Сценарий внеурочного мероприятия «Наши Защитники Отечества» для 2 класса
Сценарий внеурочного мероприятия «Наши Защитники Отечества» для 2 класса
Пояснительная записка:
Данное внеурочное мероприятие посвящено Дню защитника Отечества и направлено на воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны и ее защитникам. Мероприятие разработано для учащихся 2 класса с учетом их возрастных особенностей и включает в себя разнообразные формы работы: беседу, просмотр презентации, игровую деятельность, творческие задания.
Цель и задачи:
Цель: Формирование у учащихся 2 класса чувства патриотизма, уважения к истории своей страны, памяти о героях-защитниках Отечества и готовности к защите Родины.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «защитник Отечества» и его значением.
Расширить знания об истории Великой Отечественной войны и героизме советских людей.
Представить биографии и подвиги нескольких Героев Советского Союза.
Развивать познавательный интерес к истории своей страны.
Развивать речь, мышление, память, творческие способности.
Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев.
Воспитывать уважение к ветеранам войны и труда.
УУД (универсальные учебные действия)
Личностные УУД.
Смыслообразование: Учащиеся будут демонстрировать интерес к теме, осознавать важность празднования Дня защитника Отечества и значимость подвига защитников Родины, связывая знания о героях с личным опытом и ценностями. (Проявляется в ходе беседы о Родине, в ответах на вопросы о героях).
Нравственно-этическое оценивание: Учащиеся будут развивать способность оценивать поступки героев с точки зрения морали и нравственности, формируя представления о мужестве, самоотверженности, преданности Родине. (Проявляется при обсуждении подвигов героев, выявлении мотивов их поступков, в выражении сочувствия).
Самоопределение: Учащиеся будут формировать свою позицию по отношению к теме, выражать свои чувства и эмоции, связанные с событиями Великой Отечественной войны, и осознавать свою принадлежность к обществу, ценящему подвиг защитников Отечества. (Проявляется в ответах на вопросы, творческой деятельности, рефлексии).
Регулятивные УУД:
Целеполагание: Учащиеся будут принимать учебную задачу, поставленную учителем, и стремиться к ее выполнению. (Проявляется в понимании цели мероприятия, следовании инструкциям учителя).
Планирование: Учащиеся будут планировать свои действия, следуя плану мероприятия, и выполнять задания в определенной последовательности. (Проявляется в следовании этапам мероприятия).
Контроль и коррекция: Учащиеся будут контролировать процесс выполнения заданий, оценивать свои результаты, при необходимости вносить коррективы. (Проявляется в игре «Вопрос-ответ», в проверке своих рисунков).
Оценка: Учащиеся будут оценивать свою работу на уроке, выражать свое мнение о проделанной работе и о мероприятии в целом. (Проявляется в рефлексии).
Познавательные УУД:
Поиск и выделение информации: Учащиеся будут извлекать информацию из различных источников (рассказ учителя, презентация). (Проявляется при просмотре презентации и слушании рассказа учителя).
Структурирование знаний: Учащиеся будут систематизировать полученную информацию, выделять главное, строить логические рассуждения и делать выводы. (Проявляется при ответах на вопросы, работе с карточками, выполнении творческих заданий).
Анализ, синтез: Учащиеся будут анализировать поступки героев, выделять их особенности, обобщать полученные знания. (Проявляется при обсуждении рассказов и басен, при работе с пословицами).
Установление причинно-следственных связей: Учащиеся будут понимать взаимосвязь между событиями Великой Отечественной войны и подвигами героев. (Проявляется при обсуждении причин и последствий событий).
Моделирование и преобразование информации: Учащиеся будут преобразовывать полученную информацию в рисунки и аппликации. (Проявляется при выполнении творческих заданий).
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и понимать речь других: Учащиеся будут слушать рассказ учителя, ответы одноклассников, проявляя уважение к мнению других. (Проявляется при обсуждении).
Умение выражать свои мысли в устной форме: Учащиеся будут формулировать свои ответы на вопросы, участвовать в обсуждении, выражать свои чувства и эмоции. (Проявляется при ответах на вопросы).
Умение работать в группе, сотрудничать с другими людьми: (при раскрашивании раскрасок).
Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве: Учащиеся будут уважать разные точки зрения, приходить к общему мнению.
Оснащение и оборудование:
Компьютер.
Проектор и экран.
Презентация «Наши защитники Отечества».
Раздаточный материал: карточки с пословицами, раскраски с военной тематикой.
Цветные карандаши, фломастеры.
Музыкальное сопровождение: песни военных лет.
Этап 1. Организационный момент (2 минуты):
Учитель: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас особенный классный час, посвященный очень важному празднику – Дню защитника Отечества! Поздравляю вас с этим замечательным праздником! Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и хорошим настроением! Посмотрите, все ли готовы к занятию: на партах лежат карандаши, фломастеры, цветная бумага? Молодцы!
Этап 2. Вводная беседа (5 минут):
Учитель: Ребята, какой праздник мы отмечаем в феврале?
(Планируемый ответ: День защитника Отечества)
Учитель: правильно! А что означает слово «Отечество»?
(Планируемые ответы: Наша Родина, наша страна, место, где мы родились, где живут наши родные.)
Учитель: совершенно верно! Родина – это самое дорогое, что у нас есть. А кто такие защитники Отечества?
(Планируемые ответы: Солдаты, военные, люди, которые защищают нашу страну от врагов.)
Учитель: Молодцы! Защитники Отечества – это люди, которые охраняют нашу страну от врагов, защищают ее границы, мирную жизнь. Наша страна прошла через много войн. И сегодня мы вспомним о тех, кто отважно сражался за свою Родину.
Этап 3. Основная часть. Рассказ о героях Великой Отечественной войны (15 минут):
Учитель: Великая Отечественная война – это страшная война, которая началась 22 июня 1941 года. Фашистская Германия напала на нашу страну. Но советские люди не испугались! Они встали на защиту своей Родины. На фронт уходили и мужчины, и женщины, и даже дети помогали, чем могли. Многие совершали настоящие подвиги, проявляя храбрость и самоотверженность. (Показ слайда с фотографией военных лет.)
Учитель: сейчас мы познакомимся с некоторыми героями этой войны. (Показ слайда с портретом Зои Космодемьянской.)
Учитель: Это Зоя Космодемьянская. Она была совсем юной девушкой, как и вы, когда началась война. Зоя ушла в партизанский отряд и выполняла опасные задания в тылу врага. Зоя была схвачена фашистами и подвергнута жестоким пыткам. Но она не выдала своих товарищей. Зоя до конца осталась верна своей Родине. (Показ слайда с фото и краткой историей.)
Учитель: как вы думаете, почему Зою можно назвать героиней?
(Планируемые ответы: Она была смелой, она не боялась врагов, она не предала своих товарищей, она любила свою Родину.)
Учитель: Молодцы! (Показ слайда с портретом Александра Матросова.) А это Александр Матросов. Во время боя он закрыл своим телом амбразуру вражеского пулемета, чтобы дать возможность своим товарищам продолжить наступление.
Учитель: как вы думаете, почему поступок Александра Матросова можно назвать героическим?
(Планируемые ответы: Он пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти других. Он был смелым.)
Учитель: (Показ слайда с портретом Алексея Маресьева.) А это Алексей Маресьев. Во время войны его самолет был сбит, он получил тяжелые ранения и потерял ноги. Но он не сдался! Он научился летать на протезах и продолжил воевать, сбив много вражеских самолетов!
Учитель: как вы думаете, что помогло Алексею Маресьеву не сдаться?
(Планируемые ответы: Он был сильным, он хотел защищать свою Родину, он не опускал руки.)
Учитель: Эти и многие другие герои своим мужеством и отвагой помогли нашей стране победить в Великой Отечественной войне. Мы всегда будем помнить их подвиги! (Демонстрация слайдов с военной техникой и историческими фотографиями.)
Этап 4. Физкультминутка (3 минуты):
Учитель: А сейчас немного отдохнем и представим себя бравыми солдатами!
(Проводит физкультминутку под музыку военных лет.)
«Раз, два – выше голова» (поднимаем голову, смотрим вверх).
«Три, четыре – руки шире» (разводим руки в стороны).
«Пять, шесть – всем присесть» (приседаем).
«Семь, восемь – тише, тише» (прикладываем палец к губам).
«Девять, десять – встанем вместе» (встаем).
Этап 5. Закрепление материала. Игровая деятельность и творческое задание (12 минут):
Игра «Вопрос-ответ»:
Учитель: сейчас мы поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро и правильно на них ответить.
Какой праздник мы отмечаем в феврале? (День защитника Отечества)
Кто такой защитник Отечества? (Тот, кто защищает свою страну.)
Назовите имена героев, о которых мы сегодня говорили. (Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Алексей Маресьев)
В какой войне сражались наши герои? (В Великой Отечественной войне)
Что значит быть героем? (Быть смелым, отважным, любить свою Родину.)
Работа с пословицами:
Учитель: у меня есть карточки с пословицами о Родине и героизме. Давайте прочитаем их и объясним, как мы их понимаем.
Раздача карточек с пословицами:
«За Родину-мать не страшно умирать»,
«Герой умирает раз, а трус – тысячу раз»,
«Смелый боец – в бою молодец».
(Дети читают пословицы и объясняют их смысл.)
Творческое задание:
Учитель: А сейчас каждый из вас выполнит задание, а именно раскрасит солдата, либо танк.
* Раскрасьте раскраску с военной техникой или солдатом.
(Дети выполняют творческое задание. Учитель помогает при необходимости.)
Этап 6. Заключительная часть (3 минуты):
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего запомнилось?
(Планируемые ответы: Мы узнали о героях войны, о том, что такое Родина, что такое героизм.)
Учитель: Молодцы! Я вижу, вы хорошо поработали.
Поднимите вверх зелёный смайлик-если у вас всё получилось и было легко. Жёлтый- если были затруднения. Красный – если было скучно и не понятно.
(Показ слайда с фотографией праздничного салюта.)
Учитель: И в завершении, давайте послушаем песню «День Победы». (Включается песня «День Победы».)
Учитель: спасибо вам за активное участие! Вы – настоящие патриоты!
Источники.
Окружающий мир. 2 класс. Разделы, посвященные истории России и Дню защитника Отечества.
Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне.
Кассиль Л.А. Твои защитники.
Митяев А.В. Рассказы о русской армии.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления (адаптированное издание для детей).
Книги о Героях Советского Союза (адаптированные для детей): «Звезды не меркнут: Книга о Героях Советского Союза».
Сборники стихов о войне, о Родине, о защитниках Отечества (для чтения и разучивания): «Детям о войне: Стихи и рассказы», «День Победы: Стихи и рассказы для детей».
«Память народа»: https://pamyat-naroda.ru/ (Содержит информацию о героях войны, документы, фотографии). Необходимо тщательно отбирать материал, адаптируя его для 2 класса.
«Подвиг народа»: https://podvignaroda.ru/ (Информация о награждениях, документы). Необходимо тщательно отбирать материал, адаптируя его для 2 класса.
Изображения военной техники, портреты героев, исторические фотографии (для презентации): (Поиск в поисковых системах (Яндекс, Google) по запросам «военная техника картинки для детей», «герои Великой Отечественной войны портреты», «фотографии Великой Отечественной войны»).
Аудиозаписи песен военных лет: «День Победы»).
Отзыв (от учителя).
Проведение этого внеурочного мероприятия для 2 класса стало для меня очень важным и волнительным опытом. Дети были невероятно вовлечены в процесс, с интересом слушали рассказы о героях и активно участвовали в обсуждении. Видно было, как они сопереживают героям, гордятся своей страной. Творческая работа помогла детям выразить свои чувства и закрепить полученные знания. Я уверена, что такие мероприятия формируют у детей чувство патриотизма и уважения к истории нашей страны.