Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обсуждать, почему былина Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия: кремль, Великий Новгород, Москва, Юрий Долгорукий 1147 год. Знать название нашей страны, еȅ столицы, историю Древней Руси.
Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные результаты
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Основные понятия и определения
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о древнем Киеве и древнем Новгороде. Найдём их на карте, по иллюстрациям и схемам опишем облик этих городов. Осознаем важность находок берестяных грамот.
Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.
Изучение нового материала
Страна городов
Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. А как появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей, которые в изобилии обитали в лесных чащах. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.
Работа с исторической картой и схемами
1.Найдите на карте (с. 41) города Киев и Новгород. Что вы можете узнать о них по карте?
2.Рассмотрите схемы древнего Киева (с. 47) и древнего Новгорода (с. 49). С их помощью расскажите об этих городах.
Центр древнего русского города был обычно укреплён и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади города.
Выберите для работы в группе одно из путешествий — в древний Киев или в древний Новгород. Познакомьтесь по учебнику с этими городами. Выполните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ КИЕВ
Много прекрасных городов было на Руси. Но краше всех — Киев, стольный град великих князей. В разные стороны расходились от Киева торговые пути-дороги. Шли они на север и на юг, на восток и на запад. Ладьи и торговые флотилии останавливались у днепровских пристаней.
Схема древнего Киева
Далеко за пределами Руси шла молва о красоте и великолепии Киева. А дивиться было чему! Каждый князь стремился украсить свою столицу.
Расцвёл Киев при князе Ярославе, прозванном Мудрым (княжил в 1019 — 1054 годах). По его приказу в Киеве сооружаются Золотые ворота, торжественный Софийский собор. Путешественники считали Киев достойным соперником Константинополя. Словно чудо чудное, красовались деревянные терема с затейливой резьбой, золотые купола храмов.
Золотые ворота Софийский собор
До разорения завоевателями в XIII веке Киев был одним из крупнейших и красивейших городов мира.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ НОВГОРОД
Север нашей страны — удивительный край рек и озёр. Здесь, на берегах реки Волхов у Ильмень-озера, стоит Великий Новгород
Схема древнего Новгорода
С самого начала природа была верной союзницей Новгорода. Болота и топи, окружавшие город, надёжно защищали его.
Как гостеприимный, хлебосольный хозяин, город широко распахивал свои ворота перед друзьями. Располагался Новгород на оживлённом торговом пути. Богатые купеческие корабли теснились у пристаней на берегах Волхова. Разноязыкая речь звучала на улицах города (1).
Жили в Новгороде бояре, купцы, ремесленники. Среди ремесленников своим мастерством славились оружейники, ювелиры, камнерезы, кожевники
Дети забавлялись глиняными игрушками-свистульками. Модницы щеголяли в золотых и серебряных украшениях, носили бусы, перстни, браслеты из янтаря.
Издалека видны купола Софийского собора (2). Новгородские ратники перед боем клялись постоять за Святую Софию. Эти слова означали защитить свой город, Новгородскую землю.
Почти десять веков стоит могучий Новгородский кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.
Новгородцы славились вольнолюбием, гордым, независимым характером. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече — собрании всех горожан. Народ сходился на вече по звону колокола. Был в городе и князь, да не поладили с ним новгородцы. Но и без князя обходиться тоже было нельзя — Новгороду был нужен военачальник. И стали новгородцы приглашать князя, который им больше приглянется.
Удивительная жизнь древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например, стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X по XV век — 500 лет.
Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты.
Древние новгородцы писали на берёсте — берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками — писалами. Берестяными посланиями
обменивались родственники, друзья. На берёсте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.
Осмысление и понимание полученных знаний
Прочитай текст. Используй его при рассказе о берестяных грамотах
Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них — маленький новгородец Онфйм — учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное, он был непоседой и озорником, любил шалить и, отвлекаясь от занятий, делал на берёсте смешные рисунки
Проверь себя
1. Что такое кремль? 2. Какие великолепные сооружения украшали древний Киев? 3. Какие занятия были в почёте у новгородцев? 4. В чём важность находок берестяных грамот?
Вывод
Древняя Русь славилась своими городами. Их украшали великолепные постройки, созданные талантом древних мастеров. При раскопках многих старинных городов найдены берестяные грамоты.
Задания для домашней работы
1.Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя (по выбору).
2.От имени новгородца расскажи о своём городе: а) иноземному купцу; б) жителю другого русского города.
История Киева
Основание Киевского княжества
Древний Киев - История Киева
Древний Киев. Учебный фильм
Древний Киев –украшение истории
Как выглядели князья и люди знатного рода в древнем Киеве
Киев с высоты птичьего полета. Золотые Ворота
Древний Новгород. Учебный фильм
Путешествие в древний Новгород (4 класс)
Великий Новгород
Чудеса России. Великий Новгород
Источники информации:
УМК ШКОЛА РОССИИ А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова , рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html