Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель… Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества. Н.Рерих Последние августовские дни не всегда радуют нас чудесной летней погодой, а на душе та же лёгкая грусть, когда ты прощаешься с чем-то прекрасным в предощущении чего-то совершенно нового и необычного.
Так когда-то и я, семилетняя девочка, из последних сил ждала прихода сказочного праздника «Первое сентября»: портфель давным-давно собран, каждый день перекладывается пенал, пересматриваются обложки для учебников и тетрадей (Хватит ли?), форма наглажена, банты готовы. И вот оно долгожданное: седая учительница вручает тебе «Азбуку» и предлагает позвонить в большой тяжёлый колокольчик. Счастье! А потом были уроки, на которых легко и просто вместе с Ольгой Петровной мы постигали школьную науку, переживая за технику чтения, украшая читательские дневники; мы жили, дружили, помогали друг другу.
Первый учитель – это половина успеха в жизни человека, ведь именно он открывает нам мир, дарит истину и принимает первые детские открытия. Но поистине счастлив тот, в чьей школьной жизни был любимый учитель, который на всю жизнь останется горящим сердцем, согревающим наше бытие, дающим направление нашему пути; с таким маяком и дорога всегда легче. Для меня моя любимая учительница Хренова Людмила Николаевна остаётся ещё и камертоном моей совести: «Что я сделала и что я должна ещё сделать?» Всему, что есть во мне хорошему, я обязана своей семье и Людмиле Николаевне. Её роль в моей жизни равноценна словам Ф.М. Достоевского: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека». Так и её взгляд, даже мысленно представляемый, как солнце прогоняет все тучи из моего сердца и просто требует делиться своим собственным светом с окружающими. Надо также отметить, что школьные учителя, вторя семье, которая подарила малую родину, открыли для нас, школьников, Родину большую, тогда Советский союз, начиная с гимна на форзаце учебника в начальной школе и его знание наизусть, заканчивая активным участием в жизни своей школы и деревни, и воспитали чувство гордости за свою страну и ответственности перед ней. Но однажды наступает то мгновение, когда ты должен перешагнуть школьный порог и выбрать свой путь в жизни.
Меня учительская стезя выбрала сама, ибо продолжить труд моих учителей стал смыслом моей жизни, пришло понимание того, как важно делиться с детьми этим согревающим теплом, наверное, поэтому и мой выбор в пользу русского языка и литературы был далеко не случаен. Огромное влияние оказала наша учительница литературы в Угличском педагогическом лицее Лукьянчикова (Скорнякова) Наталья Владимировна: все мы, буквально, смотрели ей в рот от восхищения и старались походить на неё хоть в самом малом; на каждом уроке вместе с Натальей Владимировной, красивой, модной, открытой для нас, мы отправлялись в удивительный мир литературы, а её голос звучал то отрывисто, с надрывом по-цветаевски, то протяжно и манерно по-ахматовски, то светло и легко по-есенински …, и мы это чувствовали и понимали.
Именно тогда и появилась потребность делиться красотой, богатством, энергетикой русского слова, именно тогда я влюбилась не в чтение, ибо всегда читала много и азартно, а в литературу, особенно в поэзию. И это не ушло в никуда, как позднее, цитируя шотландского поэта Бёрнса, учитель-мастер Мандельштам Тамара Антоновна подтвердит моё понимание жизни: «Поэзию любят красивые люди, поэзия делает Землю красивей». К тому же Тамара Антоновна показала мне красоту прозаического труда учителя-словесника; в то время как другая моя коллега Изюмская Людмила Яковлевна научила любить каждый свой урок, чтобы не терять напрасно его драгоценные минуты. Так принципиальность, искренность, богатство внутреннего мира Фроловой Ирины Константиновны кристализировало истину, что учитель – это труженик, который, не сетуя, смиренно обрабатывает бесконечную ниву, а потому и не под силу всей дружине Вольги Святославовича закинуть кленовую сошку Микулы Селяниновича за ракитов куст. За иносказанием сокрыта простая истина – ты понимаешь своё предназначение, ибо человек, нашедший себя, счастлив. Так и учитель открывает детям дверь в большой мир, в котором каждый из них должен найти свою дорогу.
Я пишу эти строки вовсе не из корпоративной этики, конечно, при этом испытывая чувство восхищения и долга перед коллегами, потому как рядом с тобой и учениками Решунова Евгения Сергеевна – отличный литератор, Карасёва Татьяна Владимировна – суперматематик, Ривьер Наталья Юрьевна – прекрасный биолог, Селифонтова Людмила Алексеевна – профессионал своего предмета «Физическая культура» и всех перечислить трудно… в такой команде можно творить чудеса. Но и общество, в котором остается потребность в педагоге как в наставнике и друге, имеет будущее, ибо учитель – это скрепа нашей национальной культуры, истории, традиций, а потому он должен учить детей принимать вызовы своего времени, и самое главное, самому не быть равнодушным к серости, пошлости, наглости и прививать это своим ученикам, повторяя слова нашего классика А.С. Грибоедова: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству». С праздником, дорогие коллеги и ребята, удачи и новых свершений. Кузьмина Мария, руководитель угличского отделения Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка.
Купцова Елена Александровна