Эссе на тему «Стиль деятельности учителя будущего»
Стиль деятельности учителя будущего
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Карташова Н.А.
Чтобы разобраться в стиле деятельности учителя будущего, считаю необходимым определить стиль деятельности современного учителя.
Современный учитель, нацелен на формирование мотивированной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Его индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления, проявляющего в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Учитель будущего должен центральное место в процессе обучения отводить познавательной деятельности ученика, а не информационно-объяснительной деятельности учителя. Приоритетом должно стать самостоятельное приобретение учащимися полученных знаний и умений и применение их в конкретных ситуациях, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; развитие учащихся должно происходить в ходе совместного обсуждения информации, результатов эксперимента, дискуссий; проведения исследований в процессе коллективной деятельности, а не при использовании знаний, полученных в готовом виде и их механическом заучивании».
Считаю, что учитель будущего – это человек, сам умеющий и любящий учиться; тот, кто не останавливается в своём развитии, а учится всю жизнь. Он следует принципу двигаться только вперед, и ни шагу назад. Этих людей называют коучер и тьютор – т. е. куратор, наставник, помощник, репетитор, советчик, который разрабатывает индивидуальные программы для учащегося. Дети и подростки должны чувствовать, что они причастны к чему-то очень великому, когда получают те или иные знания. Они испытывают огромный духовный запрос на принадлежность к настоящей миссии. Современные дети открыто мечтают и делятся своими мыслями со всем миром. Учителя будущего должны четко понимать эти грани жизни ребенка. Все это нужно учитывать современному учителю: он должен быть не только источником знаний и контролером, но, скорее, мотиватором, вдохновителем и проводником в мир больших свершений и глобальных ценностей.
Считаю, что для учителя будущего должен быть принципиален коллегиальный стиль профессиональной деятельности. Этот стиль присущ при использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения и применении инновационных форм. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Умение услышать высказанную мысль, интерпретировать ее, развить тему — одно из самых ценных качеств преподавателя, которые хотят видеть дети, а значит такой учитель должен участвовать в образовательном процессе в будущем, наверное уже с завтрашнего дня.