Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» (УМК «Школа России»)
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Федулова Нина Валентиновна, первая категория, учитель начальных классов, МБОУ «Мувырская СОШ» Шарканского района УР
Предмет: Окружающий мир Класс: 4 Учебник (УМК): Плешаков А.А. окружающий мир, 4класс. УМК «Школа России»
Тема урока: «Страна, открывшая путь в космос». Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создание условий для систематизации знаний о космосе с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране.
Оборудование: учебник по окружающему миру 4 класс Плешаков А.А., видеофрагмент, макет дерева, листочки, рисунки: дерево, космос, ракета; бортовой журнал, таблица прием «Шесть шляп»; для опыта- подс масло, стакан, гуашь, шипучая таблетка.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В классе обучается 6 человек. Класс разноуровневый по знаниям. Учащиеся данного класса достаточно активны, подвижны. На уроках усидчивы, внимательны. Обучающиеся любят рассуждать, высказывать свою точку зрения, искать ответ на поставленный вопрос. На уроках легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы-средний. Дети имеют положительную мотивацию к деятельности на уроке. Большинство детей адекватно относятся к ошибкам одноклассников, прислушиваются к замечаниям в свой адрес. Любят работать совместно в паре, в группе. Также интересно на уроках ООМ выполнять эксперименты, опыты для мотивации к предмету.
Учащиеся владеют:
* Предметными УУД:
- выделять объекты окружающего мира;
- формировать навыки ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего;
* Регулятивными УУД:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
* Познавательными УУД:
- формировать навыки самостоятельного предполагания, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- уметь освоить способы решения заданий творческого и поискового характера;
- высказывать свою точку зрения;
* Личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму.
Межпредметные связи: Технология, Изо, литературное чтение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивационно-целевой 8 мин | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. – Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. День с улыбки начинай, к знаниям весело шагай! На уроке не ленись, новое узнать стремись! - Посмотрите фрагмент видеозаписи и предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Учитель включает видеофрагмент «Полет Ю.А.Гагарина» -Сказал: «Поехали» Гагарин, Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень1 С тех пор эпоха началась. - Назовите ключевое слово четверостишия. -Теперь вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? -– Совершенно верно. Сегодня на уроке речь пойдет не только о космосе, но и о космических путешественниках. | Приветствие учителя, подготовка к рабочему процессу. Просмотр видеофрагмента «Полет Ю.А.Гагарина». Осмысливают, делают предположения на вопрос учителя. (космос) | Регулятивные: формирование умения определять общую цель и путей ее достижения; |
II. Ориентировочный 3мин | – Что такое для вас Космос? - Нам поможет прием Кластер. - А дерево можно написать рядом с этими словами? - Можно ли соединить космос и дерево? -Вопрос остается открытым. | -принимают участие в составлении кластера, проблемного вопроса - Высказывание по космосу (звезды, млечный путь, солнце, Луна, Земля, космический корабль, планеты солнечной системы……) | Регулятивные: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: формирование навыка самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; |
III. Процессуальный 20 мин Физкультминутка Закрепление нового материала | –20 век дал миру величайшие открытия. Он вывел человека в космос. - Сегодня на уроке я предлагаю совершить путешествие по удивительным страницам книги истории «Страна, открывшая путь в космос» - Совершая путешествие будем вести бортовые журналы. Кто знает, что это такое? - Предлагаю сделать в ваших бортовых журналах первую запись – тема сегодняшнего урока Космос В нашем бортовом журнале будем записывать ключевые слова. Работа по учебнику - И так 1часть нашей работы. Прочитаем текст «Первые в космосе» - Прочитав текст, что бы вы написали в ваши бортовые журналы, находим ключевые слова. - Перейдем ко 2части «Космическая путешественница». Читаем самостоятельно громким шепотом записывая ключевые слова в бортовой журнал. (Дается 2минуты включаем песочницу). - Есть предположения по связи Космос и Дерево? -На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите. Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива. - Чтоб приблизиться к разгадке, давайте еще поработаем с текстом. - Какое впечатление у вас осталось после прочтения текстов, нам поможет прием «Шесть шляп». Выберите пожалуйста и приготовьтесь. Для выступления пользуемся бортовыми журналами. - Давайте еще раз вспомним прием «Шесть шляп» -Белая- факты, цифры. Я хотела бы выделить такие факты как…. -Красная – чувства, впечатления. Прочитав текст, я почувствовала…. - Желтая –положительные моменты. Я выделила следующие положительные моменты…. - Зеленая - я вам скажу, что тема космос актуальна и в наши дни так как… - Что же добавят нам эксперты - Спасибо за ваши интересные рассуждения. Для чего бортовой журнал? Своеобразный справочник, путеводитель. - Можем ли мы сделать дополнительную запись по нашему проблемному вопросу космос и дерево? - Благодаря нашему воображению попробуем ответить на проблемный вопрос. Перед вами картина дерево и ракета, что можно найти общего? -Работа в паре. Предположения записывайте в бортовой журнал. - А теперь, рекламная пауза, «Галактика в стакане». Интересно? -Бортовой журнал полистаем. Заполнен? -Но осталась последняя страница – вывод по уроку… -Вывод: В этой Вселенной все взаимосвязано, оказывается и дерево можно соотнести с космосом, потому что для нас космос это загадка. | Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы, слушают рассказ учителя. -принимают участие в диалоге, слушают ответы товарищей. формулируют ответ (Бортовой журнал – это документ, в котором космонавты ведут записи своих наблюдений в космосе). Читают текст, выделяют в нем информацию, ключевые слова, делают выводы, записывают. Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют ответы. (1957г- выведен спутник, 12апреля 1961г-первый полет в космос, 20февраля 1986г по 2001г работала космическая станция мир, 1998г- МКС) (В распоряжении медиков оказались новейшие лекарственные препараты. Ученые получили полное представление об экологическом состоянии нашей планеты…) (Первая художественная кинокартина, снятая в космосе «Вызов» на экран вышел с 20 апреля. Ни один гаджет не сработает без космоса ведутся высококлассные опыты..) Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют ответы. Носовая часть- макушка Корпус-ствол Крылья-ветви Двигатели-корни Включаются в процесс эксперимента, опыта Читают и воспроизводят информацию, делают вывод. | Коммуникативные: Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать с учителем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -искать и выделять необходимую информацию; -строить логическую цепь рассуждений; -формулировать выводы Предметные: воспроизводить новые понятия темы |
IV. Рефлексивно-оценочный 9мин | - Макет дерева, который присутствует на уроке озеленим. -На столе лежат листочки: - Приклеиваете нашему дереву листочек тот, который отражает ваше настроение после урока. Крупный лист - урок понравился! Отличное настроение! Я узнал…..Я понял, что……Мне было интересно….. Средний лист - урок понравился, Хорошее настроение, но что-то было непонятным. - Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось, сколько листиков, как и звездочек, зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили. -И так, вроде несоединимое, соединили? -Дерево и Космос! -Космос немыслим без ракеты, Ракета открывает путь! Она похожа на дерево, Не удивляйся, друг! | Проводят рефлексию. Оценивают свою деятельность зелеными листочками. | Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки Личностные Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |