Урок на тему «Стили языка» (9 класс)

7
0
Материал опубликован 7 March в группе

Стили языка

Цель: повторить стили речи

Задачи: знать стили речи, уметь определять стиль речи текста

 

Разминка. А) Сделай морфемный разбор.

Подоконник, настенный, сейчас, иногда, говоривший, лестничная.

Б) Игра «Следопыт»: найди ошибки. Пользуйся орфографическим словарем)))

Алегория, аннафора, антоним, архоизм, гепербола.

t1709797419aa.gifВ)Уточни значение терминов по словарю литературоведческих терминов и выполни задание.

*Определи, к какому термину подходит соотношение: «любовь» -

*Подобрать антоним к слову РАННИЙ -……………………

*В выражении «Человек -гора» используется прием…………………………..

 

Новый материал. Прочитать справочный материал, дополнить таблицу

 

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

 

 

 

Точная передача деловой

информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

 

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

 

Особен-ности

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

 

 

 

 

 

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

 

Закрепление.

а) упр.17, прочитай задание в учебнике, выполни по заданию

Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат… и его мысли станут моими мыслями… О, как таинственны, как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные явления!

б)упр.22 (по заданию)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

Контроль. Определить стиль текста, доказать, используя таблицу.

1. «Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь! …………………….

 

2. Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.

В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан. ……………………………………………………………………………………

 

 

Домашнее задание.§3, упр.25(устно),26 (устно), 27 (письм.)

 

 

Справочный материал

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля- общение. Применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др. Это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. К языковым особенностям относится варьирование интонации, ударения, паузы...К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика разговорного стиля имеет помету «разг.» В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая- столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, «бить баклуши»-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция - доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь. Используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг. Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др. Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Деловой стиль.

Основная функция делового стиля- точная передача деловой информации. Используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др. Характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением... В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика. В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.

Публицистический стиль.

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция - функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы. В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: .атмосфера, деликатничать... Часто используются иноязычные слова: шоу- спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы.

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция - воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо. Отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ , и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин) Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации