Урок окружающего мира в 4 классе «Патриоты России»
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Осознать роль борьбы за независимость в начале 16 века в истории России. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия: народное ополчение, Минин и Пожарский, Михаил Фёдорович, Романов, Сибирь,
Ермак. Какие опасности угрожали России в начале XVII века? Когда в России начали править цари из рода Романовых?
Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Использовать речь для регуляции своего действия
К. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные результаты
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Основные понятия и определения
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о борьбе народа за независимость в начале XVII века, патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков. Попытаемся осознать роль этого события в истории России. Поймём, почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства.
Вспомни известные тебе имена русских полководцев и их победы
Изучение нового материала
Патриоты России
В конце XVI века царём был Фёдор Иванович — тихий добрый человек. У царя Фёдора не было детей. После его смерти трон опустел. Царская корона несколько раз переходила из рук в руки. В стране воцарился беспорядок, начались народные волнения. Правители, менявшиеся на престоле, не могли наладить жизнь.
В начале XVII века польские захватчики выступили против России. Полякам при поддержке бояр-изменников удалось войти в Москву. Они укрылись за стенами Кремля и Китай-города.
Казалось, что страна находится на краю гибели. Но, как это не раз бывало в истории, Россия нашла в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.
СУДЬБУ ОТЕЧЕСТВА ВЗЯЛ В СВОИ РУКИ НАРОД
Патриотическое движение возглавила Русская православная церковь. Патриарх (глава церкви) Гермогён и монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по разным городам и землям грамоты с призывом сплотиться для отпора захватчикам.
Осенью 1611 года постоять за родную землю призвал торговый человек Кузьма Минин из Нижнего Новгорода. Отовсюду в Нижний Новгород пошли люди. Для борьбы с врагом в 1612 году было создано народное ополчение. Чтобы его вооружить, потребовались немалые средства. Кузьма Минин первым сделал взнос.
Во главе рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Народное ополчение, которое дало клятву биться до смерти за столицу Российского государства, в марте 1612 года двинулось к Москве.
В августе ополчение подошло к Москве, опередив войско, спешившее на помощь полякам. В яростных схватках русские разбили его, вынудив уйти из Москвы. Польский гарнизон, запертый в Кремле и Китай-городе, находился в безвыходном положении. Проявив милосердие, Пожарский предложил ему сдаться. Поляки ответили отказом, но вскоре сложили оружие.
Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник К. Минину и Д. Пожарскому. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.
В 1613 году на Земском соборе 16-летний Михаил Фёдорович Романов из знатного боярского рода был избран на царство.
Узнай и опиши событие по опорным словам. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».
Осмысление и понимание полученных знаний
Народное ополчение 1612 4ноября
Памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве
1.Какие чувства вы испытали при чтении этого рассказа? Как вы считаете, в чём значение данного события в нашей истории?
2.С какими деятелями российской истории можно поставить в один ряд патриарха Гермогена, К. Минина и Д. Пожарского?
Проверь себя
1.Какие опасности угрожали России в начале XVII века? 2. С помощью сведений из учебника докажи, что народ защитил Россию в 1612 году. 3. Когда в России начали править цари из рода Романовых?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: народное ополчение
2.Опиши памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве.
«Имя Победы»: Пожарский Дмитрий Михайлович
Минин и Пожарский
Подвиг Минина и Пожарского. Рассказы из истории
Спасители отечества Минин и Пожарский
Минин и Пожарский. Разгром Ходкевича 24 августа 1612 года.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html