Стили языка
Цель: повторить стили речи
Задачи: знать стили речи, уметь определять стиль речи текста
Разминка. А) Сделай морфемный разбор.
Подоконник, настенный, сейчас, иногда, говоривший, лестничная.
Б) Игра «Следопыт»: найди ошибки. Пользуйся орфографическим словарем)))
Алегория, аннафора, антоним, архоизм, гепербола.
В)Уточни значение терминов по словарю литературоведческих терминов и выполни задание.
*Определи, к какому термину подходит соотношение: «любовь» -
*Подобрать антоним к слову РАННИЙ -……………………
*В выражении «Человек -гора» используется прием…………………………..
Новый материал. Прочитать справочный материал, дополнить таблицу
Разговорный |
Научный |
Официально- деловой |
Публицистический |
Художественный |
|
Цель (зачем?) |
Обмен мыслями, впечатлениями, общение
|
|
Точная передача деловой информации |
|
Воздействие на мысли и чувства |
Сфера применения (где?) |
|
Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги
|
|
Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях |
|
Особен-ности |
Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты
|
|
|
Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности |
|
Закрепление.
а) упр.17, прочитай задание в учебнике, выполни по заданию
Вот скрипнула калитка… Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат… и его мысли станут моими мыслями… О, как таинственны, как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные явления!
б)упр.22 (по заданию)
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
Контроль. Определить стиль текста, доказать, используя таблицу.
1. «Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь! …………………….
2. Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья.
В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан. ……………………………………………………………………………………
Домашнее задание.§3, упр.25(устно),26 (устно), 27 (письм.)
Справочный материал
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля- общение. Применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др. Это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. К языковым особенностям относится варьирование интонации, ударения, паузы...К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика разговорного стиля имеет помету «разг.» В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая- столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, «бить баклуши»-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция - доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь. Используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг. Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др. Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль.
Основная функция делового стиля- точная передача деловой информации. Используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др. Характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением... В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика. В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.
Публицистический стиль.
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция - функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы. В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: .атмосфера, деликатничать... Часто используются иноязычные слова: шоу- спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы.
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция - воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо. Отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ , и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин) Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.