Сценарий внеурочного мероприятия на тему: «Дети войны», посвященного 79 –летию Победы в Великой Отечественной войне
Сценарий внеурочного мероприятия на тему: «Дети войны»,
посвященного 79 –летию Победы в Великой Отечественной войне
Введение
Что мы знаем о той войне? Мы знаем ее по рассказам, по кинофильмам. Но особенно бесценными являются воспоминания «детей войны». Это люди 30-40-х годов рождения. Они ровесники Победы. Значит, самым младшим из них 70 лет. Самое светлое время жизни - детство, согревающее воспоминаниями всю жизнь человека, было для них не по-детски тяжелым. Даже тот, кто в войну был младенцем, не осознавая, страдал от нее. Те же, кто постарше, помнят оккупацию или эвакуацию, голод, холод и бомбежки. Суровые испытания военного лихолетья выпали не только взрослым, но и детям. Вчерашние школьники взяли оружие и вступили в смертный бой с фашистами. Большинство из них не «пионеры-герои», на образах которых воспитывалось их поколение, они бесчисленные «жертвы войны». Многие из них потеряли здоровье в войну, так и не успев вырасти и окрепнуть. Но они всё-таки выжили и дали жизнь следующим поколением, но далеко не всегда бывают поняты и выслушаны им. К сожалению, уважение к старости не является показательной характеристикой нашего общества…
Основная часть
Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, свеча. В презентации используются стихотворные строки Людмилы Голодяевской «Дети войны», песня Тамары Гвердцители «Дети войны», звук метронома.
Ход внеурочного мероприятия:
1. Организационный момент
Зал празднично украшен. Стол укрыт скатертью; горит свеча, на столе красные гвоздики; на мультимедийном экране надпись: «Маленьким жертвам большой человеческой жестокости посвящается…»
2. Выход ведущего
Ведущий:
- Здравствуйте дорогие гости. 9 мая в Луганской Народной Республике отмечается всенародный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей родины против фашистской Германии. Предлагаем вам совершить путешествие в прошлое, где мы познакомимся с детьми того страшного времени. Наша задача сегодня попытаться понять, какие испытания выпали на долю мальчишек и девчонок во время той страшной войны. Война никому не приносит счастья. Но ни одна война не искалечила столько детских судеб, не унесла столько детских жизней, не отняла столько детских счастливых воспоминаний как война с фашистской Германией. Мы хотим посвятить свой рассказ детям войны…
Номер танцевального коллектива колледжа «Дети войны»
Дети войны.
Смотрят в небо глаза воспаленные
Дети войны…
В сердце маленьком горе бездонное,
В сердце, словно отчаянный гром,
Ленинградский гремит метроном
Неумолчный гремит метроном.
Дети войны…
Набивались в теплушки, открытые
Дети войны…
Хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу,
Крошки хлеба на белом снегу
Вихрем огненным черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас, разлучив навсегда.
Дети войны…
В городках в деревеньках бревенчатых.
Дети войны…
Нас баюкали русские женщины.
Буду помнить я тысячи дней
Руки добрых чужих матерей,
Руки добрых чужих матерей.
Застилала глаза ночь кромешная,
Падал пепел опять и опять,
Но спасением и надеждою
Нам всегда была Родина-мать.
Дети войны…
Стали собственной памяти старше мы.
Наши сыны
Этой страшной войны не видавшие,
Пусть счастливыми будут людьми
Мир их дому,
Да сбудется мир!
Пусть счастливыми будут людьми
Мир их дому,
Да сбудется мир!
Слайды презентации
Ведущий:
- Самые беззащитные участники и свидетели войны – дети. Пережившие ужас, боль и страдание, они невольно приносили тяжёлый опыт в свою дальнейшую жизнь разными действиями: кто-то изо всех сил старается укрыть от всех невзгод уже собственных детей, кто-то отдаётся благотворительности и спешит на помощь всем нуждающимся, кто-то остаётся в состоянии войны до конца своих дней. Пройти мимо этого невозможно. По некоторым данным, в этой войне погибло около 800000 детей….
Видео. Слова матери, потерявшей детей
Ведущий:
- Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар, и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Студент группы 46:
- Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище…
Ведущий:
- Январь 1942 года. Ленинград в кольце блокады. Норма отпуска хлеба - 125 граммов на человека в сутки. Жителю города полагалось по небольшому куску хлеба в день. Для голодающих Ленинградцев хлеб был самой главной ценностью. Его берегли, доедали все до последней крошки. Взрослые делились хлебом из своей пайки с детьми. Морозы до 40 градусов. Ежедневные, почти круглосуточные, артобстрелы и авиаудары. Смерть повсюду. В эти страшные дни в городе каждый день умирало 265 малышей в возрасте до одного года. Но в то же время жизнь не замирала ни на минуту. Несмотря на все ужасы войны, всю блокаду, каждый день, в городе продолжали появляться новорожденные.
Война - это кровь, слезы и бесконечные человеческие страдания...
Слайды презентации
Студент группы 46:
- 1942 год. Ленинград. Блокада. У Семёновой Нины Алексеевны, большая семья (пятеро детей). Но как их уберечь, как прокормить? Машинное масло, бумага - компоненты блокадного меню тысячи семей. Оказавшиеся в кольце блокады, дети таяли на глазах. Один за одним умирали.
23.01.1942 года умерла Зоенька восьми лет, через пять дней Толик шести лет (28.01.1942 г.), через месяц новая смерть - Людочка, три года (28.02.1942 г.), а 18.03.1942 года умер самый младшенький - Васенька (1год и 3 месяца). Не сберегла она и мужа своего, Семёнова Василия Степановича, умер он от сердечной недостаточности 4.05.1942 года в 33 года. Разве это не мужество, потеряв детей, мужа, найти в себе силы жить ради последней дочери Галины, ей тогда было 12 лет? Позднее они были эвакуированы в село Кузедеево Кемеровской области.
Слайды презентации
Ведущий:
- С начала войны школьники пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. В стране возникло и ширилось движение «Молодежь – на производство». После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты, т. е. все для фронта. В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из школ. В телогрейках и стеганых брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.
Слайды презентации
Ведущий:
- Организованная эвакуация в тыл страны, забота государства и милосердие многих людей позволили спасти детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу.
Зачем ты, война,
У девчонок их детство украла
И синее небо, и запах цветка?
Пришли на заводы
Работать ребята Урала,
Подставив ящики, чтоб достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался холодный рассвет.
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим –
Всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе
Довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию-банку варенья
Пред ними, ребятами
Кто-то поставил на стол.
Слайды презентации
Студент группы 46:
- Во время блокады девочка Люся и мальчик Толя Александровы работали на заводе, на котором делали снаряды для обороны города Ленинграда. На этом заводе они продолжили работать после войны и проработали до самой старости. И всю последующую жизнь после блокады они продолжали бережно относиться к хлебу, другим продуктам и ценили человеческие отношения и любовь к Родине.
Студент группы 46:
- Владимиру Арсентьевичу Соболеву было тогда 5 лет, началась война. Он жил с мамой в городе Ленинграде и на его детские плечи обрушились страх, голод, бомбёжки блокадного Ленинграда. В 1942 году через Ладожское озеро на деревянных плотах переправляли детей и женщин из блокадного Ленинграда на Урал. Организовали переправу руководители завода электромеханического оборудования, на котором впоследствии и стал работать Владимир Арсентьевич. Первыми переправляли детей. Сквозь разрывающиеся тут и там снаряды, плоты проходили этот путь, который и называли тогда "Дорога смерти". И вот впереди пролетела очередная бомба со свистом где-то очень близко... впереди идущий плот с детьми ушёл под воду, разорвавшись на мелкие кусочки. Страх застыл в детских глазах, а ведь им предстояло плыть дальше через это место. Назад дороги нет, впереди есть маленькая надежда на спасение. Группа детей, где был Владимир Арсентьевич, добрались до безопасного места. Мама должна была плыть позади, но её так и не дождался сын на том берегу озера. Выживших отправили поездом на Урал. А потом -детский дом, война и голод.
Слайды презентации
Ведущий:
Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Фашистское вторжение прокатилось по человеческим судьбам. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – вот что стало уделом сотен тысяч детей.
Слайды презентации
Студент группы 46:
Хаты́нь— деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. Среди 149 сгоревших в Хатыни- 75 детей….
Ведущий:
Дети – узники фашистских лагерей 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом возврату не подлежит, вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети. Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими - то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения. Заключенных избивали дубинками, внутри которых были железные болты. Каждый день в четыре часа утра эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек.
Студент группы 46:
Шоссе Рига – Даугавпилс. На семнадцатом километре дорога сворачивает в лес. Вовремя немецко – фашистской оккупации здесь находился самый большой из 23 лагерей смерти, устроенных гитлеровцами в Латвии, концентрационный лагерь Саласпилс…Детей разлучали с матерями и помещали в специальные бараки…У детей систематически брали кровь для нужд немецких госпиталей. Ослабевших умерщвляли. Судебно-медицинским исследованием эксгумированных после войны детских трупов, найденных в общих могилах, было установлено, что детям вводили в организм различные яды.
-Что это, мама?
-Молчи, сынок!
-Кто это, мама?
-Фашисты, сынок.
-Что им нужно от нас?
-Наше счастье, сынок,
Нашу кровь, сынок,
Нашу жизнь, сынок.
-Что это, мама?
Зачем разлучают нас?
Где мы?
- В концлагере.
Хотят на колени поставить нас.
Хотят, чтоб мы кланялись,
Им кланялись!
Хотят, чтоб забыл ты свой дом, свою мать.
Душу мою, тело мое,
сердце мое – сына отнять!
-Что это, мама?
- Труба Саласпилса.
-Что это?
- Дым из трубы.
-Что же там делают?
-Мыло, мальчишка,
Мыло, сынок и ремни.
-Мама, к нам доктор в барак приходил.
Кровь у нас брал, как зовут, спросил.
Дал мне таблетки, сказал, чтоб я съел их, мама,
Плохо мне стало!
Плохо мне, мама, мама!
Где ты, мама? Мама откликнись…
Слайды презентации
Ведущий:
Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из-под овощей, прорезав дыры для рук и головы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.
Студент группы 46:
- На момент начала войны, Зинаиде Петровне Носановой было 8 лет. В 1942 году её семью приговорили к расстрелу за то, что отец ушел к партизанам в лес, но в последний момент изменили приговор и отправили в литовский концлагерь “Алитус”. Она рассказала, что было очень страшно, людей умирало очень много буквально на глазах, немцы не давали даже пить, когда гнали их в концлагерь. В самом же лагере они терпели массу издевательств: отравляющий газ, ледяная баня, куда сгоняли людей, пока их одежду прожаривали в печах, чтобы избавиться от вшей, разъяренные овчарки, их травили немцы и если кто-то падал, то их собаки терзали в клочья.
Слайды презентации
Ведущий:
- «Когда шла война, мне было 8 лет» - вспоминает Потехина Вера Федоровна. «Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Наша семья тогда жила в глубоком тылу в г. Ташкенте, где выпускали боевые машины, самолёты, одежду, продукты для фронта. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов, поэтому все заботы о домашних делах были на нас. Но основной работой была учёба. Часто учились в холодных классах, не хватало бумаги, поэтому вместо тетрадей пользовались отходами полиграфической промышленности. Занятия проводились по военной программе. Кроме основных предметов, изучали военное дело – учились собирать и разбирать автомат, пользоваться противогазом, правильно ходить в строю. За хорошую учёбу получали награды – брезентовые ботинки. Были очень рады им, т. к. обуви не хватало. На завтрак мы получали кусочек хлеба, мясных продуктов не было, ели мясо черепах».
У вас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие ваши бабушки и дедушки учились читать именно так.
Перенесемся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 года:
«Наш лозунг - победа!»
«Что ты сделал для фронта?»
«Все женщины и подростки - в ряды бойцов трудового фронта»
«В военное время работать по-военному»
«Все силы на разгром врага!»
«Буду работать за двоих»
Студент группы 46:
- Во время Великой Отечественной войны против гитлеровских оккупантов действовала целая армия мальчишек и девчонок. Только в оккупированной Белоруссии не менее 74500 мальчишек и девчонок, юношей и девушек воевали в партизанских отрядах. В Большой Советской Энциклопедии написано, что в годы Великой Отечественной войны более 35 тыс. пионеров – юных защитников Родины - было награждено боевыми орденами и медалями.
Ведущий:
- Многие дети вместе со взрослыми воевали на передовой и уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Они ценой своей жизни собирали ценные сведения, взрывали склады с боеприпасами и продовольствием, уничтожали вражеские эшелоны, уничтожали немецких солдат и офицеров. Среди них сыны полка, орлята, пионеры-герои, чье детство опалила война.
Слайды презентации
Студент группы 46:
«Не детское дело – война», - говорили взрослые. Проявление детского патриотизма было настолько сильным, что вопреки запретам взрослых, которые пытались защитить их от опасности, дети присоединялись к военным частям, становились сыновьями и дочерями полков. Они шли в последний в своей жизни бой с врагами не ради славы или награды. Они осознанно шли на смерть во имя свободы и независимости нашей Родины. Они пали на поле боя, оплаканные матерями, и призывают нас быть мужественными и отважными в каждую минуту нашей мирной жизни!
Ведущий:
- Вспомним всех поимённо…
Ордена Ленина были удостоены Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Слайды презентации
Юные безусые герои!
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Песню композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова « Журавли» исполняет студент гр.46 Коротенко Кирилл.
Студент группы 46:
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания!
Ведущий:
Память о мертвых принято чтить минутой молчания. Склоним головы низко, чтоб уважение им отдать. Склоним головы перед светлой памятью тех, кто вошел в бессмертие.
Минута молчания, звук метронома (приложение3)
3. Заключение
Ведущий:
- День Победы! Значит, нет фашизма,
Значит, над землею тихий свет,
Значит, дети рождены для жизни,
Для счастливых, мирных долгих лет.
Видео: Мария Миронова «Я хочу, чтобы не было больше войны»
(приложение 4)
Ведущий:
С ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Мы ПОМНИМ! Мы ГОРДИМСЯ!
Список использованных источников:
1. Алещенко Н.М. Во имя Победы — Москва, 1983: Издательство
Просвещение — с. 63.
2. 1941 – 1945 гг. Сборник документов и материалов. – Челябинск, 2000.
3. Фадеев А. В дни блокады. Путевые записки. 1999.
4. cinemaplayer.ru/28131-_deti_.
5. muzofon.com/search/дети войны