и сортировке отходов;
- научиться делать выводы, быстро давать ответ на вопрос;
- определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;
- учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки;
- высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу;
- слушать и понимать других, в том числе развивать свою внимательность;
- учиться выполнять свою роль в группе.
Категория детей: 7 – 11 класс.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Методы: беседа, презентация, иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: ознакомительная информация об экологии, основных ее понятиях, вторсырье и сортировке отходов, наглядные иллюстрации по теме, компьютер, мультимедийный проектор, экран, бланки для ответов, бланки грамот, видеофайл с фильмом о сортировке бытовых отходов.
Структура мероприятия:
1. Вводная часть (20 – 30 мин.)
- организационный момент;
- сообщение темы мероприятия;
- рассказ об экологии, основных ее понятиях, вторсырье и сортировке отходов;
- объяснение правил интеллектуальной игры;
- деление класса на команды (по 3 – 4 человека);
- раздача бланков ответов.
2. Основная часть (10 – 15 мин.)
- командная работа над бланками ответов (обсуждение и вписывание ответов в бланк).
3. Подведение итогов (10 – 15 минут)
- педагог проверяет ответы, выводит призовые места, выписывает грамоты, в это время учащиеся смотрят фильм.
4. Заключительная часть (10 – 15 мин.)
- рефлексия;
- награждение победителей.
Памятка для педагога:
Правильные ответы:
1. Наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и с окружающей средой
2. Известняк
3. Сапрофаги
4. Рыбы, киты, кальмары
5. Приспособление к условиям среды обитания
6. Заказник
7. 1
8. Демэкология
9. 3 5 2 4 6 1
10. В. Шелфорд
11. 1940 г.
12. Отдельные природные объекты (водопады, пещеры и тд)
13. Система экологической безопасности
14. Бактерии
15. Нитраты
16. Пыльные бури, повседневная ветровая эрозия
17. Промышленные предприятия
18. Предметы гигиены, фольга, керамические чашки
19. Биоценоз
20. Невозобновляемые
Распределение призовых мест:
Один правильный ответ равен 1 баллу, максимальное количество баллов – 20.
1 место – 20-19 баллов;
2 место – 18-17 баллов;
3 место – 16-15 баллов.
Литература:
1. Н.М. Чернова, Экология животных, пособие для учащихся 7 класса, Москва, 2007
2. С.В. Алексеев, Экология , учебник для 9 класса, СПб, 1997
3. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, Основы экологии 10 (11) класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений, Москва, 2002
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Впишите ваши фамилии _______________________________________________
________________________________________________________________
Внимательно прочитайте вопросы и подчеркните правильные ответы
1. Что такое экология? | |||
Наука, занимающаяся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов | Наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и с окружающей средой | Наука, изучающая процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания | Наука о качестве жизни и здоровье человека |
2. Очень велико породообразующее значение мельчайших простейших, фораминифер. В какую породу превращаются их останки после отмирания? | |||
Уголь | Песок | Нефть | Известняк |
3. Животные, питающиеся разлагающимися остатками организмов других животных и растений это... | |||
Фитофаги | Зоофаги | Сапрофаги | Полифаги |
4. Наиболее типичные нектонные животные: | |||
Медузы, рачки, черви | Рыбы, киты, кальмары | Устрицы, анемоны, мидии | Водоросли, кальмары, анемоны |
5. Для чего кроту короткие уши, плотная шерсть, лопатообразные конечности? | |||
Защита от хищников | Привлечение партнера | Это рудименты, сейчас не используются | Приспособление к условиям среды обитания |
6. Территория, на которой охраняются лишь отдельные виды животных или растений: | |||
Заказник | Заповедник | Национальный парк | Питомник |
7. Какое животное было завезено на сочинское взморье в начале XX века для биологической борьбы с насекомыми-вредителями? | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
8. Её важнейшей задачей является изучение условий формирования популяций, динамики их численности: | |||
Аутэкология | Демэкология | Эйдэкология | Синэкология |
9. Расположите уровни живых систем в правильном порядке: 1-Биосферный; 2-Организменный; 3-Клеточный; 4-Популяционно-видовой; 5-Органный; 6-Биоценотический | |||
3 2 5 4 6 1 | 3 5 2 4 6 1 | 3 5 2 4 1 6 | 1 4 6 2 5 3 |
10. Назовите фамилию ученого, сформулировавшего следующий закон: лимитирующим фактором процветания может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности организма к данному фактору | |||
В. Шелфорд | Северцев С.А. | Линдерман Р. | Вернадский В.И. |
11. Когда состоялась I Всесоюзная экологическая конференция (г. Киев) | |||
1913 г. | 1951 г. | 1987 г. | 1940 г. |
12. Памятники природы - это: | |||
Участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного пользования | Отдельные природные объекты (водопады, пещеры и тд) | Территории, для которых характерен частичный режим охраны | Участки территории, выделенные для сохранения природы в оздоровительных и эстетических целях |
13. Совокупность мероприятий, направленных на поддержание экологического равновесия в биосфере называют: | |||
Политика экологической безопасности | Мероприятия экологической безопасности | Политика экологической опасности | Система экологической безопасности |
14. Что используют для очистки сточных вод от органических веществ в аэротенках? | |||
Личинки комнатных мух | Бактерии | Известняк | Вторсырье |
15. Эти азотистые удобрения часто используются для ускорения роста и созревания овощей, вызывают отравления: | |||
Диоксины | Трансгены | Этилы | Нитраты |
16. Выберите процессы, относящиеся к дефляции (можно выбрать несколько ответов): | |||
Ирригационная эрозия Струйная эрозия Пыльные бури Селевые потоки Плоскостная эрозия Овражная эрозия Повседневная ветровая эрозия | |||
17. Какой из источников загрязнения атмосферы является антропогенным? | |||
Вулканы | Промышленные предприятия | Лесные пожары | Выветренные горы |
18. Вторсырье – это определенные виды промышленных или бытовых отходов, используемые для повторной переработки с целью получения сырья, которое в дальнейшем используют предприятия для изготовления различных новых изделий. Но переработать можно не все. Что из нижеперечисленного нельзя переработать в России (можно выбрать несколько вариантов)? | |||
Стеклянные бутылки Предметы гигиены Фольга Алюминиевые банки Газеты Пластиковые бутылки Керамические чашки | |||
19. Совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство: | |||
Агроценоз | Экотоп | Биоценоз | Заказник |
20. К какому виду природных ресурсов относится нефть? | |||
Невозобновляемые | Возобновляемые | Климатические | Водные |
Количество баллов __________
Место _____________________