Внеклассное мероприятие «Всемирный день окружающей среды» (3–5 класс)
Муниципальное образование «Город Воткинск»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
города Воткинска Удмуртской Республики
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Разработчик:
Щенина Елена Алексеевна
педагог дополнительного
образования.
г. Воткинск. 2021
Введение
Внеклассное мероприятие «Всемирный день окружающей среды» (ВДОС) может быть рекомендована к использованию на внеклассных и факультативных занятиях. ВДОС – хороший повод, чтобы школам обратиться к проблемам экологи, рассказать о важности и необходимости природоохранных мероприятий, их личном участии в этом первостепенном благородном деле.
Цель: Прилечь внимание к проблемам окружающей среды.
Задачи:
1) формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;
2) развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
Адресат разработки: Рассчитано на обучающихся в возрасте 9-12 лет.
Оборудование: глобус, иллюстрации.
Методическое обеспечение: загадки, стихотворения.
Формы и методы: Словесный метод, художественное слово, наглядно-демонстрационный: с использованием иллюстраций.
Ход мероприятия
Учитель. 15 декабря 1972 ода в Стокгольме Генеральной ассамблеей ООН был учрежден Всемирный день окружающей среды, который отмечается 5 июня всем мировым сообществом. Цель этой акции привлечь внимание к проблемам окружающей среды. Ежегодно на конкурсной основе выбирается место проведения и столица Всемирного дня окружающей среды. Мероприятия, проводимые в рамках данной акции, не носит парадный характер, а нацелены на то, чтобы обострить восприятие существующих специфических проблем региона и страны.
Общий девиз дня – «За жизнь на Земле».
Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжества и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль.
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.
Моя планета – человеческий дом,
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где нет места ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
(Учитель держит глобус).
Учитель. Давайте окинем мысленно взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Ученые указывают на гигантские свалки на Земле. В опасности «легкие» планеты – леса. С космоса отчетливо видно облысение планеты. Загрязнение озер, морей и океанов.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Учитель. Ребята, то что вы видите здесь, - журнал, хоть и необычный. Его название «Наша чистая планета». Этот журнал живой. Каждую его страницу готовили наши корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено.
Я буду говорить вам об этом голубом поле. (Показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем речь:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жит не можем? (Воздух).
Речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, привыкли называть его небом. Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы, пыль и выхлопные газы. Что же мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Обучающиеся отвечают вопрос). Верно. Соблюдать чистоту, сажать растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в городах должно быть много зелени.
Учитель. Теперь следующая страничка нашего журнала. Посмотрите, что же это такое? Какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем нашего следующего корреспондента и его помощников.
2 корреспондент. Зеленая страничка нашего журнала – страничка жизни. А почему она зеленая? (Обучающиеся отвечают на вопрос).
Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь повсюду, жизнь вокруг. Человек природе – друг!Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это роле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растение или животные, которые занесены в Красную книгу. Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Главная забота – чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки Красной книги. Какие же животные ждут нашей помощи?
Бабочка. Мы, бабочки, украшаем леса, сады, парки. Особенно хороши мы весной. Увидев бабочку, люди стараются её поймать. Какой жалкой и несчастной выглядит пойманная бабочка, когда трепещет поломанными крылышками. Вы знаете, от птиц мы умеем защищаться. Например, бабочка Аполлон в минуту опасности падает на спину и «шипи» - скребет лапками. Это пугает птицу. А вот от человека защиты нет.
Лось. Лось не убегает ни от медведя, ни от волка. Принимая бой, он выходит победителем. Он может постоять за себя. Только человек оказывается сильнее лося.
Утро синее тихо
Занималось в лесу.
Шла тропинкой лосиха,
Осыпая росу.
Рядом с ней без тревоги
И доверчив, и рыж,
Семенил длинноногий
Горбоносый малыш.
Изучал на примерах
Он повадки её.
А рука браконьера
Поднимала ружьё…
Оступилась лосиха,
Осыпая росу,
И опять стало тихо
В оглушенном лесу.
Жаба. А я расскажу вам про жабу. Во все времена люди боялись и уничтожали жаб. Да, есть у жабы ядовитые железы, выделяющие беловатую жидкость. Вероятно, поэтому родилась легенда, что от этой жидкости появляются бородавки. Но это вымысел. Яд у жаб для того, чтобы защищаться от нападающих животных, но отравить, ни убить он никого не может. Жбы вообще никогда ни на кого не нападают. Зато приносят человеку пользу, съедая много вредных насекомых.
2 корреспондент. А теперь давайте отправимся с вами на волшебную «Полянку здоровья».
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справится с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Знаете ли вы целебные травы? (Обучающиеся называют известные им целебные травы).
Известны свыше 12000 видов лекарственных растений. С глубокой древности многие из них применялись в народной медицине, и недаром их называют травами здоровья, жизни. Но знайте, что собирать эти растения можно только там, где не проходит рядом автомагистраль, не дымит завод, не обрабатывались химикатами леса и поля.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Учитель. Посмотрите на наше поле. Эти черные круги и квадраты мы сможем убрать, если научимся правильно вести себя н природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые астения. Какое правило поведения на природе нам надо знать, чтобы растений было много кругом? (Обучающиеся отвечают на вопрос).
Когда мы запомним эти правила, сможем убрать черные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти – природу. Но наше поле еще портят черные квадраты, подними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? (Обучающиеся отвечают на вопрос, затем убираются квадраты).
Эти животные и другие пострадали от человек: бабочка из-за своей красоты, хищные птицы из-за непонимания людьми их роли в природе, а лягушки и жабы из-за своего внешнего вида.
Вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку, и послушаем третьего корреспондента.
3 корреспондент.
Ни умыться, ни напиться
Без воды,
Листку не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Эта страничка о воде. Где больше воды на Земле? (Обучающиеся отвечают на вопрос). А где еще находится вода? (Звучат ответы). Снег – это тоже вода, и облака – вода. В океане вода какая? (Обучающиеся отвечают на вопрос). А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода, и она должна быть чистой. Чистые ли воды океанов, морей, рек? (Обучающиеся отвечают на вопрос).
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж «белых» пятен нету.
Чёрные сотрёшь ли, человек?
Учитель. Посмотрите на наше поле – как много на нем грязных пятен! Сможем ли мы очистить это поле, чтобы наша планета выздоровела? Что надо сделать? (Обучающиеся отвечают на вопросы).
Мы убрали все черные пятна с нашей земли. Посмотрите! Наша планета выздоровела! Ей хорошо в чистом мире!
Ребята!
Вспомним пушкинскую сказку о золотой рыбке. В ней есть предупреждение нам, сегодняшним жителям Земли. В золотой рыбке мы увидели Природу – мудрую, строгую, щедрую, а в жадной старухе – самих себя! Сказка подсказывает:
Человек! Обуздай свою алчность, чтобы не остаться в конце концов у разбитого корыта!
Будем же беречь нашу Землю!
Повсюду, на каждом шагу, все вместе, и каждый в отдельности.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня!
Литература
Агесс П. Ключи к экологии. -Л.,1982.
Аллен Р. Наука и жизнь. – М., 1981.
Банников А., Рустамов А., Вакулин А. Охрана природы. – М., 1985.
Фишер Д., Саймон Н., Вижен Г. Красная книга. Дикая природа в опасности. – М., 1976.
10