Мастер-класс «Страна детства» для уроков чтения в 4 классе
/data/files/g1670227920.ppt (Презентация "Чтение")
Открытый урок
литературного чтения в 4 классе
Тема: Обобщение по разделу
«Страна детства»
ТИП УРОКА: интегрированный
ЦЕЛЬ: Повторение и обобщение произведений по разделу «Страна детства».
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Повторить содержание прочитанных произведений и их авторов.
Совершенствовать умения узнавать прочитанное произведение по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям.
Развивающие:
Развивать умения читать выразительно, инсценировать отрывки.
Развивать правильную речь учащихся.
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Коррекционные:
Создавать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, слушать учителя и одноклассников;
социальной компетентности: взаимное сотрудничество (работа в группах, в паре).
Воспитательные:
Воспитывать толерантность по отношению друг к другу, уважение к мнению собеседника.
Прививать культуру поведения в гостях.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: частично – поисковый, словесные, наглядные, практические.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- личностно – ориентированное обучение;
- педагогика сотрудничества (учитель - ученик, ученик – ученик, учебная дискуссия);
- ИКТ - технология (презентация).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- развитие коммуникативной активности детей
ОБОРУДОВАНИЕ:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Презентация к уроку
Тексты для проверочных работ, сигнальные карточки, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, портреты писателей, новогодняя ёлочка, яблоки, конфеты, орехи, кукла, выставка книг «Страна детства», рисунки детей к прочитанным произведениям.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Ребята, сейчас урок чтения. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
- Я рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.
- Вы готовы сотрудничать со мной? Тогда приступаем к работе.
Мы книг прочитали пока что немного,
Но каждая книга – большая дорога.
Под шелест листвы и под пение птиц
Герои приходят с любимых страниц. (слайд 1)
I I. Речевая разминка
«Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребёнок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире» (слайд 2)
Молодцы!
- Внимательно послушайте стихотворение Сергея Владимировича
Михалкова «Мой секрет»:
(Читает ученик.)
В той удивительной стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне,
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ,
И озорных Затей,
Когда-то каждый был из нас,
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной,
И набирал года,
Однажды с этою Страной,
Простились навсегда.
Учитель продолжает чтение стихотворения:
Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад» — сказать легко.
Попробуй! Попали!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, там.
Мне стоит лишь собрать багаж
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
И, как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.
- О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства)
- Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»? (Стали взрослыми)
I I I. Сообщение темы и целей урока.
- Почему мы начали урок именно с этого стихотворения? (Мы изучили раздел «Страна детства»)
- Верно. И сегодня мы повторим и обобщим все произведения, изученные в разделе «Страна детства», вспомним авторов произведений, будем узнавать произведения по героям, отрывкам, предметам, иллюстрациям; инсценировка отрывка из произведения.
- Помните: Один за всех и все за одного!
- Я желаю вам удачи!
Повторение пройденного
1.- К какому произведению можно отнести эти пословицы? (слайд 5)
Ложь человека не красит.
Любопытством не проживёшь.
(Б.Житков «Как я ловил человечков»)
2.- С какой целью автор написал рассказ?
(Отвечают на вопросы учителя.)
Объясняют свой выбор. (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)
3.- В какой стране происходит действие рассказа «Корзина с еловыми шишками»?
(Отвечают на вопрос учителя.)
4.– Где произошла встреча композитора и девочки? Зачем Дагни собирала шишки в лесу?
Высказывают свои предположения
(Для посадки елей, делать игрушки)
5.-Какой была Дагни?
Высказывают свои предположения
6.- О чём думал композитор, когда писал музыку для Дагни?
7.- Давайте представим себя на месте Дагни. Мы с вами на концерте. Чтобы понять и почувствовать музыку, ее нужно слушать в тишине.
Слушают музыкальный отрывок, высказывают свои предположения.
8.- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Э. Грига?
(“Вы открыли передо мной, то прекрасное, чем должен жить человек”) (слайд 6)
9.- Чем же должен жить человек?
(Мечтой, Родиной, искусством, музыкой, добрыми делами…)
Г.К. Паустовский и Э.Григ - оба великие мастера. Один – словом, другой музыкой пробуждает в нас добрые чувства. Наверное, и вы сделали в своей жизни что- то
доброе: человеку, животному или просто растению.
10.Творческая работа (слайд 7)
Перед вами лежит лепесток, напишите кратко о своем добром поступке. Зачитывать мы не будем. Кричать о своих поступках не стоит, потому что, как гласит английская пословица «Кто добр поистине - добро творит в молчании»
Доброта - это как сказочный цветок, который расцвел в душе каждого из нас.
(Соединяем лепестки в цветы Доброты)
- А сейчас мы с вами поиграем в игры.
Игра. 1.
Работа с презентацией к уроку (показ слайдов)
«Узнай писателей к разделу «Страна детства» (слайды 8-14)
1. Назовите имя и отчество Зощенко.
(Михаил Михайлович Зощенко)
2. Какой писатель родился в семье железнодорожного служащего?
(Константин Георгиевич Паустовский)
3. Кто из писателей сменил множество профессий, таких как агент уголовного розыска, инструктор по кролиководству и птицеводству, милиционер, плотник, актёр, и многие другие?
(М. М. Зощенко)
4. Кто из писателей был дрессировщиком?
(Б. С. Житков)
Игра 2 «Говорят персонажи» (слайд 15)
1. «Разве за всю свою жизнь, вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? »
(Дагни, «Корзина с еловыми шишками»)
2. «Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал – то!»
(Боря, «Как я ловил человечков» Б. С. Житков)
3. «Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтоб мои дети были жадные и злые».
(папа Лёли и Миньки. «Ёлка», М. М. Зощенко)
4.«Ты ещё маленькая и много не понимаешь. Учись терпению».
(Эдвард Григ. «Корзина с еловыми шишками», К. Г.Паустовский)
Игра 3 . Узнай произведение по иллюстрации.
Назовите лишнюю иллюстрацию. Почему она лишняя?
Игра 4 «Герои рассказов»
1. Что не сдержал мальчик Боря в рассказе «Как я ловил человечков»?
(Честное слово, которое дал бабушке)
2. Эта девочка вдохновила великого композитора.
(Дагни)
3. В какое время года произошла встреча композитора
Эдварда Грига с девочкой Дагни в рассказе «Корзина с еловыми шишками» К. Г. Паустовского.
(осенью)
4. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет разбойником. («Ёлка»)
-У вас сегодня обобщающий урок по разделу «Страна детства». И для того чтобы узнать, как вы усвоили этот материал я хочу провести небольшую проверочную работу.
Проверочная работа (слайд 17)
1. Из какого произведения эти строки?
Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.
а) «Елка» в) «Корзина с еловыми шишками»
б) «Как я ловил человечков» г) «Мальчики»
2. Как зовут Житкова?
а) Борис Степанович в) Константин Георгиевич
б) Степан Борисович г) Михаил Михайлович
3. Какое произведение написал Б.С. Житков?
а) «Елка» б) «Как я ловил человечков»
в) «Корзина с еловыми шишками» г) «Главные реки»
4. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?
а) Б.С. Житков в) КГ. Паустовский
б) М.М. Зощенко г) В.В. Голявкин
5. Определите жанр произведения «Елка».
а) повесть в) басня
б) рассказ г) сказка
6. Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они являются.
Висеть, бездельничать, ходить.
а) наслаждаться в) болтаться
б) смотреть г) сидеть
7. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».
а) Дагни в) Леля
б) бабушка г) внук
Вариант 2
1. Из какого произведения эти строки?
А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.
а) «Корзина с еловыми шишками» б) «Как я ловил человечков»
в) «Елка» г) «Мальчики»
2. Как зовут Паустовского?
а) Георгий Константинович б) Константин Георгиевич
в) Борис Степанович г) Михаил Михайлович
3. Какое произведение написал М.М. Зощенко?
а) «Елка» б) «Как я ловил человечков»
в) «Корзина с еловыми шишками» г) «Главные реки»
4. Кто написал произведение «Елка»?
а) Б.С. Житков в) М.М. Зощенко
б) В.В. Голявкин г) К.Г. Паустовский
5. Определите жанр произведения «Как я ловил человечков».
а) рассказ в) басня
б) повесть г) сказка
6.Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они являются.
Глядеть, взирать, таращиться, глазеть.
а) ходить в) болтаться
б) смотреть г) гулять
7. Выберите антонимы к слову «добродушный».
а) злой в) дурной
б) жестокий г) ласковый
-Спасибо всем за работу!
После проверки теста вы все получите оценки.
(Во время работы детей звучит музыка Эдварда Грига)
- Ребята, вы узнали это произведение?
(Отвечают дети)
-Кто нам расскажет об этом замечательном композиторе?
(Отвечают дети)
- Кто дополнит этот рассказ?
(Чтение сочинения «Какой предстаёт перед нами Григ из рассказа Паустовского «Корзина с еловыми шишками»»)
(Ответы детей)
-Отгадайте загадку (слайд 18)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
(Ёлка)
- Наверное, нет на земле такого человека, который не любил бы праздник Новый год и новогоднюю ёлочку и сейчас вы увидите инсценировку рассказа М.Зощенко «Ёлка» (слайд 19)
- Почему стали расходиться гости? (Гостям не понравилось как повели себя члены семьи.)
- За что и как были наказаны Лёля и Минька? (За яблоко. Лёлю поставили носом в угол, а Миньке не подарили машинку.)
- Что произошло между взрослыми? (Они поссорились, забрали своих детей и ушли)
- Кто во всём этом был виноват? (Лёля и Минька). Почему? (Из – за них произошла ссора. Они были невоспитанные и жадные)
- Ребята, объясните смысл пословицы: «С вами водиться, что в крапиву садиться».(слайд 20)
(Водиться – дружить. Отказалась тётя дружить, потому что хозяева обошлись с гостями грубо и невежливо, прогнали их. Таких людей называют колкими, резкими и поэтому сравнение с крапивой).
- Как вы думаете, кто прав - гости или хозяева?
- Ну что, мы разобрали сложную ситуацию. Вспомнили правила поведения в гостях.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
IV. Физминутка
(Под песенку «Весёлая зарядка» дети выполняют различные движения).
V. Чтение отрывка.
- Ребята, вам понравились произведения раздела «Страна детства»?
- Тогда предлагаю прочитать отрывок из произведения «Корзина с еловыми шишками» стр. 53 – 54. Читаем по цепочке.
-Кем работали Магда и Нильс?
(Отвечают ученики).
VI. Закрепление.
- Произведения каких писателей мы повторили на уроке?
– Какова была тема урока? Понравилась ли вам работа на уроке? Что интересного вам запомнилось, что вы узнали нового, интересного?
- Сейчас каждый из вас выразит своё отношение к уроку.
-У вас на столах лежат полоски бумаги, где написаны: «Мне было легко на уроке», «Мне было трудно на уроке», «Я затруднялся иногда». Вы берёте одну из этих полосок пишите своё имя и приклеиваете к коллективной работе «Страна детства»
VII. Итог урока
- О чем же пишут в воспоминаниях? Какими словами? - О том, о чём нравится вспоминать, что было приятно человеку, о том, что удивило, поразило, заставило задуматься, о горе или о радости, о людях, с которыми ты встречался и т. д. Подбирают красивые слова, выражения, чтобы читателям было интересно.
Мы с вами не возвращаемся из прошлого.
Домашнее задание
Я попрошу вас вспомнить то время, когда вам было 5-6 лет, когда вы были дошкольниками. Вы все играли в игрушки. И, наверняка, какая-то была самой любимой. Опишите ее, вспомните, как вы с ней играли, что чувствовали в это время, почему она была вашей любимой игрушкой.
(Звучит мелодия песни “ Мы желаем счастья вам”.)
– Ребята! В каждом из нас живет сказка, и мы верим в чудеса и в исполнение желаний. Мы знаем, что человек живет не для того, чтобы быть богатым, а чтобы быть счастливым! Когда падают звезды – люди загадывают желания, которые всегда исполняются. И сегодня я хочу, чтобы вас коснулась звездочка счастья. (Учитель прокалывает воздушный шарик, откуда падают звездочки счастья на детей. Такие звездочки счастья дети дарят на память гостям.)
VIII. Выставление оценок.